Чтение с остановками, кубик Блума на уроке обучения грамоте
методическая разработка (1 класс)
Чтение с остановками, кубик Блума на уроках обучения грамоте.Выступление. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_ostanovkami.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение с остановками, кубик Блума на уроке обучения грамоте.
« А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
М. Цветаева
Работу с текстом, как с источником информации, необходимо начинать в 1 классе на этапе обучения грамоте.
Сегодня я познакомлю вас с приемами, которые использую в своей работе, на примере рассказа Л.Толстого «Мальчик и орехи», изучаемого в послебуварный период.
Прием «Чтение с остановками».
Прием «чтение с остановками» представляет собой обсуждение содержания каждого смыслового фрагмента текста и прогнозирование дальнейшего развития сюжета.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановки учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Однако познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. На каждой остановке задается от одного до трех вопросов.
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Для младших школьников такими текстами могут являться неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.
Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки, где: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Данный прием относится к технологии критического мышления и содержит все стадии технологии.
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
Прогноз по заголовку.
По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста.
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?
- Кто может быть главным героем?
- Какое событие в рассказе может быть описано?
формулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
- Знаком ли автор, встречались с произведениями данного автора, о чём пишет данный автор?
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто, по - вашему, будет главным героем?
- Где и в какое время может происходить действие?
2 стадия – осмысление. Постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета.
Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
- Что будет с героем после событий рассказа?
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления, воображения, развитие речи учащихся. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
Кубик Блума
Кубик Блума - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Почему я выбрала именно этот прием? Я считаю, что данный прием больше всего подходит для детей в период обучения грамоте, т. к. он вносит в урок элемент игры, ,соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка.
Прием «Кубик Блума я использую, работая в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя невостребованными.
Для работы понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Класс делится на 6 групп. Учитель предлагает одному из участников группы бросить кубик. Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
Назови героев рассказа
.( Предлагается карточка с заданием.)
Какой мальчик? Подчеркни. Добрый, злой, жадный, щедрый, находчивый, беспомощный. Какая мама? Подчеркни. Добрая, злая, щедрая, строгая, приходит на помощь.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев.
ПОЧЕМУ С МАЛЬЧИКОМ ПРОИЗОШЕЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Вопрос этой грани «»Кубика Блума перекликается с предыдущим. Только ответ на него вы вряд ли найдете в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить.
ОБЪЯСНИ, почему у рассказа такой конец?
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Время проявить креативность и фантазию. Вам предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.
ПРЕДЛОЖИ СВОЁ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.
Жадность
Случай с мальчиком
Не жадничай!
Мальчик и мама
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.
По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.
ПРИДУМАЙ, что было бы, если бы мальчик не пожадничал и взял немного орехов?
Поделись вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции, понять его.
ПОДЕЛИСЬ
КОГДА ТЫ РАДОВАЛСЯ, ЧИТАЯ ЭТОТ РАССКАЗ ?
А КОГДА ГРУСТИЛ ?
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Работая с «Кубиком Блума», вы не только активизируете мыслительный процесс. Работа затрагивает эмоциональную сторону.
Положительные стороны приема «Кубик Блума»:
Приносит злемент игры вурок, что снимает стресс.
Позволяет ученикам реализовать различные стороны рассмотрения проблемы, темы, задания.
Создает на уроке целостное, многогранное представление об изученном материале.
Создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Бросайте кубик и отвечайте на выпавшие вопросы. Это отличный способ понять то, что вы изучаете.
Не стоит строго ограничивать себя формулировками, предложенными Блумом. Если вы придумали новый тип задания или вопроса, которые помогают вам в усвоении текста, смело используйте их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе Чтение слов с буквой Б.
Технологическая карта урока...
Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках....
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Чтение с остановками на уроке обучения грамоте.Презентация.
Чтение с остановкамина уроке обучения грамоте. Презентация....