Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Волошина Людмила Владимировна

Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramotechtenie_1kl._.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение). 1класс.                     УМК «Школа России».

Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым

           разделительными знаками (закрепление).

Цели и задачи: 1.Закрепить знания учащихся о мягком и твёрдом разделительных

                                        знаках;

                                      2.Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки, таблицы, касса букв.

1. Оргмомент.

   -Тихо сели девочки, а теперь тихо сели мальчики.

2. Мобилизующая часть урока.

   -С какими буквами мы познакомились на прошлом уроке?

   -Чем они интересны? (не обозначают звуков; отделяют согласный от гласного; они различны по написанию; Ь смягчает предыдущий согласный звук)

   -Сегодня на уроке мы продолжим работать над чтением слов с этими буквами.

3. Закрепление знаний о разделительном Ь.

   -Как бы вы назвали одним словом людей, проживающих в одной квартире: мать, отец, дочь, сын – кто это вместе? (семья).

   -На доске схема слова семья. Произнесём это слово хором.

   -Расскажите по схеме, из каких звуков состоит слово.

   -Сколько звуков в этом слове? (5)

   Открывается карточка со словом семья.

   -Прочитаем слово хором.

   -Сколько в этом слове букв? (тоже 5)

   -Как в слове обозначено слияние (йа)?  (буквой Я)

   -Для чего же нужен Ь в этом слове? (он отделяет согласный звук от гласного; позволяет правильно указать смысл слова: не семя, а семья).

   Вывешивается таблица:                         

   -Как правильно он называется? (разделительный Ь)

   -Перед какими гласными пишется разделительный Ь?

4. Игра «Узнай слово».

   -А сейчас я хочу предложить вам игру. Она называется «Узнай слово».

   -Подсказка на доске. Как сказать одним словом?:

    -Снежная  буря. (вьюга) (можно сначала на ушко)                                                           

    -Домики для пчёл. (ульи)  

    -Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

По ходу ответов открываю карточки с буквами.

   -Прочитаем хором.

   -Что общего у этих слов?

   -Для чего же нужен разделительный Ь?

5. Физминутка.

    Утром бабочка проснулась

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз, росой она умылась,

    Два, изящно покружилась.

    Три, нагнулась и присела,

    На четыре – улетела

    И за парту тихо села.

6. Закрепление знаний о разделительном Ъ.

   На доске стихотворение:

    Волк ужасно разъярён-

    Съесть ежа не может он.

    Ёж, хотя он и съедобен,

    Для съеденья неудобен:

    Съёжась, выставил иголки-

    Объегорил злого волка.

   -Прочитайте стихотворение самостоятельно.

   -Кто хочет прочитать его вслух?

  Словарная работа.

   -Как понимаете?:

   «волк разъярён» (разозлён)

   «съедобен» (пригоден для еды)

   «съёжась» (свернулся в комочек)

   «объегорил» (обманул)

   -Прочитайте выделенные слова.

   -Что заметили? Что общего в этих словах? (разделительный Ъ)

   -Что вы знаете про эту букву? (Ъ отделяет согласный звук от гласного; меняет смысл слов)

   Вывешивается таблица:                       

   -Перед какими гласными пишется разделительный Ъ?

   -Мы сегодня на уроке наблюдали за Ь и Ъ разделительными знаками.

   -Что у них общего? (отделяют согласный звук от гласного, меняют смысл слов)

   -А чем они отличаются? (по написанию)

7. Работа с текстами. (с.201 и 202)

    -Те дети, у которых на парте лежат цветные кружки, будут читать рассказ «Три калача и одна баранка». Ваша задача найти и подчеркнуть слова, в которых встретится  Ь или Ъ разделительные знаки, и подумать, отчего мужик назвал себя дураком?

    -Остальные дети будут работать с текстом на с.201 (внизу страницы)

    -Прочитайте название рассказа.

    -В тексте встретятся такие слова:

     нечаянно (неожиданно)

    дорогая чашка (любимая вещь; то, что мы бережём)

    затрясся от страха (испугался)

    -Прочитайте (по одному)

    -Как вы понимаете их смысл?

    -Прочитайте рассказ самостоятельно.

    -Назовите главных героев рассказа. (отец, мальчик)

    -Прочитаем рассказ «по цепочке»

    -Кто разбил чашку?

    -Кто-нибудь это видел?

    -Что спросил отец?

    -Что ответил мальчик?

    -Как поступил отец? Что он сказал?

    -А теперь попробуем прочитать рассказ по ролям.

    -Как бы вы поступили в такой ситуации?

8. Физминутка.

    Гимнастика для глаз.

   -Закрыли глаза, глазками направо, налево, вверх, вниз. Зажмурили глаза, открыли, поморгали.

9. Продолжение работы с текстами.

    -Теперь обратимся к тексту «Три калача и одна баранка».

    -Кто читал этот текст, поднимите руку.

    -Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

    -Почему же мужик назвал себя дураком?

    -Согласны ли вы с ним? Почему?

    -Прав ли был мужик, когда решил, что он насытился одной баранкой? Почему?

10.Итог урока.

    -Что запомнили о Ь и Ъ разделительных знаках?

    -Чем понравилось заниматься на уроке?

11.Игра «Живые картинки».

    На столе игрушечные гараж и машина. Учитель называет слова: отъехал, подъехал, объехал, въехал (можно слова написать на доске). Один ученик показывает все движения с помощью машины.

    -Что общего в этих словах? ( Ъ )

 

                                   

           

 

 

        

                                                         

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»

Цель: формировать навыки  плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений  различать звуки на слух и в прои...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс по теме:Звуки [в], [в\']. Буквы В, в. УМК "Школа России"

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.Тип урока:Урок овладения новыми знаниями.Цель:Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в. Форма:  урок - игра.Оборудова...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...