Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по «Окружающему миру» А.А. Плешакова. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Пособие для учителей ОУ, Москва, «Просвещение», 2019 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Калининский район,
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. И. Покрышкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Уровень образования начальное общее образование , 1 -4 классы
Количество часов 135ч (1 класс- 33ч, 2 класс- 34ч, 3 класс-34ч, 4 класс- 34ч)
Уровень базовый
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по «Окружающему миру» А.А. Плешакова. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Пособие для учителей ОУ, Москва, «Просвещение», 2019 год.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоение конкретного учебного предмета, курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные результаты освоения учебного предмета | Предметное содержание учебного предмета «Окружающий мир», распределенное по годам обучения | |
Первый год обучения | ||
В результате первого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по уходу за комнатными растениями и домашними животными; указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет; проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя; 7) использовать небольшие тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации | Человек и природа Разнообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки). Наиболее распространенные комнатные растения и растения цветника. Лиственные и хвойные деревья. Человек – часть природы. Взаимосвязи между человеком и природой. Охрана природных богатств, правила поведения в природе. Растения и животные в моем доме. Правила ухода за комнатными растениями, забота о домашних животных. Человек и общество Наша Родина – Россия. Символы России. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине. Я – школьник. Совместная учеба, традиции, праздники. Ценность дружбы. Взаимная помощь. Моя семья в прошлом и настоящем. Правила поведения в семье. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Мои обязанности в семье. Имена и фамилии членов семьи. Правила безопасной жизни Соблюдение режима дня. Правила личной гигиены. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Правила поведения в школе, на уроке. Правила безопасного поведения в общественном транспорте и на дорогах. Действия в соответствии с основными знаками дорожного движения. Безопасность в сети Интернет | |
Второй год обучения | ||
В результате второго года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба; описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты (достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей семьи, соотнося их с профессиями; ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; уметь вести себя при прослушивании гимна России; находить на карте России Москву, свой регион и его главный город; соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в различные сезоны года; соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила безопасности в сети Интернет; проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации; создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по заданному плану | Человек и природа Природа и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Явления природы. Погода. Термометр – прибор для измерения температуры. Сезонные явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Красота природы в разные времена года. Многообразие растений и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия). Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Особенности, образ жизни животных. Связи в природе, между природой и человеком, растениями и животными. Дикорастущие и культурные растения, их различия. Дикие и домашние животные, их разнообразие, сходство и различия. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила охраны природы. Экология. Звёзды и созвездия. Глобус как модель Земли. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности. Океаны и материки, их названия на глобусе и карте. Человек и общество Наша Родина Россия. Государственная символика России. Россия – многонациональная страна. Родной город (село). Природные и культурные объекты и достопримечательности города (села). Россия на карте. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Семейные ценности и традиции. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Правила безопасной жизни Правила безопасного поведения человека в природе (на воде и в лесу). Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила личной гигиены. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора, освоение правил безопасности/безопасного пешехода), в школе, дома, общественном транспорте. Правила безопасного поведения в быту. Безопасность в сети Интернет | |
Третий год обучения | ||
В результате третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки; находить на карте мира Российскую Федерацию; сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья; приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней; узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности; различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи; соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете; проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями | Человек и природа Разнообразие природы. Способы изучения природы. Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые. Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края. Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ. Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях. Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Человек и общество Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица, символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Правила безопасной жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней. Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи. Безопасность в сети Интернет | |
Четвертый год обучения | ||
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится: распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных характерных свойств; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2 признака для группировки; проводить простейшие классификации; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных зонах, природных сообществах); демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны; узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края; понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства; показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох на ленте времени; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья; соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (3–5 предложений) | Человек и природа Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Всемирное природное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного природного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Формы земной поверхности. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к полезным ископаемым. Реки, озёра и моря России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Крупнейшие и наиболее известные реки и озёра нашей страны. Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Черного морей. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности. Экологические связи в природных зонах. Природные сообщества: лес, луг, пресных вод. Влияние человека на их жизнь, охрана. Человек и общество Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственные символы: герб, флаг и гимн. Их история, значение в жизни государства и общества. Правила поведения при прослушивании гимна. Россия многонациональная страна (Города России. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта, уважительное отношение к своему и другим народам.) Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Всемирное культурное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Политико-административная карта России. Праздники в жизни человека, семьи, страны. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Знаменитые соотечественники, их вклад в историю и культуру России. Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. Лента времени. Историческая карта. История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Правила безопасного поведения в природе. Безопасность в сети Интернет |
Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Таблица распределения часов:
Авторская и/или примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | 1 класс Задавайте вопросы! | 1 ч. | 1 ч. |
2 | «Что и кто?» | 20 ч. | 10 ч. |
3 | «Как, откуда и куда?» | 12 ч. | 6 ч. |
4 | «Где и когда?» | 11 ч. | 5 ч. |
5 | «Почему и зачем?» | 22 ч. | 11 ч. |
2 класс | |||
6 | «Где мы живём?» | 4 ч. | 2 ч. |
7 | «Природа» | 20 ч. | 10 ч. |
8 | «Жизнь города и села» | 10 ч. | 5 ч. |
9 | «Здоровье и безопасность» | 9 ч. | 5 ч. |
10 | «Общение» | 7 ч. | 3 ч. |
11 | «Путешествия» | 18 ч. | 9 ч. |
3 класс | |||
12 | «Как устроен мир» | 6 ч. | 3 ч. |
13 | «Эта удивительная природа» | 18 ч. | 9 ч. |
14 | «Мы и наше здоровье» | 10 ч. | 5 ч. |
15 | «Наша безопасность» | 7 ч. | 3 ч. |
16 | «Чему учит экономика» | 12 ч. | 6 ч. |
17 | «Путешествия по городам и странам» | 15 ч. | 8 ч. |
4 класс | |||
18 | «Земля и человечество» | 9 ч. | 4 ч. |
19 | «Природа России» | 10 ч. | 5 ч. |
20 | «Родной край – часть большой страны» | 15 ч. | 8 ч. |
21 | «Страницы Всемирной истории» | 5 ч. | 3 ч. |
22 | «Страницы истории России» | 20 ч. | 10 ч. |
23 | «Современная Россия» | 9 ч. | 4 ч. |
ИТОГО: | 270 ч. | 135ч. |
1 класс (33 часа)
Раздел учебного курса | кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | |
Задавайте вопросы! Введение. Задайте вопросы? | 1 | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | |
«Что и кто?» Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверочная работа по разделу «Что и кто?». Проект «Моя малая Родина» | 10 ч | - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока — работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока — работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей -наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями — выполнять тестовые задания учебника | |
«Как, откуда и куда? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?» Проект «Моя семья» | 6ч | — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - иллюстрировать их наглядными материалами; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - иллюстрировать их наглядными материалами; | |
Где и когда? Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверочная работа по разделу «Где и когда?». Проект «Мой класс и моя школа». | 5ч | — высказывать предположения о причине возникновения эха — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; | |
Почему и зачем? Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?». Проект «Мои домашние питомцы» | 11ч | презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей — работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; — рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; -наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя ( ливень, косохлёст, ситничек); - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А,В,С в жизнедеятельности организма; - запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; - различать средства связи и средства массовой информации; - рассказывать ( с опорой на фото в учебнике) о видах телефонов; - работать в паре: сравнивать старин. и современ. предметы ( телефоны, телевизоры, радиоприёмники) ; - моделировать ситуации вызова экстрен. помощи по телефону; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороге, осуществлять самоконтроль; - обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасат. Средствами на корабле и в самолёте; --отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; -моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; -выступать с сообщениями, - обсуждать выступления учащихся; |
2 класс (34 часа)
Раздел учебного курса. Тема | кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | ||
«Где мы живём?» Родная страна. Проект « Город и село.» Природа и рукотворный мир Проверочная работа по разделу | 2ч | - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России; - анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, -приводить примеры народов России, -различать национальные языки и государственный язык России; - работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и -оценивать свои достижения на уроке. - сравнивать город и село; - рассказывать о своём доме по плану; - формулировать выводы; - распределять обязанности по выполнению проекта; - собирать информацию о выдающихся земляках; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий; | ||
Природа Неживая и живая природа. Явления природы Что такое погода? В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения? Какие бывают животные? Невидимые нити Дикорастущие и культурные растения Комнатные растения Дикие и домашние животные Животные живого уголка Про кошек и собак Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга» Проверочная работа по разделу | 10 ч | различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; - классифицировать объекты окружающего мира; - формулировать выводы из изученного материала - различать объекты неживой и живой природы; - работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; -приводить примеры явлений неживой и живой природы и сезонных изменений - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа. - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; - прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе -находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах; - формулировать выводы, рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека, работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | ||
Жизнь города и села Что такое экономика Из чего что сделано. Как построить дом? Какой бывает транспорт Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Проверочная работа по разделу Проект Профессии» | 5ч | - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; - моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; - извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. - классифицировать предметы по характеру материала; - прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); - сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; - рассказывать о строительных объектах в своём селе; - предлагать вопросы к тексту. - классифицировать средства транспорта; - узнавать транспорт служб экстренного вызова; - запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. - различать учреждения культуры и образования; - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; - определять названия профессий по характеру деятельности; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - формулировать выводы; - распределять обязанности по подготовке проекта; - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; - предлагать и обсуждать меры по их охране; - использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; - подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | ||
Здоровье и безопасность Строение тела человека Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля Школа пешехода. Домашние опасности Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы Проверочная работа по разделу | 5ч | - познакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. - называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. - рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; - обсуждать сбалансированное питание школьника; - различать продукты растительного и животного происхождения; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. - моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - соотносить изображения и названия дорожных знаков; - формулировать правила движения по загородной дороге. - формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; - сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. - характеризовать пожароопасные предметы; - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; - рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности | ||
Общение Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья Мы -зрители и пассажиры. Проверочная работа по разделу | 3 ч | - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива; - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект. - рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения; - моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. - формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; - формулировать правила этикета в гостях. - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; | ||
Путешествия Посмотри вокруг. Формы земной поверхности Водные богатства В гости к весне (экскурсия) Россия на карте Проект «Города России» Путешествие по Москве Московский кремль Город на Неве Путешествие по планете и материкам Страны мира. Впереди лето | 9ч | сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - формулировать вывод о форме Земли. - находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы - осваивать приёмы ориентирования по компасу; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - сравнивать по схеме холм и гору; - характеризовать поверхность своего края - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; - обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; - знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; - моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; - наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. - сравнивать изображение России на глобусе и карте; - соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; - осваивать приёмы чтения карты; - учиться правильно показывать объекты на настенной карте. - описывать достопримечательности по фотографиям - сравнивать глобус и карту мира; - находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. - находить материки на карте мира; - знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. - сравнивать физическую и политическую карты мира; - находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; - готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; | ||
Итого: 34 часа |
3 класс (34 часа)
Раздел учебного курса | кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
Природа. Человек. Проект «Богатства, отданные людям» Общество. Что такое экология. Природа в опасности! | 3ч | - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Эта удивительная природа Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. П.Р.№1 Растворимости веществ Воздух и его охрана. П.Р.№2 «Исследования и свойства воздуха» Превращения и круговорот воды Берегите воду! П.Р.№ 3 « Исследование свойств воды» Что такое почва. Как разрушаются камни. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Размножение и развитие животных Охрана животных В царстве грибов. Великий круговорот жизни. | 9ч | -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека; - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека;определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, интернете; - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках; растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -классифицировать тела и вещества; - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - наблюдать опыт с растворением вещества; -высказывать предположения объясняющие результат опыта; -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара; -высказывать предположения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные из учебника; - доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве -высказывать предположения о плодородии почвы; -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений; -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве -высказывать предположения о плодородии почвы; -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений; - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»; |
Мы и наше здоровье Организм человека. Органы чувств. Лабораторная работа « Опознавание предметов на ощупь и по запаху» Надёжная зашита организма. Практическая работа № 4 « Свойства кожи» Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверочная работа | 5ч | -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения; - моделировать строение пищеварительной системы; - приводить примеры правильного питания; -составлять меню здорового питания; характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме; -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы; -работать в паре; -характеризовать факторы закаливания; - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку; -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний -характеризовать понятие ЗОЖ; -формулировать правила ЗОЖ; |
Наша безопасность Огонь, вода и газ Чтобы путь был счастливым Дорожные знаки Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | 3ч | -моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. -соотносить изображение и название дорожных знаков. -объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. -формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков. -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. -учиться соблюдать изученные правила безопасности -характеризовать пожароопасные предметы. -запомнить правила предупреждения пожара. -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. |
Чему учит экономика Для чего нужна экономика. Природные богатства . Полезные ископаемые. Растениеводство. Практическая работа № 5 « Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану». Животноводство. Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» Домашняя практическая работа № 6 « Исследование продуктов животноводства, используемых семьёй в течение дня». Что такое деньги Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. | 6ч | -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - обсудить проблему экологической ситуации раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использование природных богатств; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности -характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отросли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - собирать информацию об экономике своего края; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности -характеризовать понятия виды обмена товарами; - моделировать ситуации бартера и купли продажи; - раскрывать роль денег в экономики; - различать денежные единицы разных стран -характеризовать государственный бюджет и доходы; - выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства; оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); — презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Европы , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; |
Путешествие по городам и странам. Золотое кольцо России Проект «Музей путешествий» Наши ближайшие соседи. На севере Европы Что такое Бенилюкс В центре Европы Дом. Пр. работа № 7 « Выяснение в магазинах, какие товары поступают из из. стран». По Франции и Великобритании ( Франция) На юге Европы По знаменитым местам мира Проверочная работа по разделу | 8 ч | прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; —рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; —узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; —составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); — готовить сообщения (экскурсии по музею); — презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Европы , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; |
4 класс 34 часа
Раздел учебного курса. Тема | кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
Земля и человечество Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. | 4ч | - характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; - отличать планеты и их спутники; - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; - устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; - наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); - анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - находить в небе и на карте звездного неба атласа- определителя изучаемые объекты; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; - составлять рассказы о мире с точки зрения историка; -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; - характеризовать современные экологические проблемы; - предлагать свои меры по решению экологических проблем; - рассказывать о мире с точки зрения эколога - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; - определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотография |
Природа России Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря | 5 ч | - находить на физической карте России изучаемые географические объекты; - различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; - характеризовать формы рельефа России; - находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; - различать моря и озера; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов - различать физическую карту России и карту природных зон; - находить на карте природные зоны России и характеризовать их; - устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; - работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; - различать широтную и высотную поясность; - находить на карте природных зон зоны высотной поясности; - устанавливать взаимосвязь природных особенностей различных природных зон -характеризовать природные особенности - выявлять экологические связи в природных зонах - прослеживать цепи питания |
Родной край – часть большой страны Наш край Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства Земля – кормилица Жизнь леса и луга Жизнь в пресных водах. Растениеводство и животноводство в нашем крае. Экскурсии в природные сообщества родного края. Проверочная работа за первое полугодие. Презентация проектов (по выбору). | 8 ч | - обсуждать меры по охране поверхности своего края; - моделировать знакомый участок поверхности своего края; - сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; - находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; - характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; - рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; - описывать одну из рек по данному в учебнике плану; - составлять план описания озера (пруда); - моделировать наиболее знакомый водный объект; - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; - извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; - моделировать тип почв своего региона; - выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем |
Страницы всемирной истории Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. | 3ч | - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждать роль огня и приручения животных; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии в изучении первобытного общества; - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира, Средневековья, Нового времени, Новейшего времени - находить на карте местоположение древних государств; - обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; -описывать по фотографиям достопримечательности современных городов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; |
«Страницы истории России Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920- 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. | 10ч | - характеризовать верования древних славян; - составлять план рассказа на материале учебника; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника; - находить на карте места сражений ; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; - выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; - готовить праздник ко Дню Победы; - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - презентовать проект; - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; - характеризовать верования древних славян; - составлять план рассказа на материале учебника; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника; - находить на карте места сражений ; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова; - описывать достопримечательности Петербурга; - сравнивать положение разных слоев российского общества; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; - выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; - готовить праздник ко Дню Победы; - составлять группу по интересам, распределять обязанности; - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - презентовать проект; - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей - различать права и обязанности гражданина, устанавливать- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях их взаимосвязь; |
Современная Россия Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России Проверочная работа за второе полугодие. Презентация проектов ( по выбору). | 4ч | подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; - составлять план и текст доклада; - презентовать проект; - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - презентовать проект; - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; - выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; - обсуждать, зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи; |
ИТОГО: 34часа |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция ) | ||
1 | Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.- М,: Просвещение, 2011 | |
2 | Учебники | |
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011 | ||
| ||
В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011 | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
3 | Рабочие тетради | |
1 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011 | ||
2 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2010 | ||
2 класс. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2010 | ||
3 класс. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2010 | ||
3 класс. В 2 ч. Ч.2.- М.: Просвещение, 2010 | ||
| ||
Методические пособия | ||
Плешаков А.А., Александров В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки : 1 класс. | ||
Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки : 2 класс. | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор | ||
| ||
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. / В соответствии с санитарно - гигиеническими нормами / Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для карт и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...