Проблемно - диалогическая технология – как путь открытия новых знаний
материал

Цель: ознакомить педагогов с проблемно - диалогической технологией. 

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_shabalina_n.n.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                

«Проблемно - диалогическая технология –

как путь открытия новых знаний»

Районный семинар учителей начальных классов

Шабалина Нина Николаевна,

 Данилова Галина Геннадьевна
 учителя начальных классов,

МОУ «Благоевская СОШ»
Удорский район,

 Республика Коми

Ноябрь, 2014 г.

«Проблемно - диалогическая технология - как путь открытия новых знаний»

Цель:

ознакомить педагогов с проблемно - диалогической технологией

Задачи:

  1.систематизировать знания педагогов о разных подходах в  обучении.

   2.активизировать творческую деятельность педагогов.

   3. активизировать самообразовательную работу педагогов.
   4. Способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать группами; адекватно оценивать результат своей работы;

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

  • Участвовать в постановке проблемы мастерской;
  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
  • Умение контролировать свою деятельность.

 

Познавательные УУД:

  • Установление причинно – следственных связей;
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
  • Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

  • Осознавать необходимость в работе над данной темой;
  • Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Оборудование: мультимедийное  оборудование, компьютер

Наглядность: презентация.

Раздаточный материал: справочный материал, методическая литература, карточки-задания

Форма: мастерская

 Эпиграф:

                                                                               Современный педагог - не тот, кто учит,

                                                                                                а тот, кто понимает и чувствует,

                                                                                как ребенок учится, как проходит

                    его становление.

И.В.Гете  

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я предлагаю вам принять активное участие в нашей мастерской, в которой каждый из вас получит важную и необходимую информацию.

Начнем нашу работу с небольшого задания.

  1. Задание учителям: 

СЛАЙД 3

1.Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите  вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе. Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо.

 2.А сейчас я предлагаю вам игру - «Минутка на внимание». СЛАЙД 4

Как можно  одним слово   назвать сложный вопрос, затруднение, сомнение?

( Проблема- это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.)

Чтобы разрешить  проблему  мы ведем разговор, обмениваемся репликами.  Это диалог.

Так на бытовом уровне мы вышли на предмет нашего разговора. Ведь именно эти слова легли в основу  проблемно- диалогической технологии. 

В педагогике именно эта технология  позволяет  построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами  «открывали» их.

 СЛАЙД  5  Почему она так названа? В сложном прилагательном «проблемно-диалогическая» первая часть означает что, на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка  учебной проблемы и поиск решения. Слово диалогический означает, что, постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляется в ходе выстроенного диалога.

     Таким образом,  диалог дает возможность путем анализа высказываний различных точек зрения выстроить и аргументировать свою собственную.

       Автором  данной технологии является Мельникова Елена Леонидовна. «Проблемный диалог – главное дело моей жизни. Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несет свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает», - пишет Мельникова Елена Леонидовна.

II. Обмен опытом (выступление учителя начальных классов Даниловой Г.Г.)  - выступление прилагается.СЛАЙД 7- 15

III.Работа по группам:  СЛАЙД 16-17        

1.Предлагаем подумать и определить, что дает применение ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА:

        1 группа – для учителя?

        2 группа –для ученика?

        3 группа – для образования?

(обсуждение в группах, предлагаются варианты ответов)

 СЛАЙД 10  Для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками:

для учителя        - ключ к успеху и творчеству

для ученика        - интересный и понятный урок

для образования        - реализация развивающего обучения

2. Сейчас мы предлагаем ознакомиться с заданиями, которые можно применять на уроке  для развития умения видеть проблемы. СЛАЙД 18-19

3. Расставьте педагогические действия метода побуждающего диалога от проблемной ситуации по порядку. СЛАЙД 20-21 (группы получают карточки-задания)   Приложение 1.

4. СЛАЙД 22-23   Выберите  из предложенных приемов создания проблемных ситуаций те, которые подходят к методу побуждающего диалога. (группы получают карточки-задания)   Приложение 2.


5. Предлагаю применить свои теоретические знания. Распознать приёмы создания проблемных ситуаций из  фрагментов уроков.

IV. Популярные статьи и книги СЛАЙД 26

V. Общие выводы:

  1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.
  2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.
  3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
  4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

           СЛАЙД 27

              Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

               Дорога не запомнится.

              Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется.
        

СЛАЙД 28 А сейчас я попрошу оценить значимость этой  мастерской непосредственно для вас.

Метод эмоционально – цветовой аналогии.

   Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

 Красный – активное, восторженное настроение

 Оранжевый – радостное, тёплое

 Жёлтый – светлое, приятное

 Зелёный – спокойное, ровное

 Синий- грустное, печальное

 Фиолетовый- тревожное, тоскливое

 Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости

V. Рефлексия СЛАЙД 29

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, 

а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

СЛАЙД 30 Спасибо вам за помощь и внимание.

Список литературы:

1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7,8

2.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.

3.Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.

4.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49

5. Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с.

Приложение 1.

Расставьте педагогические действия метода побуждающего диалога от проблемной ситуации по порядку.

Приложение 2.

Выберите  из предложенных приемов создания проблемных ситуаций те, которые подходят к методу побуждающего диалога

  1. Использование фрагментов мультфильмов, загадок, ребусов,  кроссвордов, шуточных стихов и песенок, инсценировки и т.п.
  2.  Одновременно предъявить противоречивые факты, разные точки зрения;
  3. Столкнуть мнения детей вопросом или практическим заданием. В основе может так же лежать и другое противоречие - между житейским представлением детей и научным фактом;
  4. Организовать подводящий к теме диалог;
  5. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием «на ошибку»;
  6. Дать практическое задание не выполнимое вообще;
  7. Дать практическое задание, несходное с предыдущим;
  8. Дать практическое задание сходное с предыдущим, но незнакомое детям и доказать, что задание детьми не выполнено.

Правильный ответ по заданию № 1. (Приложение 1.)

1.создание проблемной ситуации;

 2.побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

 3.побуждения к формулированию учебной проблемы;

 4.принятия предлагаемых детьми формулировок учебной проблемы.

Правильный ответ по заданию № 2.  (Приложение 2.)

Все ответы, кроме №1 и №4.(№1 относится к методу сообщения темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», а №4 - к методу подводящего к теме диалога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».

Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ре...

Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Презентация к методическому семинару"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...