Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока открытия новых знаний
на основе технологии проблемного обучения по русскому языку
"Безударные гласные в корне слова", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_otkrytiya_novyh_znaniy.docx | 386.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока открытия новых знаний
на основе технологии проблемного обучения по русскому языку
Тип урока: объяснение нового орфографического правила (2 класс, учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык» для четырёхлетней школы, Дрофа, Москва, 2003г.)
- Тема урока: Правило проверки безударных гласных в корне слов. Формирование умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.
- Задачи урока:
- образовательные: познакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова; усваивать особенностей проверочных и проверяемых слов; овладевать способами проверки; составить памятку проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова.
- развивающие и воспитательные: развивать орфографическую зоркость, память, внимание, устную и письменную речь, активизировать познавательную деятельность; воспитывать: интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, в паре, трудолюбие, аккуратность.
- предполагаемый результат урока:- знание обучающимися правила, - умение обучающимися подбирать проверочные слова, - умение обучающимися составлять рассказ-описание о растении, - умение обучающимися проводить самоконтроль и взаимоконтроль.
3. Оборудование: учебник “Русский язык”. 2-й класс, авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельных работ, памятка “Как проверить безударную гласную в корне слова”, листы в виде ракеты, памятка с Лунтиком.
4. Использованная литература:
1) учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык». Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы, Москва: Дрофа, 2003г.)
2) О.Узорова, Е.Нефёдова. Как научиться писать сочинения по картинкам. «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», 2005, с. 66-68.
3) методические указания: Т. Г. Рамзаева. Уроки русского языка во 2 классе. Москва «Просвещение» 1991, с.72 – 75.
4) читала открытые уроки Черменской Н. В.(г. Саратов), Репиной А. В. ,Седовой И. А.
по данной теме на сайте: festival@1september.ru
5) статьи в журналах «Начальная школа»:
№7, 2003г - Г.М. Межонова «Как научить ребёнка грамотно писать», с. 89-93; Н.В. Пировских «Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы», с.28-30.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. Создание учебной ситуации. Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию удивления. | Сядьте ровно, подтянитесь, И друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, давайте её прочитаем: “Ребята! Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем расп.вать чай и расп.вать песни. Лунтик”. – Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? Что вас удивило? | Хором говорят: Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок, Мы за парты сели ровно. Лунтик пропустил буквы в своей записке. |
Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулирование вопроса или темы урока. | - Странно… Лунтик, наверное, не знал какие гласные писать. А вы как думаете, ребята? На доске: расп.вать чай расп.вать песни - Сколько же мнений получилось? - Разве можно “петь” чай и “пить” песни? - Какой вопрос тогда возникает? – Из-за одной неверно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания, и могут возникнуть различные нелепые ситуации. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какова задача урока? -Чтобы точно сформулировать тему урока, давайте поставим ударение и выделим корень в этих словах. - Лунтик не знает правило: о правописании безударных гласных в корне слова. – Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока. - Ребята, какие цели поставим перед собой? – Вы правы, сегодня мы познакомимся с правилом о правописании безударных гласных в корне, будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, и составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”. | Могут быть 4 мнения: «распевать чай», «распивать песни», «распивать чай», «распевать песни». - 4 мнения. - Нет. - Кто из ребят прав. - Будем учиться писать правильно эти слова. - И в первом слове, и во втором слове пропущенные гласные находятся в безударном положении. - Обе пропущенные гласные находятся в корне слова. -Правило проверки безударных гласных в корне слова. -Познакомиться с правилом о правописании безударных гласных в корне слова. -Научиться писать правильно слова с безударной гласной в корне. |
Исследовательская работа с целью разрешения проблемы. Поиск решения проблемы – открытие новых знаний в поисковой деятельности. Микроцель: выработка навыка аккуратного, каллиграфического письма. Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе. Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова. Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах. Микроцель: закрепить умение выделять проверочные слова. | Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку: Ни пера, ни крыла, А быстрее орла. Только выпустит хвост – Понесётся до звёзд. слайд У каждого из вас будет ракета (Раздаются листы) 2. Чистописание. – Чтобы завести первый двигатель ракеты, выполним первое задание: Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово. Планета, безударные, звезда Взлететь, приземлиться, гласные. – Все ли гласные могут быть безударными? Мы напишем безударные гласные в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной). 3. Словарь. – Чтобы завести второй двигатель ракеты, выполним второе задание: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, к.рабль, р.кета, п.нал, за.ц, .нтересный. - Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные? – Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР) 4. Новый материал. – Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”, нам надо помочь Лунтику. – Как найти в слове безударную гласную? - Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке): Звезда, летать, грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора. - Мы с вами знаем, как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? Вспомним правило. (если обучающиеся не помнят, то читают по учебнику на странице 98.) – Ребята, как вы думаете: как проверить безударную гласную в корне слова? На доске: расп.вать чай расп.вать песни - Проверим, измените слова. - Слова: пить, распить и слова: петь, пение – как можно назвать одним словом? - Составьте предложение с одним из словосочетаний: распивать чай, распевать песни. - А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . - Проверим по учебнику, откройте страницу 165, найдите условное обозначение правила, прочитайте «про себя». - А теперь запишем наши слова, скажите какие слова мы запишем сначала? Учитель на доске: (Петь) распевать песни, (пить) распивать чай; выделяет корень, подчёркивает гласные в корне. Составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова” - Как найти в слове безударную гласную? - Верно и выделить безударную гласную. Значит, 1и 2 пункты плана читаем хором: Памятка 1.Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. – А что надо сделать дальше? - Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”. – Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? - Корень слова – главная, значимая часть. Родственные связи дарят корню власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова. Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд- . Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень. – Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах? – Вернёмся к нашей памятке Памятка 1.Поставить ударение. 2.Выделить безударную гласную. 3.Определить в слове корень. – А что надо сделать дальше? - Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”. – Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово: Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной. – Закончим нашу памятку. Памятка 1. Поставить ударение 2. Выделить безударную гласную 3. Определить в слове корень 4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. - А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … . – Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём. | -Ракета. - Безударные гласные. -Только о, а, и, е, я. - О, а, е, я, и. - Нет, это словарные слова. - Надо поставить ударение в слове. - Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава – травы, гора – горы, река – реки. - Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный в корне стал ударным. Могут быть разные варианты: - Пить, пение, петь, распить. - Однокоренные. - Лунтик за столом распевал песни с друзьями. Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова: Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Учащиеся читают правило «про себя». - Проверочные. Учащиеся пишут в тетрадях. - Надо поставить ударение. Учащиеся читают хором: 1. Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. - Надо определить в слове корень. - Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называ-ются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными. Корень слова – главная, значимая часть. – Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный. – Корень в однокоренных словах пишется одинаково. - Надо подобрать проверочное слово.
Самопроверка: (на доске с обратной стороны) 1 группа: лес, лесник, перелесок, лесной. 2 группа: водный, водичка, воды, водяной. Учащиеся читают опору и вставляют пропущенные слова: Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. |
Первичное закрепление новых знаний. Тренировочные упражнения развивающего характера. Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне. Микроцель: учить подби-рать проверочные слова. | 5. Физминутка. От небесного причала, Оттолкнулся луноход, Он назад поплыл сначала, А потом поплыл вперед. И поплыл, поплыл по небу, Набирая полный ход. – У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить. ___ определить корень ___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение ___ поставить ударение ___ выделить безударную гласную – Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 166, упражнение 313. Выполняем по заданию, используя памятку, работаем в паре. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибки при письме? - Как вы объясните свои ошибки? | Учащиеся составляют: 1. Поставить ударение. 2. Выделить безударную гласную. 3. Определить в слове корень. 4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Учащиеся работают в паре и рассуждают так: «В слове «листок» второй слог ударный, первый слог безударный, нужно проверить. Выделим корень – лист -. Подберём проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение – лист. Значит, в слове «листик» пишем гласный – и». Взаимопроверка. ( Правильно подобрать проверочное слово или корень в однокоренных словах пишется одинаково. ) |
Творческая работа по применению полученных новых знаний на практике. Работа по развитию устной и письменной связной речи. Микроцель: проверить усвоение материала урока | - Отгадайте, какой цветок нравится Лунтику: Есть один такой цветок Не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок и нет цветка. (одуванчик)
1) цветёт 2) ещё не расцвела 3) уже отцвела, семена созрели
- Кто хочет рассказать своё описание одуванчика? Экспресс диагностика. – Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку: На п.лянке растёт одуванчик. У него з.лёные листья и две г.ловки. Правый цв.ток не распустился. Левый цв.ток превратился в пуш.стый шар с с.менами. Он похож на сн.жинку. - Каким правилом пользовались, чтобы выполнить это задание? Учитель поворачивает доску с верно написанным текстом. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Кто правильно справился с заданием? - Кто частично выполнил задание? | - Одуванчик. У учащихся на парте картинка. Рассматривают картинки. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и одновременно на черновик записывают предложения по картинке, так чтобы получился рассказ об одуванчике. Учащиеся слушают выступление одноклассника. Пример описания: На полянке растёт одуванчик. У него ярко-зелёные листья и две головки. Правый цветок ещё не распустился, это бутон. Он плотно закрыт. Только на кончике показались жёлтые лепестки. Левый цветок намного выше. Он уже отцвёл и превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку или на хрупкую ёлочную игрушку. Над ним ярко-голубое небо, значит, вовсю светит солнце. Погода безветренная, листья одуванчика не колышутся.
- Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Самопроверка. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу: На полянке растёт одуванчик. У него зелёные листья и две головки. Правый цветок не распустился. Левый цветок превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку. |
Итоговая рефлексия. Микроцель: показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока. | – Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Расскажем Лунтику о нашем путешествии. –Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании? - В какой части слова мы учились проверять написание безударных гласных? - Расскажите правило, с которым мы познакомились? – Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам и Лунтику памятки “Как проверить безударную гласную в корне слова”, мы будем работать по ней, вклейте её, пожалуйста, в нашу тетрадь –справочник по русскому языку. - Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»: - Я – молодец! - Мне надо поработать! - Я ничего не понял! Помогите! | - Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах. - В корне слова. - Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...
Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.
Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Конспект урока открытия новых знаний 1 класс
Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО 1 класс программа «Начальная школа 21 века». Учитель начальных классов: Балашова Вера Васильевна...
Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России"
Технологическая карта и конспект урока открытия нового знания УМК "Школа России""Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц"...