Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы; − способствовать развитию орфографической зоркости, логики; − способствовать формированию умения работать в паре, в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_slov_s_suffiksami_-_ik-ek-.2_klass_21vek.docx893.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Правописание слов с суффиксами –  ик-,-ек-.

Цель урока

Задачи урока

формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

−       организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

−       способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

−       способствовать формированию умения работать в  паре, в группе.

Основные термины, понятия

Суффикс, корень, орфограмма ("опасное место")

Планируемый результат

Предметные умения:

Правописные умения:

-правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

- находить выделять, корень, суффикс;

-знать правописание суффиксов существительных –ек, -ик;

-применять правила правописания;

-составлять слова по заданной словообразовательной модели

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно, выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в паре, осуществлять  сотрудничество

 - слушать и понимать речь других;

-  продуктивно взаимодействовать со сверстниками;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,   аргументировать свою позицию при выработке общего мнения ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

 синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах, в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 2  класс";2012г.

М.И.Кузнецова "Пишем грамотно"

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point «Правописание слов с суффиксами – ик-, -ек-»

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование универсальных учебных действий

Примечание

I.Организационный момент.

        Настрой на работу.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором вы продолжите раскрывать секреты правописания. Я предлагаю улыбнуться друг другу. И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".                                               Откроем знания вместе

Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация

Мотивация на активное включение в работу

 Слайд 1

II.Актуализация знаний

- Найди верное утверждение:

  • Суффикс – это маленькое слово.  Суффикс – это часть слова.
  • Суффикс служит для образования новых слов.  Суффикс служит для связи слов в предложении.
  • Суффикс стоит перед корнем.  Суффикс стоит после корня.
  • Суффикс не имеет значение.   Суффикс имеет значение.
  • Суффикс  -ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс- ёнок пишется   после мягких согласных, кроме [ч'].
  • Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

  (Проверка в парах. Подведение итогов)

-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе)

- Что нужно знать, чтобы выделить в слове суффикс:

  • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
  • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
  • Выделить в слове суффикс.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.

Систематизировать информацию

Слайд 2

Слайд 3

III.Открытие нового знания

 

   На доске слова:

Дом-

внук -

топор-

молоток-

-От данных слов  образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов –ек и –ик(устно)

домик 

внучек

топорик

молоточек.

-Каким способом образованы новые слова?

- Какие суффиксы помогли  образовать новые слова?

                            -ек -     -ик-  (запись на доску)

Прочитайте, какое слово было образовано от слова

 дом-домик [дом'ик ]  (на доске запись,)

 внук-внучек [внуч'ик]

 топор-топорик  [тапор'ик]

 молоток-молоточек [малаточ'ик].

- Что можете сказать об этих словах?

- Что заметили?

Суффиксы –ек и –ик произносятся одинаково, а пишутся по - разному)

- Чего мы не знаем?

(Не знаем, в каких случаях в словах надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–.  Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.)

-Какой возникает вопрос?

-Когда в словах  будем писать суффикс –ек, а когда  -ик?

-Значит, какая сегодня тема урока?

 Открывается тема на доске: «Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-.»

 -Так какова цель урока? Какие результаты планируете получить?

(Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

 Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик)

-  На лесенке знаний поставьте Рисуноь и оцените свое умение писать суффиксы –ик–и –ек

- На достижение какой цели будут направлены наши общие усилия?

- Что поможет нам в достижении этих целей?

 -Какими средствами можно получить новые знания? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике, найти в словаре или энциклопедии, совместная работа в классе)

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения

Личностные УУД:

Учебно -познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи

Побуждение к формулированию проблемы

Учебная проблема как вопрос

Тема вывешивается на доску

Целеполагание

Учащиеся отмечают уровень своих знаний

Рисунок2.gifФизкультминутка

а)  Поиск решения

б)Формулировка

Составление алгоритма.

Проведем наблюдение.

Групповая работа. Работая вместе, прислушивайтесь к мнению соседа, доказывайте своё.

Группы созданы по уровням.  Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски.

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс – ик– , а  когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть молоточек– нет молоточка

Есть сыночек – нет сыночка

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс  –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

топорик                (нет) цветочка

кармашек             (нет) топорика

цветочек                (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик

домик-

замочек –

горошек

Отчёт о работе представляет каждая группа

-Заслушаем первую группу. Какие у вас были слова? Что заметили? К какому выводу пришли?

Сравнили слова:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс – ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть молоточек – нет молоточка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во втором слове его нет.

Аналогично работаем с другими группами

Вывод 3 группы

-Заметили, то, что изменив форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, гласная в суффиксе осталась на месте. Вывод, что если, изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс – ик

Потом мы изменили форму других слов. Например:   замочек – нет замочка, горошек– нет горошка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменить  форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс – ек –

-Как  же проверить верность наших выводов?

– Надо прочитать правило в учебнике.

- Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило

- Все верно. Какое открытие вы для себя сделали?

-Выделяем корень слова. Если слышим после корня -ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек без ударения звучат одинаково.

 Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.

 Если гласный остался, пишем суффикс -ик;

 Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек.

1.Измени форму (слова-помощники: нет, много)

 2. Определи «убегает» ли гласный.

              да                         нет              

       пиши - ек            пиши  - ик

Регулятивные УУД:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-допускать возможность различных мнений

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других

Побуждение к практической проверке

Слайд 4

Формулируют правило (открытие нового знания).

Слайд 5

Слайд 6

Рисунок2.gifФизкультминутка

IV.Первичное закрепление

- Какую цель ставили  в начале урока урока?

-Достигли? Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам потренироваться в применении выведенного нами правила.

1)-  В сказке Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витя  Перестукин забыл правило, давайте ему поможем  справиться с заданием ( отрывок из мультфильма)

2)Работа  в парах.

Работа по учебнику стр.124 упражнение2

Выбрать, какой суффикс -ек-, или –ик- нужно добавить.

Проверка. Доказать свой выбор.

-Какое  правило использовали при написании и проверке слов?

-Что ещё заметили, выполняя задание?

Рубрика «Обрати внимание» отмечает наличие в языке слов с чередование согласных в суффиксе к//ч  и слов с двумя суффиксами.

-Найдите среди слов упражнения слова, в которых есть, чередование, докажите свой выбор

Подсказка  :   -ок       -оч-

Голубок-голубочек  глоток-глоточек

Личностные УУД:

Учебно  - познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи 

 

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ учебного материала;

                   

Слайд 8

V.Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа  :  

 Допишите  пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните  доказательство правильности выбора суффикса.

            Супчика -супчик, котика -…, блинчика-.., билетика-.., глазика-…, сухарика-…, столбика -…., человечка -…, глоточка -….

         

 Вставьте  суффиксы – ек или – ик. Вспомните  правило.

       Сыноч…к,  мяч..к,  самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к,  конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, огурч..к.

 В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) ) бегемот…к 3) песоч…к, 4) полушубоч…к, 5) денёч…к,

После выполнения задания – самопроверка. Сверяют выполненное задание с образцом, опираясь на правило и алгоритм.

Личностные УУД:

Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.

Регулятивные УУД:

-работать по алгоритму;

-высказывать свое      предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Уровень сложности отмечен  цветом:

 синий - самый легкий уровень,

зеленый - уровень средней степени сложности,

 красный - самый сложный уровень.

 Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала, и выполняет его.

Слайд   9-10

VI.Итог урока. Самооценка.

 -Какая была тема урока?

- Какую цель вы поставили?

-Достигли  поставленной цели?

-Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице к грамотному письму?

-Возьмите лесенку знаний. Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Рисуноь 

-Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

Составление сиквейна  с учащимися

1.Суффиксы – ик, -ек

2.Ласковый, маленький

3.Проверяем, убегает, сохраняется

4.Если гласный сохраняется – пишу- ик, если «убегает»-пишу – ек.

5.Правописание

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

VII.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

- Оцените свою работу на уроке. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Благодарю всех за активную работу на уроке. Всегда помните «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Спасибо за урок.

Регулятивные УУД:

-давать  эмоциональную оценку  своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

 Ученики отмечают слово Я на выбранной шкале.

Слайд11

VIII.Домашнее задание.

– Запишите домашнее задание: стр. 123  повторить правило. Тетрадь «Пишем грамотно» стр.58 упр.1

 Творческое задание по желанию. Сочинить стихотворение о суффиксах или составить  сиквейн.

 См. доп. материалы

                                             ©2019   Е.В. Мордикова     МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100"

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100" построен в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяются ЭОР....

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...