Организация урока «открытия» нового знания и создание проблемных ситуаций на уроках
статья

Филиппова Светлана Сергеевна

Научно-методическая статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uroka_onz.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация урока  «открытия» нового знания

и создание проблемных ситуаций на уроках

                                                                                 

Сегодня  основная  функция  педагога

не столько быть источником знания,

сколько    организовывать      процесс

познания…

                 В. Ф. Шаталов

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Именно поэтому, перед педагогом  встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Такими технологиями являются: технология продуктивного чтения* и технология проблемного обучения. 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний».

Слайд

Проблемный урок обеспечивает:

более качественное усвоение знаний;

мощное развитие интеллекта и творческих способностей;

воспитание активной личности.

 На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

 Отсюда следует вывод: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Слайд

                 Этапы урока  «открытия» нового знания

1.  Мотивация к учебной деятельности

2.  Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

3.  Самостоятельное формулирование  учащимися темы урока

4.  Совместное открытие нового знания

5.  Первичное закрепление  с комментированием во внешней речи

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.  Включение в систему знаний и повторение

8.  Рефлексия

9.  Работа с домашним заданием

Слайд

 Как сконструировать урок? Учителю начальных классов необходимо:

Выделить и сформулировать новое знание

Смоделировать способ открытия нового знания

Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания

Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения

Подобрать задания  для этапа актуализации

Смоделировать затруднение и способ его фиксации

Смоделировать диалог или проблемную ситуацию

Определить приёмы организации первичного закрепления

Составить самостоятельную работу и эталон проверки

Подобрать задания на этап закрепления и повторения

Подобрать задания для  домашней работы

Провести анализ урока по конспекту и внести коррективы в план-конспект

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 

Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение таких правил:

1. Перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями ( здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности)
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и  решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.


Технология проблемно-диалогического обучения рассматривает два главных вопроса:
- методы постановки учебной проблемы;
- методы поиска решения учебной проблемы.
Слайд
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

 1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
 2.Подводящий к теме диалог;

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

 Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий  развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 

Слайд
Побуждающий от проблемной ситуации диалог – этот метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации; 
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Разработаны шесть приемов создания проблемной ситуации.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести будет свой.

Побуждение к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы заключается в том, что учитель должен принять все формулировки, даже совершенно ошибочные. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше – поддерживающий кивок головой и эмоционально нейтральное слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения  часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3. 


Приведу примеры постановки учебной проблемы на уроках, используя побуждающий диалог от проблемной ситуации («классический» путь создания проблемной ситуации). 

I. Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" 

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.  

По заданию учителя школьники  читают  с доски  слова:  мышь, камыш, ёж, рожь, кирпич, дочь, вещь, лещ. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах  пишется мягкий знак, , в других нет). 
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах пишется мягкий знак , а в других нет? И тема урока сегодня? («Слова-названия, оканчивающиеся на шипящий звук».) 

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

 Учитель вызывает к доске учеников и просит их разделить слово ученик для переноса. На доске появляются  записи: у-ченик, уче-ник .
Учитель: Итак, что же получается? Задание  одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Как надо переносить слова.) Какой будет тема урока? («Перенос слов»)

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет житейское  представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 


Учитель просит перевернуть картинки животных ( волк, заяц,сом, комар, оса, дятел, медведь, щука,паук, воробей, сорока, карась), лежащих на партах, рассмотреть их, определить к какой группе животных относится данное животное. Затем к доске выходят ученики, у которых на картинках звери, рыбы, птицы, насекомые.

Далее учитель просит открыть учебник и прочитать о пауке.
Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу  паука? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какие животные относятся к насекомым? (Проблема как вопрос.) 


II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. 


Учитель просит изменить слова по образцу: много – один, предлагая слова: майки -…, платья -…, иголки -…, нитки -… .
Проделайте то же самое с другими  словами. (Слова:  ножницы, брюки) Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.
Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  Какой возникает вопрос? 
( Почему  у некоторых существительных нет формы единственного числа?) Какая будет  тема урока?

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 


  Учитель просит ребят устно посчитать примеры и показать веером  ответы: 35 : 5, 80 : 2,  420 : 7, 56 : 4, 1200 : 6, 5202 :3. Последний пример вызывает затруднение.
 Учитель: Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чего вы не умеете делать? Какая тема урока?( «Деление многозначных чисел на однозначное число»)

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 

Шаг 1. Учитель просит записать слово девочка в Д.  и П. падежах.  Затем  проделать тоже самое со  словом Мария .  Шаг 2.  Проверим.  На доске запись этого слова в Д. и П. падежах.

Учитель: Что заметили? Какое вы  правило применили? Получилось выполнить задание? Какой будет тема урока? («Склонение существительных, оканчивающихся на – ия и – ие»)


Второй метод постановки учебной проблемы – подводящий к теме диалог. Он проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»). 

Например, учитель просит из перечисленных животных назвать лишнее.( Корова, собака, заяц, кошка.  Снегирь,  курица, синица, дятел.)  Какие группы  животных получились? Какая тема урока?(«Дикие и домашние животные»)


Третий и наиболее простой метод постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Например, учитель просит послушать стихотворение и определить тему урока.

Бывает эта буква в конце и в середине:

В конце капусты, брюквы и в середине дыни.

Никогда в начале слова не становится она,

Но ни ты, ни мы, ни вы не обходятся без этой буквы.

Какая тема урока? ( «Звук [ы] и буква ы»)

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Сейчас  в процессе образования актуальна  технология проблемного обучения, так как  данная образовательная технология реализует компетентностный  подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.

На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Учащиеся лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему.

УМК «Перспективная начальная школа»,  по которому я работаю, помогает мне обеспечивать проблемное обучение. В них содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения. Основой для работы в этом направлении служат задания учебника «Давай подумаем», «Выскажи предположение», в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других  и с текстом учебника.

Слайд

Итак, применение в учебном процессе  проблемных ситуаций способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей,

что  помогает учителю выполнить одну из важных задач,  — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.

Сравнительная характеристика побуждающих и подводящих диалогов. (по Мельниковой Е.Л.)



Побуждающий


Подводящий


Структура


отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика


система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли


Признаки


- мысль ученика делает скачок к неизвестному

- переживание учеником чувства риска

- возможны неожиданные ответы учеников

- прекращается с появлением нужной мысли ученика


- пошаговое, жесткое ведение мысли ученика

- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

- почти невозможны неожиданные ответы учеников

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение


Результат


развитие творческих способностей


развитие логического мышления


Побуждающий от проблемной ситуации диалог


Приемы создания проблемной ситуации


Побуждение к осознанию противоречия


Побуждение к формированию проблемы


1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения


О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?

^ О теориях и мнениях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)?


Выбрать подходящее:


- Какой возникает вопрос?


- Какая будет тема урока?


2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал


- Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?


3.Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью


- Вы сначала как думали? А как на самом деле?


4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще


- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?


5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим


- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?


6.Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


- Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».

Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ре...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...

Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах

Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...