Модель проблемно-диалогического урока «открытия» нового знания
методическая разработка на тему

Окунь Ирина Николаевна

Материал для МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

проблемно-диалогического урока «открытия» нового знания

в условиях введения ФГОС  начального общего образования

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требования учебной деятельности.

      Необходимо:

    - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в УД,

    -  актуализировать требования к ученику со стороны УД;

    -  установить тематические рамки УД.

         В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД и самополагания  в ней, предполагающее сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик». Стремление становиться лучше.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

На этом этапе учащиеся:

  - воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действия;

 - активизируют соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;

 - формулируют тему урока (возможно);

 - пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

    Цель:  осознание учащимся того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.

     На этом этапе учащиеся:

   - анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись вслух, что и как они     делали;

    - фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);

     - соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.  

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  Цель:  постановка целей УД и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

    На этом этапе учащиеся:

     -  в коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих    учебных действий (чему нужно научиться);

     -  согласовывают с учителем тему урока;

    -  выбирают способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет  и требуется введение принципиально нового знания);

    - выбирают средство для построения нового знания (с помощью чего) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы и т.д.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении типовых задач.

На этом этапе учащиеся:

 - на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы;

    - при построении нового знания используют предметные действия с     моделями;

    - применяют новый способ для решения задачи, вызвавшей затруднение;

    - фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

    - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:  усвоение учащимися нового способа действий.           

 На этом этапе учащиеся:

 - решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий  на новый способ действий;

 - проговаривают вслух выполненные шаги и их обосновывают.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Цель: исполнительская рефлексия.

     Необходимо: - организовать самостоятельное выполнение каждым учащимся типовых заданий на новый способ действий;

    -  организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

    - создать ситуацию успеха для каждого;

   - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

        8. Включение в систему знаний и повторение.

        Цель: включение нового знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.

        Необходимо: 

    -  выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

    - организовать  выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

    - организовать тренировку ранее  сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня навыка;

     - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов.

          9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

          Цель: самооценка учащимися результатов своей  УД, осознание метода построения и границ применения нового знания.

         Необходимо:

     - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной УД;

    - учащиеся соотносят цель и результаты своей УД и фиксируют степень их соответствия;

  - наметить цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода

Выступление на кафедре педагогов начального образования...

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...