ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ребята сами открывали новое знание.
Технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.
На примере урока математики я хочу показать, как создать проблемную ситуацию и как из неё выйти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_situaciya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».
Выполнила: Матюхина Е.В.
МОУ СОШ №4 «СОНО»
Самым кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.
Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.
На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ребята сами открывали новое знание.
Технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.
На примере урока математики я хочу показать, как создать проблемную ситуацию и как из неё выйти.
Урок математики. 2 класс. («Школа 2100»)
Тема: Порядок действий в выражении.
Цели: 1. Познакомить со знаком «скобки» и порядком действий в выражениях со скобками. Учить читать и записывать такие выражения.
2.Начинать формирование представлений о рационализации вычислений.
3.Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
4.Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
5.Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Математический диктант:
- Уменьши 16 на 7.
- Сколько надо убрать из 15, чтобы получилось 13?
- На сколько 11 больше 5?
- Уменьшаемое 9, вычитаемое неизвестно, разность – 6. Чему равно вычитаемое?
- Уменьши 13 на 8.
- Запиши, сколько отдельных единиц в числе 24.
- Первое слагаемое 6, сумма – 12. Найди второе слагаемое.
- Сколько нужно прибавить к 8, чтобы получилось самое маленькое двузначное число.
- Сколько нужно отнять от 12, чтобы получилось 9?
Проверка. Ответы вынесены на доску:9 2 6 3 5 4 6 2 3 (слайд)
- Проверьте и оцените работу соседа.
- Кто нарисовал своему соседу зелёный кружок? Что он обозначает? (В работе нет ошибок.)
- Кто заработал сегодня жёлтый кружок? (1-2 ошибки)
- В каких заданиях вы ошиблись? Что вы сделаете, чтобы в дальнейшем не допускать ошибки?
Если ученики допустили более трёх ошибок, им рисуется красный кружок.
- Прочитайте выражения, которые получились на доске:
9-2-6 3+5+4 6-2+3
- Найдите значение этих выражений. Расскажите, в каком порядке выполняются действия. (Мы будем выполнять действия по порядку).
- Запишите ещё два выражения.
Два ученика выходят к доске.
- Ты, Саша, запиши выражение: к разности чисел 6 и 1 прибавить 2.
- А ты, Катя : от шести отнять сумму чисел 1 и 2.
На доске появляется запись:
6 – 1 + 2
6 – 1 + 2
- Что заметили? (Одинаковые числа, одинаковые знаки. Вы прочитали по-разному, но мы записали одинаково.)
- Давайте проверим.
- Получилось ли у нас записать: к разности чисел 6 и 1 прибавить 2? (Да).
- А смогли ли мы записать, что от 6 нужно отнять сумму чисел 1 и 2? (Нет. Если будем считать, то сначала отнимем 1, а потом прибавим 2, как в первом выражении. А вы сказали вычесть сумму.)
- Над каким вопросом подумаем? ( как же сделать так, чтобы сначала нужно было найти сумму. Нужен какой-то специальный знак)
- А может быть кто-то из вас знает, что это за знак? (может быть это скобки?)
III. «Открытие» нового знания.
- Чтение текста со знаком «!» из учебника.
- Откройте учебник на с.30 и прочитайте об этом в тексте с зелёным квадратиком.
- О каком новом знаке вы узнали? Для чего нужны скобки?
Прочитайте выражения записанные в правиле, соблюдая порядок действий.
- А теперь вернёмся к нашим выражениям на доске.
Показ презентации.(слайды)
- В каком выражении нам понадобятся скобки?
- Вычислите значения выражений?
- Какой вывод вы можете сделать? (Значения выражений разные, значения выражений иногда зависят от порядка действий).
- Для чего же нужны скобки? (Чтобы показать, какое действие надо выполнять раньше других)
IV.Формулирование темы и целей урока.
- Какова же тема нашего урока?
- Какие вы для себя ставите цели? (Запомнить порядок действий в выражении со скобками. Научиться читать и записывать такие выражения)
V.Первичное закрепление.
1) Работа в парах.
№3, с.30. Расставь порядок действий в выражениях и прочитай их.
В парах выполняется 1 и 2 столбец.
Дети самостоятельно работают по плану:
- разъясняют друг другу задание;
- находят решение;
- презентация результата одним из пары, назначенным парой самостоятельно.
- Верно ли выполнено задание?
- Какую оценку заслужили?
2)Фронтальная работа (пропедевтическая работа над приёмами вычитания числа из суммы)
Задание №4, с.30-31
План работы над задачей.
1.Чтение про себя текста задачи.
2.Работа с текстом:
-Возьмите в руки маркеры и найдите все числа и слова, которые их объясняют. Некоторые числа могут быть записаны словами.
- Что вы нашли? Диктуйте мне.
2 м. играли
8 д. ушли
4 д. остались
- Как связаны между собой слова и числа?
- Покажи, Соня, эту связь.
3.Составление схемы.
А теперь давайте наведём порядок. Составим к этой задаче схему.
- Что у нас в задаче целое? (Сколько детей всего играли)
- Как на схеме мы обозначаем целое? (Отрезком)
- Какие слова и числа обозначают части? Обозначьте на схеме.
Слабые дети рассказывают задачу по схеме.
4.Составление плана решения задачи.
5.Запись решения выражением: 2+8-4
- А Петя Зайцев записал к задаче вот такое выражение:
2 + (8 – 4)
- Обсудите в паре: Что обозначает данная запись? Как будете искать значение выражения? Можно ли так решать эту задачу?
Проверка: презентация парой результатов работы. Класс оценивает работу пары.
VI.Итог урока. Рефлексия.
- Каковы были цели нашего урока? Какие задания научились выполнять? Что требует тренировки?
- Оцените свою работу на уроке в дневнике.
Заключение
На данном уроке был использован приём создания проблемной ситуации, который состоит в том, что учитель даёт практическое задание , с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. Осознали противоречие и поставили проблему сами ученики.
Выбираясь из проблемы ученики ещё раз убедились, что книга источник знаний.
И главное в тот момент когда ученики испытывали затруднение у них родился интерес к новой теме – внутренняя мотивация.
Литература
1.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла». Сборник материалов/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО,2003. – 368 с.
2.Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна – М.: Баласс, 2006. – 320с.
3. «Школа 2100» как образовательная система». – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2005.
4.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. – 192с.
5. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2007. – 192с.
6. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 2 класса в 3-х частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2007. – 64с.
7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 166с.
8.Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа: плюс до и после. - №5, 1999, - с. 31-37; №6, 1999,- с.66-73; №7, 1999, - с.52-57; №8, 1999, - с.41-45.
10.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа: До и После. - №6, 2005, - с.1-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....
Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах
Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....
Организация урока «открытия» нового знания и создание проблемных ситуаций на уроках
Научно-методическая статья...