ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

 

Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ребята сами открывали новое знание.

Технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

На примере урока математики я хочу показать, как создать проблемную ситуацию и как из неё выйти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnaya_situaciya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ               НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».

Выполнила: Матюхина Е.В.

МОУ СОШ №4 «СОНО»

Самым кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.

Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ребята сами открывали новое знание.

Технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

На примере урока математики я хочу показать, как создать проблемную ситуацию и как из неё выйти.

Урок математики. 2 класс. («Школа 2100»)

Тема: Порядок действий в выражении.

Цели: 1. Познакомить со знаком «скобки» и порядком действий в выражениях со скобками. Учить читать и записывать такие выражения.

2.Начинать формирование представлений о рационализации вычислений.

3.Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

4.Развивать  интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

5.Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Математический диктант:

- Уменьши 16 на 7.

- Сколько надо убрать из 15, чтобы получилось 13?

- На сколько 11 больше 5?

- Уменьшаемое 9, вычитаемое неизвестно, разность – 6. Чему равно вычитаемое?

- Уменьши 13 на 8.

- Запиши, сколько отдельных единиц в числе 24.

- Первое слагаемое 6, сумма – 12. Найди второе слагаемое.

- Сколько нужно прибавить к 8, чтобы получилось самое маленькое двузначное число.

- Сколько нужно отнять от 12, чтобы получилось 9?

Проверка. Ответы вынесены на доску:9 2 6 3 5 4 6 2 3 (слайд)

- Проверьте и оцените работу соседа.

- Кто нарисовал своему соседу зелёный кружок? Что он обозначает? (В работе нет ошибок.)

- Кто заработал сегодня жёлтый кружок? (1-2 ошибки)

- В каких заданиях вы ошиблись? Что вы сделаете, чтобы в дальнейшем не допускать ошибки?

Если ученики допустили более трёх ошибок, им рисуется красный кружок.

  1. Прочитайте выражения, которые получились на доске:

       9-2-6   3+5+4    6-2+3

- Найдите значение этих выражений. Расскажите, в каком порядке выполняются действия. (Мы будем выполнять действия по порядку).

- Запишите ещё два выражения.

Два ученика выходят  к доске.

- Ты, Саша, запиши выражение: к разности чисел 6 и 1 прибавить 2.

- А ты, Катя : от шести отнять сумму чисел 1 и 2.

На доске появляется запись:

6 – 1 + 2

6 – 1 + 2

- Что заметили? (Одинаковые числа, одинаковые знаки. Вы прочитали по-разному, но мы записали одинаково.)

- Давайте проверим.

- Получилось ли у нас записать: к разности чисел 6 и 1 прибавить 2? (Да).

- А смогли ли мы записать, что от 6 нужно отнять сумму чисел 1 и 2? (Нет. Если будем считать, то сначала отнимем 1, а потом прибавим 2, как в первом выражении. А вы сказали вычесть сумму.)

- Над каким вопросом подумаем? (  как же сделать так, чтобы сначала нужно было найти сумму. Нужен какой-то специальный знак)

- А может быть кто-то из вас знает, что это за знак? (может быть это скобки?)

III. «Открытие» нового знания.

  1. Чтение текста со знаком «!» из учебника.

- Откройте учебник на с.30 и прочитайте об этом в тексте с зелёным квадратиком.

- О каком новом знаке вы узнали? Для чего нужны скобки?

Прочитайте выражения записанные в правиле, соблюдая порядок действий.

  1. А теперь вернёмся к нашим выражениям на доске.

Показ презентации.(слайды)

- В каком выражении нам понадобятся скобки?

- Вычислите значения выражений?

- Какой вывод вы можете сделать? (Значения выражений разные, значения выражений иногда зависят от порядка действий).

- Для чего же нужны скобки? (Чтобы показать, какое действие надо выполнять раньше других)

 IV.Формулирование темы и целей урока.

       - Какова же тема нашего урока?

       - Какие вы для себя ставите цели? (Запомнить порядок действий в выражении со скобками. Научиться читать и записывать такие выражения)

V.Первичное закрепление.

1) Работа в парах.

№3, с.30. Расставь порядок действий в выражениях и прочитай их.

В парах выполняется 1 и 2 столбец.

Дети самостоятельно работают по плану:

- разъясняют друг другу задание;

- находят решение;

- презентация результата одним из пары, назначенным парой самостоятельно.

- Верно ли выполнено задание?

- Какую оценку заслужили?

2)Фронтальная работа (пропедевтическая работа над приёмами вычитания числа из суммы)

Задание №4, с.30-31

План работы над задачей.

1.Чтение про себя текста задачи.

2.Работа с текстом:

-Возьмите в руки маркеры и найдите все числа и слова, которые их объясняют. Некоторые числа могут быть записаны словами.

- Что вы нашли? Диктуйте мне.

2 м.             играли

8 д.             ушли

4 д.             остались

- Как связаны между собой слова и числа?

- Покажи, Соня, эту связь.

3.Составление схемы.

А теперь давайте наведём порядок. Составим к этой задаче схему.

- Что у нас в задаче целое? (Сколько детей всего играли)

- Как на схеме мы обозначаем целое? (Отрезком)

- Какие слова и числа обозначают части? Обозначьте на схеме.

Слабые дети рассказывают задачу по схеме.

4.Составление плана решения задачи.

5.Запись решения выражением: 2+8-4

- А Петя Зайцев записал к задаче вот такое выражение:

2 + (8 – 4)

- Обсудите в паре: Что обозначает данная запись? Как будете искать значение выражения? Можно ли так решать эту задачу?

Проверка: презентация парой результатов работы. Класс оценивает работу пары.

VI.Итог урока. Рефлексия.

- Каковы были цели нашего урока? Какие задания научились выполнять? Что требует тренировки?

- Оцените свою работу на уроке в дневнике.

Заключение

На данном уроке был использован приём создания проблемной ситуации, который состоит в том, что учитель даёт практическое задание , с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение. Осознали противоречие и поставили проблему сами ученики.

Выбираясь из проблемы ученики ещё раз убедились, что книга источник знаний.

И главное в тот момент когда ученики испытывали затруднение у них родился интерес к новой теме – внутренняя мотивация.

Литература

1.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла». Сборник материалов/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО,2003. – 368 с.

2.Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна – М.: Баласс, 2006. – 320с.

3. «Школа 2100» как образовательная система». – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2005.

4.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006. – 192с.

5. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2007. – 192с.

6. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика. Учебник для 2 класса в 3-х частях. Часть 1.– М.: Баласс, 2007. – 64с.

7.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 166с.

8.Мельникова Е. Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа: плюс до и после. -  №5, 1999, - с. 31-37; №6, 1999,- с.66-73; №7, 1999, - с.52-57; №8, 1999, - с.41-45.

10.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа: До и После. - №6, 2005, - с.1-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах

Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....