Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.
статья на тему
Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_fgos_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы
Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образование стремится к новым приёмам обучения и воспитания. Новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому необходимо использовать любознательность и познавательную активность учеников для развития их личности.
Введение ФГОС второго поколения позволил учителю широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
В декабре 2012года я получила на 1 класс комплект оборудования и программное обеспечение, которые активно использую в своей работе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ помог:
- сделать этот процесс интересным, увлекательным, ярким, разнообразным , интерактивным, этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по разным предметам, мультимедийные возможности современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
- индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность ( проектирование, разработка презентаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность;
- повысить активность учащихся, развивать память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся.
Интерактивная доска и документ-камера дали мне возможность реализовать один из основных принципов обучения в начальной школе – наглядность (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Занятия с их использованием позволили разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках.
Работа с ИД, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается информация, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски. К тому же, по сравнению с обыкновенной меловой доской, ученики не боятся выходить к ИД. Напротив, учащиеся очень любят такие уроки и занятия с применением ИД. Уже на начальном этапе использования ИД и учитель, и учащиеся взаимодействуют при изучении способов использования ИД. Специальных занятий для этого не требуется. Дети, выросшие на компьютерных играх, быстро осваивают инструменты ИД, а иногда находят и другие, неизвестные учителю.
В своей работе я использую интерактивную доску INTERWRITE, которая позволяет успешно организовать учебный процесс на различных видах и этапах урока. Возможность использования ИД велика – на ней размещаю большое количество разноплановой информации: от простых орфографических минуток и физкультминуток до построения схем, рисунков, таблиц, иллюстраций, видеофрагментов, звуковых эффектов и т.д. Есть также возможность выхода в Интернет , а это значит, что на некоторых уроках, таких как окружающий мир, литературное чтение и внеурочных занятиях, я могу включить видеоролик, организовать просмотр презентации и др. . Всё это, позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал, выполнить больше заданий, чем при обучении в обычном режиме.
Разлиновка экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволило мне заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу "Прописей" или "Азбуки", у меня отпала необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. Повышается концентрация внимания. Такой метод также помогает и в том случае, если например один из учащихся забыл печатную тетрадь. Этот учение уже не сидит в ожидании, а работает со всем классом.
Особое место на уроке я уделяю играм, которые помогают понять и закрепить материал урока, снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности.
Используя ИД на уроках русского языка, я организовываю словарную работу, работу с деформированным текстом, нахождение «лишних» слов, подбор синонимов и антонимов в игровой форме, распределение по группам слов с орфограммами в корне слова , различные разборы слов и предложений и т.д.
На уроках литературного чтения я использую ИД для демонстрации портретов различных писателей и поэтов , знакомства с краткими биографическими справками об их жизни; провожу различные игры: «Доскажи словечко», «Буква заблудилась» и т. п., подбора рифм, разгадывания загадок, при анализе стихотворений, произведений и т.д.
На уроках математики, например при изучении темы «Состав числа», на этапе мотивации я использовала небольшой видеоролик, с помощью которого активизируется познавательный интерес. После того, как ребята просмотрели его, мы обсуждаем для чего важно знать состав числа. Решая примеры и задачи, нет необходимости держать учебник в руках, внимание учащегося сосредоточено только на данном задании.
Также успешно использовала ИД на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы «Воздушный транспорт», на этапе закрепления, учащиеся соединяли линией рисунок с его названием. Или, например, детям давалось следующее задание: «Помогите Буратино найти дорогу к своему домику. Для этого правильно распредели животных по группам». Дети с удовольствием выполняют такие задания. Работая с ИД, я заметила, что материал, использованный на уроках, быстрее усваивается учащимися.
На уроках часто пользуюсь инструментом ИД «Шторка». Этот инструмент позволяет закрывать часть экрана с правильным ответом. Например, учащимся дается задание «Вставь пропущенные числа» или «Найди лишнее слово», которое находится над шторкой. Выполнив его, они сразу проверяют себя, а ответ находится внутри «Шторки».
При закреплении знаний, организовывала на уроке групповую деятельность учащихся, что формирует умение работать в группе. Материал, помещенный на доске, являлся опорным конспектом, к которому учащиеся обращались при выполнении самостоятельных заданий, что, несомненно, влияет на повышение результативности урока.
Учащиеся сами научились создавать цветные изображения, используя электронные маркеры, выполнять различные задания: записывать условие задачи в виде схемы, рисовать геометрические фигуры, вставлять пропущенные слова, словосочетания, буквы, числа, исправлять ошибки, зачёркивать лишнюю информацию, добавлять собственное мнение по некоторым вопросам темы и т.д. Делая записи поверх изображенных столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса легко обозначают твердые и мягкие звуки, делят слова на слоги.
Большое внимание отводилось приобретению навыков работы на ноутбуках, с соблюдением учащимися правил безопасности. Дети работали в группах по два-три человека. « Сильные» ребята помогали « слабым», у которых повышалась мотивация к обучению. Используя программное обеспечение, содержащее учебный материал по разным предметам на дисках, учащиеся с большим интересом выполняли различные тренировочные задания, представленные в игровой форме.
Документ – камера позволила формировать качественные изображения любых предметов ( книг и тетрадей, рисунков и поделок) и выводить их на монитор, а через видеопроектор - на интерактивную доску. Одним словом, любой объект со стола учителя или ученика - на большой экран. Принцип наглядности предполагает развитие воображения, способности узнавать и интерпретировать визуальную информацию.. На уроках математики учащиеся знакомились с различными видами краткой записи условия задач, схемами, играми. Самые богатые возможности раскрылись на уроках окружающего мира, литературного чтения и технологии при рассмотрении иллюстраций из дополнительной литературы, природных объектов, гербария , таяния кусочка льда в стакане с теплой водой, образцов поделок и т.д.
С помощью цифрового микроскопа учащиеся вели исследования окружающего мира. Например, изучая тему «Откуда в снежках грязь», ребята рассматривали в микроскоп каплю растаявшего снега, взятого у края дороги. А при изучении темы «Что это за листья», учащиеся рассматривали с помощью микроскопа строение листьев березы и клена. Изучая тему «Почему нужно мыть руки», дети исследовали пыль и делали выводы об опасности для здоровья невидимых частиц пыли.
Интерактивную доску и документ-камеру использую и на занятиях внеурочной деятельности. Например, на кружке «Умники и умницы» ребята рисуют графические диктанты, разгадывают ребусы и кроссворды, выполняют различного вида задания на развитие логического мышления, внимания, памяти. На занятиях «Риторика» разбираем различные ситуации, вынесенные на экран, составляем рассказы по картинкам и т.д.
Использование ИКТ на уроках и занятиях развивает мышление, учат отделять главное от второстепенного, структурировать информацию, формулировать свои мысли кратко и четко, повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума. Но использовать ИКТ нужно согласно требованиям СанПин.
Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Власова Е.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Новые технологии для новой школы...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
В презентации описывается опыт внедрения ФГОС в начальной школе за 3 года...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В. (выступление на педсовете ОУ; 2014 г.)....
Социокультурные истоки в начальной школе. Опыт, проблемы, перспективы.
Выступление на РМЦ....
Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....