Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»
материал
В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.
ПИСЬМО -это сложный психический процесс,
он состоит из вербальных (все что касается речи), и невербальных компонентов (разные виды восприятия – зрительное, пространственное; внимание и тонкая моторика рук, слуховая и зрительная память).
структура письма (диктант слов):
Звуковой анализ слова - для этой операции необходимо правильно проговаривать во время письма все звуки речи
Соотнесение звука со зрительным образом буквы – нужна хорошая зрительная память
Перевод зрительных схем букв в моторную схему (последовательности движения руки – нужна хорошая ручная моторика
Контроль написанного-нужна саморегуляция и самоконтроль
ЧТЕНИЕ-это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи.
Психологические предпосылки чтения:
- Сформированность зрительного пространственного восприятия
- Сформированность словесного мышления
- Сохранность всех сторон речи,
- Сформированность регуляции и контроля
- Наличие мотива (желания читать)
ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких ошибках
Ошибки связаны с несформированностью психических функций, участвующих в процессе письма.
ДИЗОРФОГРАФИЯ
это нарушение письма при котором много орфографических ошибок
ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких ошибках
Ошибки связаны с несформированностью психических функций, участвующих в процессе письма.
У учащихся 1-х классов – трудности в овладении письмом
Дисграфию ставят со второго класса
3 и 4 класс – это дизорфография.
Причины трудностей в овладении письмом
- Плохо сформированы графо-моторные навыки;
- слабые мышцы руки
- Плохая зрительная и слуховая память (не запоминает буквы)
- Недостатки произвольного внимания (не видят своих ошибок);
- Не сформированы приёмы учебной деятельности (не умеет анализировать и планировать свои действия);
- Недостатки в устной речи (нарушены звуки, не сформирован фонематический слух, не сформированы грамматические навыки, маленький словарный запас);
- Недостатки зрительно-пространственных функций приводят к оптическим ошибкам на письме;
-Недостатки психомоторного развития приводят к общей неловкости движений и к плохому почерку;
-Недостатки устной речи – приводят к аграмматизмам, к неумению программировать и структурировать речевое высказывание;
-Недостатки произвольного внимания и несформированность приёмов учебной деятельности приводят к стойкой неспособности в овладении письмом и чтением
Психологические особенности детей с нарушениями письменной речи
- Неравномерность, дисгармоничность в развитии сенсомоторных и интеллектуальных функций;
- Низкая умственная работоспособность, недостатки внимания, инертность или импульсивность;
- Недостатки зрительно-пространственной ориентировки;
- Недостатки межанализаторных связей;
- Модально специфические недостатки запоминания, сохранения и воспроизведения речеслуховой и зрительной информации;
- Неравномерность умственного развития;
- Нарушения в эмоционально-волевой сферы
Виды ошибок письма:
- Ошибки из-за неправильного звукопроизношения
- Ошибки из-за несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.
- Ошибки из-за несформированности лексико – грамматической стороны речи.
- Ошибки, обусловленные из-за несформированности зрительного анализа и синтеза, пространственного восприятия.
- Ошибки из-за неправильного звукопроизношения
- Ошибки из-за несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.
- Ошибки из-за несформированности лексико – грамматической стороны речи.
- Ошибки, обусловленные из-за несформированности зрительного анализа и синтеза, пространственного восприятия.
Артикуляторные и акустические ошибки
- Замены букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством: звонкие – глухие, твердые - мягкие, свистящие-шипящие, потому что схожа артикуляция,
- Пропуск гласных и согласных в словах
- Неправильно произносит звуки-неправильно их пишет
Ошибки из-за несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.
- Пропуски гласных и согласных букв («комнта», «комата» - комната).
- Пропуск, перестановка слогов и частей слова («стрки» - стрелки, «онко - окно»).
- Замена гласных и согласных («сесен» - сосен, «тва» - два).
- Недописывание, наращивание букв и слогов(«чере»-через, «детити» - дети, «сснег» - снег).
- Искажение слова («мальни» - маленький).
- Нарушение смягчения согласных («болшой» - большой, «мач» - мяч )
Приемы преодоления ошибок, вызванных нарушениями фонематического восприятия.
- Повторение слогов, слов с усложнением;
- Определить одинаковый звук в ряду;
- Придумать слоги с одинаковыми гласными;
- Повторить ряд слогов в обратном порядке;
- Повторить только первый и последний слог ряда;
- Выделить ударный слог;
- Назвать первый, второй звук слога;
- Сравнить слоги, найти общий звук;
- Придумать слог на заданную букву;
- Придумать слог, состоящий из одного гласного и двух согласных звуков;
- Сравнить слоги, найти общий звук (ИНТ-ЫНТ);
Ошибки из-за несформированности лексико – грамматической стороны речи
- Нарушения согласования слов («с еловый ветки» - с еловой ветки, «огромная бабочки» - огромные бабочки).
- Нарушения управления («с ветка» - с ветки, «сидит стул» - сидит на стуле).
- Замена слов по звуковому сходству
- Слитное и раздельное написание предлогов («вроще» - в роще, «настене» - на стене)
- Пропуски слов в предложении
Приемы работы, направленные на преодоление ошибок, обусловленных несформированностью лексико – грамматической стороны речи
- Подобрать действие к предмету (род, число);
- Составить слова в правильном порядке;
- Игра «Подружи слова»;
- Составь предложения из слов;
- Придумать предложения с данным предлогом;
- Игра «Скажи предложение правильно»;
- Как сказать короче?;
- Закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и,но);
- Найти логические ошибки в предложениях;
- Работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.
- Подобрать действие к предмету (род, число);
- Составить слова в правильном порядке;
- Игра «Подружи слова»;
- Составь предложения из слов;
- Придумать предложения с данным предлогом;
- Игра «Скажи предложение правильно»;
- Как сказать короче?;
- Закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и,но);
- Найти логические ошибки в предложениях;
- Работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.
Ошибки из-за несформированности зрительного анализа и синтеза
- Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве («ш – т», «д – в», «д – б»)
- Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов («и - ш», «ц -щ»)
- Замена букв, имеющих дополнительные элементы («и - ц», «ш - щ», «п - т», «х - ж», «л -м»)
- Зеркальное написание букв : С, Э, Ю, Е, Ч, У
- Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв
Преодоление ошибок, обусловленных несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
- Развитие пространственных и временных представлений;
- Графические диктанты;
- Конструирование букв;
- Узнавание неправильно написанных букв; восстановление букв;
- Узнавание букв (зрительно, на ощупь, по описанию);
- Выделение букв из других, слогов, слов;Игра «Шифровальщики».
Дизорфография-стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии,
Учащиеся не находят орфограммы - «опасные места» при написании
затрудняются в решении орфографической задачи (не умеют подбирать слова для проверки).
Дизорфография возникает на фоне фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи
У детей начальных классов могла быть на начальных этапах обучения дисграфия и дислексия, а потом возникла дизорфография
Причины и механизмы дизорфографии
- Нарушение речевых функций
- - ограниченный объем словаря
- - низкая познавательная активность
- - неумение сравнивать единицы речи и находить сходства, отличия
- - неумение образовывать новые слова / недостаточная сформированность словообразования
- - низкий уровень усвоения грамматических норм языка
Работа по преодолению дизорфографии
- Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
- Отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор из нескольких вариантов написания — верного;
- Использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приемов усвоения навыка правописания. (списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), использование «орфографическое чтение» и пр.)
Диагностика письма
- Списывание букв печатных и прописных, маленьких и заглавных;
- Письмо букв под диктовку букв и(выявление ошибок на слух на уровне буквы)
- Диктовка слогов - различные сочетания
- Письмо под диктовку слов
- Письмо предложений после однократного прослушивания (смотрим слухоречевую память)
- Диктант с учетом класса
- Списывание с печатного, рукописного текста (смотрим на уровне текста)
- Самостоятельное письмо – детям на конец 1 класса и второго дают картинки, картинки должны подписать, но должны дети должны знать что нарисовано на картинке.
- «Ребята посмотрите на эти картинки вы знаете что на них изображено, напишите об этом!.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляется в стойких ошибках
Симптоматика дислексии
- низкая скорость чтения;
- не соответствующий программе способ чтения - замедленный темп продвижения по ступеням овладения навыком чтения;
- наличие большого количества технических и смысловых ошибок чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
- низкая скорость чтения;
- не соответствующий программе способ чтения - замедленный темп продвижения по ступеням овладения навыком чтения;
- наличие большого количества технических и смысловых ошибок чтения;
- нарушение понимания прочитанного.
Ошибки чтения
- Ошибки угадывающего чтения- из-за неверной смысловой догадки
- Ошибки в чтении окончаний –иногда окончания проглатываются,
- Смешения букв – могут быть связаны с недостатками звукопроизношения, либо со сходством звуков на слух
- Перестановки букв и слогов
- Пропуски и добавления букв
- Неправильная постановка ударения – связано с не поминаем смысла слова
Причины дислексии
- Медленно работают органы артикуляции – нечеткость проговаривания,
- Недоразвитие фонематической стороны речи – не закрепляется образ звука, будет неправильный выбор буквы
- Лексико-грамматическая сторона – неправильное угадывание - недостаток приводит к нарушению понимания прочитанного
- Трудности оформления самостоятельного высказывания (устная речь) –не умение согласовывать, маленький словарный запас - затруднено понимание
- Недостаточность слухоречевой памяти – мало слов ребенок может удержать в процессе чтения и поэтому не может рассказать то о чем он прочитал
Классификация дислексии (по видам ошибок)
Оптическая дислексия – связана с недоразвитием зрительного и пространственного анализа и синтеза.
Страдает у детей:
- Предметный гнозис
- Буквенный гнозис
- Затруднено рисование по образцу и рисование по памяти
- Отмечаются трудности конструирования букв из одной в другую
Семантическая дислексия – нарушение понимание прочитанного.
Особенно выражена при слоговом чтении. Часто данная форма встречается у детей с нарушением интеллекта.
Дети не могут пересказать, ответить на вопросы
Семантическая дислексия – нарушение понимание прочитанного.
Особенно выражена при слоговом чтении. Часто данная форма встречается у детей с нарушением интеллекта.
Дети не могут пересказать, ответить на вопросы
Мнестическая дислексия - трудности запоминания букв и их недифференцированные замены
Взаимосвязь специалистов в коррекции недостатков письменной речи
В работе с нарушениями речи очень важна взаимосвязь всех специалистов.
Учитель- формирование и коррекция письменной речи в учебной деятельности;
Логопед – коррекция специфических нарушений;
Психолог – формирование мотивационного компонента письменно-речевой деятельности; коррекция системы отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения у детей.
Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...
« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.
Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....
Характеристика нарушений письма и чтения
Описание специфических ошибок при чтении и письме...