РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Развитие и коррекция высших психических функций ребенка. Развитие коммуникативной функции речи. Развитие регулирующей функции речи в эмоционально-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр диагностики и консультирования «Детство» муниципальное образовательное учреждение город Краснодар
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания Директор МБОУ ЦДК «Детство»
педагогического совета _________________Г.И. Лушняк
от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов
«Шаги к успеху»
учителя – логопеда МБОУ ЦДК «Детство»
Перекрестовой Е. В.
Составлена на основе Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий, Кривоносова Н.Н., Мальковская В.В., Лавриенко О.В., Носаева Т.В. Уроки и занятия по произношению в 1 классе 68 уроков. Учебно – методическое пособие.
Возрастная категория: 7 лет
Продолжительность обучения: с сентября по май
Краснодар 2013
Программа
Предупреждение нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов.
Пояснительная записка.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения. Не редки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Именно при помощи речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной - ему только предстоит овладеть. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
У детей довольно часто встречается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, что затрудняет овладение чтения и письма, и приводит к специфическим ошибкам. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения до начала овладения грамотой.
Контингент учащихся школ за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); а как следствие дисграфия и дислексия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Развитие и коррекция высших психических функций ребенка. Развитие коммуникативной функции речи. Развитие регулирующей функции речи в эмоционально-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности
Основными задачами программы являются:
- 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Использовать все поставленные звуки в различных формах устной речи: слове, словосочетании, предложении, тексте.
- 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- 3. Формировать умения различать на слух оппозиционные звуки и обозначающие их буквы.
- 4. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа.
- 5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- 6. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
С учащимися проводятся групповые (8-10 человек) логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 40 минут. Сроки коррекционной работы составляет 1 учебный год, комплектование групп –учащиеся 1 класса, имеющие речевые нарушения или входящие в группу риска. Периодичность групповых занятий 2 раза в неделю. Общее количество часов 72. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Основные направления работы:
- Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового и звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, обобщающих понятий, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи:
- Развитие навыков построения связного высказывания и смысловой культуры высказывания.
- Установление логики, программирование смысла высказывания: определение связности, последовательности, причинно-следственных отношений, скрытого смысла, переносного значения.
- Точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (описание, повествование, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины, серии сюжетных картин).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; способности к запоминанию, способности к переключению;
развитие навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности, произвольности общения и поведения.
Личностные универсальные действия:
- Использование приобретенных знаний и умений в учении и повседневной жизни
- Накапливание опыта прямого индуктивного доказательства
Регулятивные универсальные действия:
- Целеполагание – постановка учебной задачи
- Планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий
- Пошаговый контроль правильности практических действий, составления ответов-рассуждений.
Познавательные универсальные действия:
- Применение общеучебных умений (анализ, синтез, обобщение и др.) для установления закономерностей
- Классифицирование слов по заданному основанию
Коммуникативные учебные действия:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- Постановка вопроса для поиска и сбора информации
- Умение с достаточной полнотой и достоверностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников
Виды контроля:
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Рубежный контроль
Содержание программы:
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Виды деятельности применяемые на логопедических занятиях.
- Звуковой анализ слогов и слов
- Звукобуквенный анализ слогов и слов
- Дидактические игры
- Устное составление словосочетаний и предложений
- Пересказ небольших текстов с наглядной опорой
- Чтение слогов, слов, предложений, текстов
- Запись печатными буквами слогов, слов (2-3 четверть)
- Письмо слогов, слов, предложений (4 четверть)
- Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам (2-4 четверть)
- Зрительный диктант (3 четверть)
- Слуховой логопедический диктант (конец 4 четверти)
Здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Логопедическая ритмика
- Гимнастика для глаз
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр
- Игры с мячом (при дифференциации звуков, слов)
- Использование массажных тренажеров
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
II Этап коррекционный работы.
Программа групповых занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
-обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляется одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Коррекционный этап условно разделен на 3 периода:
В первом периоде проходят следующие темы(39 часов)
1.Гласные звуки.
2.Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки м-мь.
3. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки п-пь.
4. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки в-вь.
5. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки к – кь.
6.Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки н-нь.
7. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки ф – фь.
8. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки т-ть.
9. Звук х.
10. Дифференциация звуков к-х.
11. Дифференциация звуков к – г –х.
12. .Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки с –сь.
13. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки б- бь.
14. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки д – дь.
15. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки з – зь.
16. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки г – гь.
17. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки л- ль.
18. Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки р – рь.
19. Мягкий знак в конце слова.
20. Мягкий знак в середине слова.
21. Звук ж.
22. Обобщающий урок «Мягкие и твердые согласные».
Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У,И, Э из начала слова под удалением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся согласные М, Л, Р, Н, П, В, К, Ф, Т, Х, Б, Д, З. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. Различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слог
Во втором периоде проходят темы (22 часа)
- Дифференциация звуков с-ш.
- Дифференциация звуков з-ж.
- Дифференциация звуков р-л.
- Дифференциация звуков б- п.
- Дифференциация звуков д-т.
- Дифференциация звуков з-с.
- Дифференциация звуков в-ф.
- Дифференциация звуков г- к.
- Дифференциация звуков ж-ш
- Различение гласных 1-2 ряда.
- Разделительный мягкий знак.
- Разделительный твердый знак.
- Повторение.
- Обобщающий урок по теме «Звонкие и глухие согласные».
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Дифференциация смешения свистящих и шипящих согласных С—Ш, 3—Ж; соноров Р – Л.В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся. Весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений.
Третий период (11 часов)
1. Звук ц.
2. Дифференциация звуков ц- с.
3. Звук й.
4. Звук ч.
5. Дифференциация звуков ч- ц.
6. Звук щ.
7. Дифференциация звуков щ-ш.
8. Дифференциация звуков щ-ч.
9. Обобщающий урок дифференциация звуков (ч, ц, щ,)
10. Повторение.
Посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам Ц, Ч, Щ (глухие),Й , смешение аффрикат Ч—Ц, Ч—Щ, а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы. Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».
Учебно - тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Гласные звуки . | 1-2 |
2 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки м-м′. | 1-2 |
3 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки п-п′. | 2 |
4 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки в-в′. | 2 |
5 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки к – к′. | 2 |
6 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки н-н′. | 1-2 |
7 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки ф-ф′. | 2 |
8 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки т-т′. | 2 |
9 | Звук х. | 1 |
10 | Дифференциация звуков к-х. | 2 |
11 | Дифференциация звуков к – г –х. | 2 |
12 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки с –с′. | 2 |
13 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки б- б′. | 2 |
14 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки д – д′. | 2 |
15 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки з – з′. | 2 |
16 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки г – г′. | 1 |
17 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки л- л′. | 2 |
18 | Мягкие и твердые согласные. Согласные звуки р – р′. | 2 |
19 | Мягкий знак в конце слова. | 1 |
20 | Мягкий знак в середине слова. | 1 |
21 | Звук ж. | 1 |
22 | Обобщающий урок «Мягкие и твердые согласные». | 1 |
23 | Дифференциация звуков с-ш. | 2 |
24 | Дифференциация звуков з-ж | 2 |
25 | Дифференциация звуков р- л | 2 |
26 | Дифференциация звуков б-п | 2 |
27 | Дифференциация звуков д-т | 2 |
28 | Дифференциация звуков з-с | 2 |
29 | Дифференциация звуков в- ф | 2 |
30 | Дифференциация звуков к -г | 2 |
31 | Дифференциация звуков ш-ж | 2 |
32 | Различение гласных 1-2 ряда. | 2 |
33 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
34 | Разделительный твердый знак. | 1 |
35 | Повторение. | 1 |
36 | Обобщающий урок по теме «Звонкие и глухие согласные» | 1 |
37 | Звук ц | 1 |
38 | Дифференциация звуков ц-с | 2 |
39 | Звук ч. | 1 |
40 | Дифференциация звуков ч – ц. | 2 |
41 | Звук й | 1 |
42 | Звук щ | 1 |
43 | Дифференциация звуков щ-ш | 1 |
44 | Дифференциация звуков щ-ч | 1 |
45 | Обобщающий урок дифференциация звуков (ч, ц, щ,) | 1 |
46 | Повторение | 1 |
Ожидаемый результат:
К концу учебного года обучающиеся должны :
- Знать основные временные понятия: год, месяц, неделя, время года, день недели, сутки.
- Знать основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.
- Знать термины – речь, звук, артикуляция, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, оппозиционные звуки и т.д.
- Знать, что такое фонетический разбор слова.
- Знать гласные звуки и буквы 1-2 ряда.
- Знать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
- Знать, как дифференцировать оппозиционные звуки.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
- Правильно произносить все звуки родной речи.
- Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
- Производить фонетический и звукобуквенный разбор слогов и слов.
- Подбирать слова на заданный звук.
- Сравнивать слова со сходными звуками.
- Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
- Восстанавливать предложения и текст с заданными буквами.
- Самостоятельно писать слуховые диктанты (в конце года)
Список использованной литература:
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
- Тексты для проверки навыка чтения, составители Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. М «Вита-пресс» 1997 г.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
- «Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н. М. «Просвещение» 1985 г.
- Тетради для логопедических занятий Козыревой Л.М. «Академия развития» Ярославль, 2006 г.
- Кривоносова Н.Н., Мальковская В.В., Лавриенко О.В., Носаева Т.В. Уроки и занятия по произношению в 1 классе 68 уроков. Учебно – методическое пособие .- Краснодар: Кубанский учебник, 2001.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
- Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий. Ярославль. Академия Развития 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...
Рабочая программа и КТП по письму и развитию речи. 2 класс.
Содержание рабочей программы и КТП по письму и развитию речи для 2 класса. Коррекционная школа 8 вида....
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников.
В настоящее время увеличилось количество детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в овладении навыками письма и чтения. В большинстве случаев трудности сопровождаются проблемами в освоении...
Основные направления логопедической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников. Часть вторая
Игры и задания, направленные на преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников....
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.
В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....
Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедич...
Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...