Характеристика нарушений письма и чтения
статья по логопедии
Описание специфических ошибок при чтении и письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_narusheniy_pisma_i_chteniya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика нарушений письма и чтения
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
Искаженное написание букв:
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;
-зеркальное написание букв;
-недописывание или добавление лишних элементов.
Замены рукописных букв:
-графически сходных (и-ш, п-т, ц-щ, о-а, в-д, т-ш, д-з, у-д, д-б, с-э, и-у);
-обозначающих фонетически сходные звуки (ч-ть, ч-щ, ц- т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к, о-у, ё-ю, ё-я, и-е).
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
-пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.
Искажения структуры предложения:
-нарушение слитности написания отдельных слов в предложении или неправомерно слитное их написание;
-необозначение или произвольное обозначение границ предложений.
Аграмматизмы на письме:
-слов и словосочетаний (неправильное словоизменение и словообразование);
-предложения (пропуск или неоправданный повтор членов предложения, нарушение порядка слов);
-связного текста (искажение смысла текста, нарушение его структуры).
Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
-заменяет и смешивает графически сходные буквы;
-заменяет и смешивает фонетически сходные звуки;
-искажает звуко-слоговую структуру слов;
-не сливает буквы в слоги;
-допускает аграмматизмы при чтении;
-не понимает или плохо понимает прочитанное на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения.
Если некоторые из выше перечисленных ошибок встречаются в письменной речи вашего ребенка, то ему необходима помощь школьного логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письма и чтения у детей.
Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...
« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.
Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....
Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»
В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок....