Нарушение письма и чтения у детей.
статья по теме
Материал можно использовать на информационных стендах для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_pisma_i_chteniya.doc | 752.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Ни один ребенок не может научиться сразу абсолютно правильно читать и писать. Все проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.
Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
Готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в 2 раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.
Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им продиктовано, невозможно прочитать написанное. Например: «чипсы» (щипцы), «сукли» (чулки), «девасска на дя» (девочка Надя), «лука» (рука).
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грам-матического.
Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи.
Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых, даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласованности и др. Кроме того, часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки.
Нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия – пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ. В настоящее время является общепризнанным, что между недо...
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...
Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.
В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции....
статья "Помощь детям с ОВЗ при нарушении письма и чтения"
В статье приведены различные упражнения, направленные на коррекцию нарушения письменной речи....
Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. ...