Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»(СБО)
статья (3 класс)
Доклад "Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу "Социально-бытовая ориентировка" (СБО)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sbo_fgos.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Внеурочная деятельность младших школьников с нарушением зрения по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»(СБО)
Учитель СБО Жилкина Е.С.
Валуйки, 2019 г.
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие, образование. Социально-бытовая ориентировка – самый надежный путь и условия к успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Главная цель курса СБО в начальной школе - помочь ученику с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у него первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции.
Задачи:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- сформировать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- сформировать представление о правилах поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением,внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Для учащихся начальной школы приоритетным является игровая деятельность, высокая мотивация, смена видов деятельности. Исходя из этого, одним из ведущих методов проведения занятий по СБО является игровой метод. Его конкретное воплощение может быть самым различным: это может быть сюжетно-ролевая игра с чётко фиксированным сюжетом, с определённым набором ролей, это может быть сюжетная игра со свободным сюжетом без строгой регламентации его разворачивания, без чёткого набора ролей. Игровой метод может воплощаться и в проведении игры-инсценировки, может быть игра-соревнование между детьми или группами детей. Преодоление трудностей в обучении детей, находящихся в условиях зрительной депривации, обеспечивается за счёт использования современных образовательных технологий: проектно - исследовательская и проблемная технологии, (создание проблемной ситуации, проведение деловых игр и т.д.).
Обучение СБО невозможно без проведения экскурсий. Они могут быть вводными, текущими и итоговыми.
Для формирования знаний, умений и навыков по СБО применяются различные практические занятия и самостоятельные работы.
Материал программы по внеурочной деятельности расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением зрения необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальные навыки предполагают достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практических действий. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим компенсировать полную или частичную утрату зрения. Успех овладения навыками СБО может быть обеспечен при систематическом закреплении и при помощи совместных усилий педагогов, родителей и других служб сопровождения (психологической, социальной и т.д.). Таким образом, программа предусматривает систематическое взаимодействие с социальными партнёрами: проведение совместных занятий с педагогами учреждений дополнительного образования. Только комплексная совместная деятельность позволит достичь желаемых результатов.
Основное содержание курса.
Содержание программы включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Овладение навыками СБО облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.
Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания. Способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура общения». Дети знакомятся с правилами поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина.
Важная роль отводится формированию у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Этому способствуют тематические занятия «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь».
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся 1 раз в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа в год.
Тематическое планирование по годам обучения.
Тема | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Личная гигиена | 5ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. |
Одежда и обувь | 5ч. | 5ч. | 3ч. | 2ч. |
Питание | 5ч. | 4ч. | 5ч. | 6ч. |
Семья | 3ч. | 3ч. | 3ч. | 3ч. |
Культура поведения | 6ч. | 6ч. | 6ч. | 6ч. |
Жилище | 4ч. | 3ч. | 3ч. | 2ч. |
Транспорт | 3ч. | 4ч. | 3ч. | 3ч. |
Торговля | 2ч. | 3ч. | 2ч. | 3ч. |
Средства связи | - | 2ч. | 2ч. | 2ч. |
Медицинская помощь | - | - | 3ч. | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
1 класс
соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;
знать основные продукты, владеть сервировкой стола к завтраку;
знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
знать помещения школы, их назначение;
знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте;
знать виды магазинов, покупать простые товары.
2 класс
уметь ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;
владеть навыками ухода за одеждой и обувью, уметь стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;
знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к приготовлению пищи, и основные правила приготовления салатов, винегрета и др.;
уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;
знать и применять правила поведения в общественных местах (кинотеатрах, музее, школе, библиотеке);
знать и владеть санитарно-гигиеническими навыками ухода за помещениями, рабочим местом, цветами;
знать основные транспортные средства, уметь пользоваться городским и сельским транспортом, знать основные маршруты домой, в школу, в парк, магазины, кинотеатр;
уметь приобрести в магазине различные товары;
уметь написать письмо, открытку, телеграмму.
3 класс
стирать изделия из синтетических волокон и шерсти;
приготавливать простые блюда из теста (печенье);
помогать малышам в уборке, проведение прогулок, чистке одежды;
убирать помещения, соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки;
пользоваться расписанием поездов, автобусов; купить билет и др.;
знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить (нитки, пуговицы, книги и т.д.);
отправлять ценные письма, бандероли;
бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности.
4 класс
пользоваться оптическими средствами коррекции, знать упражнения для глаз;
готовить овощные блюда, сервировать стол, пользоваться столовыми приборами;
выполнять различные виды труда в семье, быть чутким, внимательным к окружающим;
вести себя в обществе, подчиняться правилам поведения, уважать окружающих;
ухаживать за мебелью, пользоваться пылесосом, убирать помещение;
ухаживать за резиновыми и кожаными изделиями, чистить одежду, снимать пятна па одежде;
знать правила проезда по железной дороге;
назначение магазина и правила поведения при покупке товаров;
уметь отправлять посылки;
владеть гимнастикой, для глаз, снимать напряжение и утомление, следить за чистотой оптических средств (очков, луп и т.д.).
Программа предусматривает использование современных оценочных средств, проводятся входной и итоговый мониторинги в каждом учебном году, позволяющие отследить динамику сформированности социальной компетентности школьников.
Показате-ли Ф.И. ученика | Навыки | Усвоение программы обучения | Продуктивные виды деятельности | Игровая деятель-ность | Коммуникативные навыки | Самоконтроль, саморегуляция поведе-ния | Поведе-ние в социу-мах | |||
самообслуживания и личной гигиены | бытового тру-да | Профес-сионального труда | неверба-льные | вербальные | ||||||
Карта мониторинга социальной компетентности учащихся.
Шкала оценивания:
0 – невозможность оценки по данному показателю;
1 – начальное овладение навыком, умением, знаниями; выполнение с помощью педагога;
2 – частичное овладение навыком, умением, знаниями;
3 – полное овладение навыком, умением; умение использовать полученные знания.
Навыки самообслуживания и личной гигиены: одевание, раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье.
Навыки бытового труда: участие в поддержании чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, в столовой.
Навыки профессионального труда: овладение основами профессионального труда по различным специальностям (уборщица, кухонный рабочий и т.д.).
Усвоение программы обучения: усвоение учебной программы.
Продуктивные виды деятельности: овладение умениями рисования, лепки, вышивания, бисероплетения и т.д.
Игровая деятельность: способность целенаправленно осознанно осуществлять игровые действия с игрушками, подчиняться правилам игры и выполнять их.
Коммуникативные навыки:
а) невербальные – способность общаться с помощью мимики, жестов, позы;
б) вербальные – общение при помощи предложений, фраз.
Самоконтроль, саморегуляция поведения: способность реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые являются уместными и адекватными (отсутствие агрессии, страха, слёз, деструктивного поведения).
Поведение в социумах: адекватное поведение в магазинах, транспорте, на почте, в театре и т.д.
Данный курс способствует формированию у незрячих учащихся:
Личностных результатов:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной работы;
• организация рабочего места;
• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметных результатов:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметных результатов
В познавательной сфере:
• представление о санитарно-гигиенических нормах;
• понятие о процессе пищеварения;
• общие сведения о питательных веществах и витаминах;
• технологию влажно-тепловой обработки;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, блюд из свежих овощей;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила столового этикета
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности; • расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В физико-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг по курсу "Социально-бытовая ориентировка" 1 полугодие 1-4 класс
Разработка тестовых заданий по курсу социально- бытовая ориентировка 1 полугодие 1-4 класс...
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»
Предмет: коррекционное занятие «Социально-бытовая ориентировка», класс: 2б-3бТема: «Для чего нужны деньги».Место занятия в теме: занятие в теме «Семья».Форма занятия: сюжетно-ролевая игра «Воскресный ...
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
Конспект урока «Продуктовый магазин» для обучающихся 1 класса. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»
Конспект урока«Продуктовый магазин»для обучающихся 1 классаКоррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» для 1-4 классов составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Адаптированной основной общеоб...
Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...