Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ap_uchitelya-defektologa.docx | 62.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода
Рассмотрено Руководитель МО учителей ресурсных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода __________Н.В.Колениченко протокол № от « » 2018 г. | Согласовано Заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода ___________Е.М.Кальгова от « » 2018 г. | Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Белгорода __________И.В.Кузьмина Приказ № от « » 2018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. Белгород
2018 г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Белгорода (далее – Учреждение) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования Учреждения;
- Уставом Учреждения.
Деятельность учителя-дефектолога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.
Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:
- Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков
- Гиперестезии
- Нарушение функции планирования и самоконтроля
- Сниженная способность к имитации
- Трудности при возникновении внештатных ситуаций
- Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную
- Стереотипность
- Особенности эмоциональной сферы
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи:
- Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
- Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
- Расширить навыки самообслуживания.
- Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.
- Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Принципы коррекционной работы учителя-дефектолога
Работа учителя-дефектолога с обучающимися с РАС строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал Программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с РАС необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности развития социально – бытовых навыков у обучающихся с РАС
Развитие социально – бытовых навыков составляет для обучающегося с РАС особую проблему. Возникающие трудности в обучении социально- бытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами. Обучающимся с РАС в развитии социально – бытовых навыков мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.
Ребёнок с РАС может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.
Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.
Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся с РАС является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:
• специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
• создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;
• оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
• специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
• индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Курс «Социально-бытовая ориентировка» имеет безотметочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по
четырем уровням (низкий, ниже-среднего, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.
Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя игровые, тестовые и вербальные задания, а также диктант.
Содержание курса:
Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы; экскурсии; сюжетно-ролевые игры; беседы.
Программа предполагает изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. В Программе предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по коррекционному курсу, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Сюжетно-ролевые игры программой предусмотрены на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Особое внимание программа уделяет формированию у учащихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
Методы
Наглядные: опорные схемы, сюжетные картинки, альбомы и рабочие
тетради, фотографии, мультимедиа, моделинг.
Словесные: вопросы, указания, разъяснения, комментарии.
Игровые: сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, настольно-
печатные игры.
Практические: упражнения, практические работы.
Социальные истории
PECS
Ход занятия
Водный ролик (презентация)
Разбор понятий и уточнение словаря по заданной теме
Разбор социальной истории/визуальной схемы работы
Обучающий блок (демонстрация на модели, проведение
наблюдения, работа с практическим материалом, работа с
техникой и т.д.)
Дидактическая игра
Практическая работа (повторная проработка навыков)
Разбор домашнего задания
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе.
Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухомоторных, координационно-моторных факторов. В данном разделе уделено внимание мобилизации сенсорно-двигательной памяти, формированию зрительно-моторных и вестибулярно-моторных координаций
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
Введение в программу раздела «Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей» обусловлено необходимостью обучения детей способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором: выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных признаков). Обучение детей способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей, развитие устной речи. Данный раздел предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. Обучение способам уточнения, расширения и углубления информации, полученной другими анализаторами. Развитие барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.).
У детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у нормальновидящих сверстников. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Создание основы для более полного овладения речью, направленной на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игра на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Обучение ориентировке в пространстве, используя способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучению умению определять время по часам.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти и т. д.)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема и основные вопросы содержания занятия | Количество часов | |
1 класс | 33 | ||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 29 | ||
Развитие моторики, графомоторных навыков | 3 | ||
1 | Знакомство с клеткой, ее углами, сторонами. Упражнение на отличие точки от маленького круга, объемной от плоской фигуры путем рисования по клеточкам. Знакомство с прямыми линиями в разном расположении (горизонтальная, вертикальная, наклонная) и их сочетаниями. | 1 | |
2 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 1 | |
3 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) Работа в технике рваной аппликации | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 | ||
4 | Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький) | 1 | |
5 | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» Игры с крупной мозаикой | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
6 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) | 1 | |
7 | Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 7 | ||
8 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 1 | |
9 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом | 1 | |
10 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | 1 | |
11 | Работа с геометрическим конструктором Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) | 1 | |
12 | Различение предметов по величине (большой — маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 | |
13 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из со составляющих частей по образцу | 1 | |
14 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 2 | ||
15 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) Игра «Сравни предметы» | 1 | |
16 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки) | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 3 | ||
17 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом. | 1 | |
18 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 | |
19 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 3 | ||
20 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 | |
21 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений | 1 | |
22 | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | 1 | |
Восприятие пространства | 3 | ||
23 | Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении | 1 | |
24 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | |
25 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | |
Восприятие времени | 4 | ||
26 | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | |
27 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | |
28 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 | |
29 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | |
Обследование детей | 2 | ||
2 класс | 34 | ||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 30 | ||
Развитие моторики, графомоторных навыков | 7 | ||
1 | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») Координация движений (игры с мячом, обручем) | 1 | |
2 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) | 1 | |
3 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) | 1 | |
4 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | 1 | |
5 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 | |
6 | Графический диктант (по показу) | 1 | |
7 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Работа в технике объемной аппликации. | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 | ||
8 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | 1 | |
9 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние) | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
10 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений | 1 | |
11 | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 7 | ||
12 | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | 1 | |
13 | Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине | 1 | |
14 | Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине. Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога | 1 | |
15 | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку | 1 | |
16 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | 1 | |
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали) Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) | 1 | |
18 | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 3 | ||
19 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога) | 1 | |
20 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) | 1 | |
21 | Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 2 | ||
22 | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений | 1 | |
23 | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 2 | ||
24 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен) Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) | 1 | |
25 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 1 | |
Восприятие пространства | 2 | ||
26 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | |
27 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами | 1 | |
Восприятие времени | 3 | ||
28 | Порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «Времена года» | 1 | |
29 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки) Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | 1 | |
30 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов | 1 | |
Обследование | 2 | ||
3 класс | 34 | ||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 30 | ||
Развитие моторики, графомоторных навыков | 6 | ||
1 | Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 | |
2 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | |
3 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 | |
4 | Рисование бордюров по образцу | 1 | |
5 | Графический диктант (зрительный и на слух) | 1 | |
6 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 | ||
7 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)». | 1 | |
8 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
9 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | 1 | |
10 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 7 | ||
11 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | |
12 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | |
13 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 | |
14 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 1 | |
15 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | |
16 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 | |
17 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | 1 | |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 2 | ||
18 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | |
19 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 2 | ||
20 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 1 | |
21 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 2 | ||
22 | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 | |
23 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 | |
Восприятие пространства | 4 | ||
24 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1 | |
25 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 | |
26 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 | |
27 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | |
Восприятие времени | 3 | ||
28 | Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 1 | |
29 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 | |
30 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 1 | |
Обследование детей | 2 | ||
4 класс | 34 | ||
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | ||
Развитие моторики, графомоторных навыков | 6 | ||
1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 1 | |
2 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении | 1 | |
3 | Совершенствование точности мелких движений рук. | 1 | |
4 | Графический диктант с усложненными заданиями | 1 | |
5 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | |
6 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 | ||
7 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной | 1 | |
8 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | 1 | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 | ||
9 | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | |
10 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 7 | ||
11 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | 1 | |
12 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов | 1 | |
13 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | |
14 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) Дидактическая игра «Назови цвет» | 1 | |
15 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкиепазлы). | 1 | |
16 | Узнавание предмета по одному элементу | 1 | |
17 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 1 | |
Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей | 2 | ||
18 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок). Нахождение нелепиц на картинках | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Дидактическая игра «Лабиринт» | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов | 2 | ||
20 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 | |
21 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 2 | ||
22 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» | 1 | |
23 | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». | 1 | |
Восприятие пространства | 4 | ||
24 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 | |
25 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 1 | |
26 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) | 1 | |
27 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 1 | |
Восприятие времени | 3 | ||
28 | Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» | 1 | |
29 | Работа с календарем и моделью календарного года | 1 | |
30 | Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей | 1 | |
Обследование детей | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 класс
Компетенция взаимодействия:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома.
— Учиться работать вместе с товарищем.
Учебно-познавательная компетенция:
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному.
— Узнавать и называть геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели
Коммуникативная компетенция:
— Оценивать взаиморасположение предметов в пространстве: узнавать положение предмета в пространстве.
— Воспринимать и моделировать позы: движения тела: конечностей: головы: оценивать эмоциональное состояние людей
Компетенция личностного самосовершенствования
— Учиться работать в заданном темпе.
— Проверять свою работу по образцу.
— Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности.
2 класс
Компетенция взаимодействия:
— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Воспроизводить и моделировать позы.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
Учебно-познавательная компетенция:
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Различать вкусовые качества.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
Коммуникативная компетенция:
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Определять возрастные отношения между членами семьи.
Компетенция личностного самосовершенствования
— уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и дома.
— овладевать отдельными приемами контроля.
— планировать учебные занятия в течение дня.
3 класс
Компетенция взаимодействия:
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
Учебно-познавательная компетенция:
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
— Действовать по звуковому сигналу.
— Определять время по часам.
Коммуникативная компетенция:
— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
— Расширение представлений об эмоциях
Компетенция личностного самосовершенствования
— привычно готовить рабочее место для занятий и труда.
— самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режим дня.
4 класс
Компетенция взаимодействия:
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
Учебно-познавательная компетенция:
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Коммуникативная компетенция:
— Определять возраст людей.
— Расширение круга понимания эмоций
— Понимать и уметь передать заданное эмоциональное состояние
Компетенция личностного самосовершенствования
— Привычно выполнять правила гигиены учебного труда.
— Планировать основные этапы выполнения задач деятельности
— Использовать наиболее рациональные способы выполнения заданий
— Осваивать разные способы контроля
Информационно – методическое обеспечение
1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г.В. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: ГороД, 1999.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе. Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др. Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.
4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М., 1990.
5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
7. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
8. Фомичева Л. В. Интеграция методов развития зрительного восприятия в работе тифлопедагога. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. – М., 1997.
9. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная программ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2)
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся...
Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...