Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
рабочая программа (2 класс)

Маховицкая Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sotsialno-bytovaya_orientirovka.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Егорьевск

Рабочая программа

по специальному коррекционному курсу

«Социально-бытовая ориентировка»

для обучающих с расстройством аутистического спектра

(Вариант 8.1)

Составитель: Маховицкая Т.Е.

2023 г

Пояснительная записка

        

      Рабочая программа специального коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для развития у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов,  помощи  обучающимся   с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1) и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.                                                                                                          

«Социально-бытовая ориентировка» является обязательным коррекционным курсом в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 8.1). Основное содержание курса направлено на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников

показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную

самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС.

Цель        курса        -        формирование        у        обучающихся        первоначальных        знаний         и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  1. Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
  2. Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
  3. Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.
  4. Накопление опыта социального поведения.
  5. Развитие        морально-этических        представлений        и        соответствующих        качеств личности.
  6. Формирование культуры поведения, его саморегуляции.
  7. Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.
  8. Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.
  9. Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи.
  10. Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни.
  11. Знакомство с трудом родителей и других взрослых.

   Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

  Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа конкретизируется и уточняется после проведения обследования (мониторинга обучающихся).

Основное содержание коррекционно-логопедической работы

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы социально-бытовой ориентировки необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Содержание курса 2 класс

Входная диагностика

Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса, в случае необходимости.

Развитие социально-бытовой ориентировки

Включает следующие подразделы:

Культура поведения Культура общения со взрослыми и сверстниками. Поведение в школе. Поведение дома. Поведение дома в семье.

Личная гигиена  Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения). Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов. Практические занятия. Проведение занятий по обучению детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.

Одежда и обувь  Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Сушка, глажение небольших вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход за различного вида обувью и головными уборами. Практические занятия. Пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду, подшивание брюк, платья, зашивание

по распоротому шву. Стирка и утюжка изделий из цветной хлопчатобумажной и шелковой ткани. Пользование утюгом.

Питание Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). Знакомство с кухней, посудой. Чистка и мытье посуды. Хранение пищи и продуктов питания. Соблюдение чистоты и порядка.

Значение растительной пищи в питании человека. Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Практические занятия. Отваривание овощей, приготовление из картофеля пюре. Приготовление салатов и винегретов из сырых и отварных овощей.

Семья (20 ч). Состав семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.). Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. Практические занятия. Игры-драматизации по общению и выполнению семейных бытовых обязанностей.

Итоговая диагностика

Выявление уровня личностных и предметных результатов обучающихся. В случае необходимости, коррекция, конкретизация, уточнение программы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты,

включают:

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Метапредметные    результаты    связаны     с    овладением    обучающимися«академическим» компонентом каждой образовательной области и включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Личностные учебные действия:

  • проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
  • положительное отношение к окружающей действительности;
  • проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
  • положительное        отношение        к        окружающей        действительности,        готовность        к  

организации взаимодействия с ней;

  • включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • появление попыток включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в некоторых социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т.д.);
  • участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Предметные результаты по социально-бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.

Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • иметь представления о назначении объектов изучения;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
  • владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
  • иметь представления об уходе за одеждой и обувью
  • иметь представления об улице и ее частях
  • иметь представления о видах жилых помещений в городе
  • применять элементарные практические навыки с помощью учителя
  • попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • участвовать в практической деятельности.

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов, отводимых на освоение темы

1.

Вводное занятие

1

2

Культура поведения

5

3

Личная гигиена

6

4

Одежда и обувь

7

5

Питание

6

6

Семья

8

7

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования

Адаптированная  программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса  для обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант 8.2)...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2) 1-4 класс

Образовательная программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с растройствами аутистического спектра (РАС) 1-4 классов, Вариант 8.2 В программе расскрываются разделы планирования: целево...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...

Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)

Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...