Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sotsialno-bytovaya_orientirovka.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Егорьевск
Рабочая программа
по специальному коррекционному курсу
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающих с расстройством аутистического спектра
(Вариант 8.1)
Составитель: Маховицкая Т.Е.
2023 г
Пояснительная записка
Рабочая программа специального коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для развития у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1) и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
«Социально-бытовая ориентировка» является обязательным коррекционным курсом в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 8.1). Основное содержание курса направлено на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников
показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную
самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС.
Цель курса - формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
- Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
- Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.
- Накопление опыта социального поведения.
- Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.
- Формирование культуры поведения, его саморегуляции.
- Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.
- Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.
- Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи.
- Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни.
- Знакомство с трудом родителей и других взрослых.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа конкретизируется и уточняется после проведения обследования (мониторинга обучающихся).
Основное содержание коррекционно-логопедической работы
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы социально-бытовой ориентировки необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Содержание курса 2 класс
Входная диагностика
Выявление уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса, в случае необходимости.
Развитие социально-бытовой ориентировки
Включает следующие подразделы:
Культура поведения Культура общения со взрослыми и сверстниками. Поведение в школе. Поведение дома. Поведение дома в семье.
Личная гигиена Правила ухода за ногтями и кожей рук (стрижка ногтей, средства ухода за руками и способы их применения). Правила закаливания организма, правила обтирания; виды спорта; личная гигиена учащихся во время физкультурных занятий, походов. Практические занятия. Проведение занятий по обучению детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.
Одежда и обувь Смена одежды и обуви по сезонам. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, петель и крючков). Правила применения мыла, стирального порошка. Стирка цветных хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Сушка, глажение небольших вещей (платков, воротничков, носков и др.). Складывание чистого белья. Уход за различного вида обувью и головными уборами. Практические занятия. Пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду, подшивание брюк, платья, зашивание
по распоротому шву. Стирка и утюжка изделий из цветной хлопчатобумажной и шелковой ткани. Пользование утюгом.
Питание Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (мытье рук перед приготовлением пищи и перед едой). Знакомство с кухней, посудой. Чистка и мытье посуды. Хранение пищи и продуктов питания. Соблюдение чистоты и порядка.
Значение растительной пищи в питании человека. Правила приготовления овощных блюд (из сырых и отварных овощей). Сервировка стола к обеду. Правила поведения за столом. Практические занятия. Отваривание овощей, приготовление из картофеля пюре. Приготовление салатов и винегретов из сырых и отварных овощей.
Семья (20 ч). Состав семьи. Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и др.). Личные взаимоотношения в семье. Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. Практические занятия. Игры-драматизации по общению и выполнению семейных бытовых обязанностей.
Итоговая диагностика
Выявление уровня личностных и предметных результатов обучающихся. В случае необходимости, коррекция, конкретизация, уточнение программы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты,
включают:
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты связаны с овладением обучающимися«академическим» компонентом каждой образовательной области и включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- появление попыток включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в некоторых социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т.д.);
- участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Предметные результаты по социально-бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
- владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
- иметь представления об уходе за одеждой и обувью
- иметь представления об улице и ее частях
- иметь представления о видах жилых помещений в городе
- применять элементарные практические навыки с помощью учителя
- попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- участвовать в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение темы |
1. | Вводное занятие | 1 |
2 | Культура поведения | 5 |
3 | Личная гигиена | 6 |
4 | Одежда и обувь | 7 |
5 | Питание | 6 |
6 | Семья | 8 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа учителя-дефектолога по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования
Адаптированная программа учителя-дефектолога разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и направлена на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первонача...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант 8.2)...
Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2) 1-4 класс
Образовательная программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с растройствами аутистического спектра (РАС) 1-4 классов, Вариант 8.2 В программе расскрываются разделы планирования: целево...
Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»
Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...
Программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.2)
Рабочая программа коррекционного курса по «Формированию коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)...