презентация "Системно-деятельностный подход на уроке"
презентация к уроку
Выступление к педсовету "ФГОС второго поколения: от начальной школы к основной" по теме "Системно-деятельностный подход на уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация системно-деятельностный подход на уроке | 160.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению». В. Г. Белинский
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного прежде всего на «усвоение всей суммы знаний , которые выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Сформированные способности учащихся должны представлять собой систему, которая адекватна процессу познания. В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: Уроки открытия нового знания; Уроки общеметодологической направленности; Уроки рефлексии; Уроки развивающего контроля.
Тип урока Развивающая цель Обучающая цель Урок открытия нового знания Формирование способности учащихся к новому способу действия Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов Урок рефлексии Формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы Коррекция и тренинг изученных понятий алгоритмов и т.д. Урок общеметодологической направленности Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий Урок развивающего контроля Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Уроки открытия нового знания имеют следующую структуру: Этап самоопределения к деятельности; Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности; Этап постановки учебной задачи; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап первичного закрепления во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии деятельности.
Этапы урока открытия новых знаний Этап урока Цель Время Деятельность учителя Мотивационная установка обучающихся Формируемые ключевые компетенции Самоопределение к деятельности Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне 1-2 Приемы концентрации внимания, с ообщение содержательного направления деятельности на уроке у обучающихся должен возникнуть эмоциональный настрой. Приемы работы: Учитель предлагает пожелать обучающимся друг другу удачи Предлагает подумать, что пригодится для успешной работы Предлагает сформулировать девиз или объяснить готовый девиз Организует самопроверку домашнего задания по образцу «Я хочу, потому что смогу» Умение организовывать свою деятельность
Этап урока Цель Время Деятельность учителя Мотивационная установка обучающихся Формируемые ключевые компетенции Актуализация знаний Повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося 4-5 Повторение изученного материала, актуализация опорных знаний. Постановка проблемы, возникновение затруднений. «Я смогу» Умение устанавливать связь между изученным и новым материалом Постановка проблемы Обсуждение проблемы 4-5 Подводящий диалог. Побуждающий диалог. Мотивация к поиску нового знания. Учитель задает вопросы: Почему возникли затруднения? Чего не знаем? Учитель формулирует цель урока в виде вопроса, на который предстоит дать ответ «Я не могу, но предполагаю» Умение искать информацию
Этап урока Цель Время Деятельность учителя Мотивационная установка обучающихся Формируемые ключевые компетенции Открытие нового знания Решение устной задачи и проекта ее решения 7-8 Побуждающий к выдвижению гипотез диалог. Побуждающий к проверке диалог. Открытие нового знания с помощью подводящего диалога. «Я проверяю» Умение обосновать точку зрения Первичное закрепление Проговаривание нового знания в виде опорного сигнала 4-5 Задания на формулировку новых знаний, комментирование, обозначение знаковыми символами. «Я закрепляю» Умение решать проблему в конкретной ситуации Творческое воспроизведение усвоенных знаний Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он умеет 4-5 Задания на формулировку опорного зрительного сигнала, художественного образа. Корректировка заданий для учащихся не справившихся с заданием. Самостоятельная письменная работа небольшого объема, самоконтроль выполнения. «Я усваиваю» Умение осуществлять организаторскую деятельность (работать в парах, группах)
Этап урока Цель Время Деятельность учителя Мотивационная установка обучающихся Формируемые ключевые компетенции Повторение, включение в систему знаний Включение обучающимися новых знаний в систему имеющихся знаний 7-8 Задание, содержащие новый алгоритм или новое понятие. Учитель предлагает Из ряда заданий выбрать и выполнить только те задания, которые содержат новый алгоритм или новое понятие Выполнить упражнение, в котором новые знания используются наравне со старыми «Я применяю» Умение выделять новые знания Рефлексия Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов и оценка деятельности всего класса 2-3 Совместный с детьми анализ их деятельности на уроке. Вопросы учителя: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие результаты получили? Что нужно сделать еще? Где можно применить новые знания? Что получилось на уроке хорошо? Над чем еще надо поработать? «Я использую» Умение давать самооценку результатов своей деятельности и оценку деятельности всего класса
Уроки рефлексии имеют следующую структуру: Этап самоопределения к деятельности; Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности; Этап локализации затруднений; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап обобщения затруднений во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии деятельности.
Этапы урока рефлексии Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо: Самоопределение к деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне 1-2 Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; Исходя из решённых ранее задач, установит тематические рамки повторяемого содержания, создать ориентировочную основу действий; Определить основную цель урока. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок 8-12 Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств; Активизировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.; Зафиксировать используемые способы действий в буквенной или знаковой форме; Организовать индивидуальную деятельность учащихся; Организовать самопроверку работы учащимися по готовому образцу с фиксацией своих результатов
Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо: Локализация затруднений Выявление места и причины затруднений и уточнение в этой связи индивидуальной цели урока. 7-8 Учащиеся, которые допустили ошибки: На основе алгоритма исправления ошибок анализируют своё решение и определяют место ошибки; Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки; На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности и тему урока. Построение проекта выхода из затруднения Построение детьми проекта выхода из затруднений и формирование способности к его выполнению. 4-5 чтобы учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе: Исправил ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона, В первом случае соотнёс результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; Выбрал из предложенных или придумал задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки; Решил эти задания.
Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо: Обобщение затруднений во внешней речи. Усвоение способов действий, вызвавших затруднение. 2-3 Организуется обсуждение типовых затруднений; Проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Интериоризаця способов действий, вызвавших затруднения, фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха. 4-5 учащимся, допустившим ошибки: Выполнить самостоятельную работу, аналогичную первой, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки; Провести самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксировать знаково результат.
Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо: Включение в систему знаний и повторения. Включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, установление между используемыми способам действий локальных связей, повторение и закрепление ранее изученного. 5-6 Выполнить задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой; Решаются задания на подготовку к изучению следующих тем. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов деятельности и осознание метода преодоления затруднений в деятельности. 3-4 Повторяется алгоритм исправления ошибок; Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; Намечаются цели последующей деятельности; Оценивается деятельность на уроке; Определяются задания для самоподготовки (д/з с элементами выбора, творчества).
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: Этап самоопределения к деятельности; Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности; Этап локализации затруднений; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап обобщения затруднений во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии деятельности.
Этапы урока развивающего контроля I урок (проведение контрольной работы) Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо Самоопределение к деятельности. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 2-3 Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; Исходя их решённых ранее задач, установить тематические рамки контроля, создать ориентировочную основу действий; Определить основную цель урока; Установить форму и процедуру контроля; Предъявить критерий выставления оценки. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности. 37-42 Организовать повторение контролируемых способов действий; Активизировать мыслительные операции, необходимые для выполнения контрольной работы, внимание и т.д.; Организовать индивидуальную деятельность учащихся (провести самостоятельную или контрольную работу); Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
II урок (анализ контрольной работы) Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо Локализация затруднений . Выявление места и причины затруднений и определение в этой связи цели урока. 12-15 Сформулировать вместе с учащимися основную цель урока; Воспроизвести контролируемые способы действий; Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; Проанализировать правильность самопроверки своей работы; При необходимости согласовать свою оценку с оценкой учителя. Учащиеся, которые допустили ошибки: Уточняют алгоритм исправления ошибок; На основе алгоритма анализируют своё решение и определяют место ошибки; Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки; На этой основе уточняют цель своей дальнейшей деятельности и темы урока. Построение проекта выхода из затруднения Построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. 7-8 Исправить ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона; В первом случае соотнести результаты исправления ошибок с талоном для самопроверки; Выбрать из предложенных или придумать задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки; Решить эти задания.
Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо Обобщение затруднений во внешней речи. Усвоение способов действий, вызвавших затруднение. 3-4 Обсуждение типовых ошибок; Проговаривание формулировок способов действий, которые вызывали затруднение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Интериоризация способ действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. 7-8 Выполнить самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; Провести самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировать знаково результаты.
Этап урока Цель Время Для реализации цели необходимо Включение в систему знаний и повторение. Включение используемых способов действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 5-6 Выполняются задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой; Решаются задания на подготовку к изучению следующих тем. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и осознание механизма деятельности по контролю. 3-4 Проговаривается механизм деятельности по контролю; Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления, Называются способы действий, вызвавшие затруднения; Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; Оценивается деятельность на уроке; При необходимости определяются задания для самоподготовки; Намечаются цели последующей деятельности.
Системно- деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Семиотический подход на уроках обучения грамоте. По УМК Климановой Л. Ф, Азбука"
Семиотика - наука о знаковых системах.......
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости
Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....
Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока
В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...