Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
материал (3 класс) на тему
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Проектная деятельность позволяет развивать познавательный интерес обучающихся, расширять их кругозор, формировать коммуникативные, учебно-познавательные компетенции.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_proektn_deyat.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе
(выступление на педагогическом совете по теме:
«Системно – деятельностный подход как основа
образовательных стандартов»)
Подготовила:
учитель высшей квалификационной
категории: Степанова Е.А.
ноябрь 2017 г.
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Проектная деятельность позволяет развивать познавательный интерес обучающихся, расширять их кругозор, формировать коммуникативные, учебно-познавательные компетенции.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
б) учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
в) приобретают коммуникативные умения;
г) развивают у себя исследовательские умения;
д) развивают системное мышление.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся в результате чего в дальнейшем не удаётся достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Включать ребят в проектную деятельность необходимо постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Для работы я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
- учёт интересов детей;
- учение через деятельность (так как проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность);
- систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы;
- свободное творчество в выборе темы проекта.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе учащимся предлагается несколько тем на выбор. При этом необходимо учитывать интересы ребят. Чётко определяется цель проекта. Учащиеся выбирают форму работы: индивидуально, в парах или группах. Согласуются сроки работы над проектом.
2 этап. Организационный.
На данном этапе определяются этапы работы (то есть план действий), формулируются задачи, указываются источники получения информации.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность. Результаты представляются в виде творческой работы (то есть защита проекта).
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
На данном этапе учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.
Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми, личный опыт учащихся, интернет.
За 2 года обучения (1 - 2 классы) учащимися моего класса были выполнены следующие проекты:
- Я и моя семья.
- Мои домашние питомцы.
- Моя родословная.
- Мой город.
- Моя любимая буква.
- Моя любимая цифра и др.
Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.
Метод проектов открывает перед каждым учеником возможность проявить себя, выявить что – то близкое, интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию учащегося.
Вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...
Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».
Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования; использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...
Проектирование уроков на основе системно – деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС. Структура урока....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»
Цель моего обобщения применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...
Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
В данном материале раскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" в условиях реализации ФГОС. А также рассказывается о том,какие технологии в условиях реализации системно...
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личн...