Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_okruzh.mir_1_kl_pauki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Насекомые»
УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова
Класс: 1
Проблема исследования: Пауки – это насекомые?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.
- Актуализировать первичные знания о насекомых.
- Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями насекомых, компьютер, видеоролик, энциклопедическая литература, презентация «Насекомые» (слайд 1).
Ход урока.
1. Организационный момент
- Всем «Доброе утро!» И пусть доброе настроение сопровождает вас до конца занятия! (Слайд 2)
2. Актуализация знаний
(Звучит фонограмма голосов различных животных.) (Слайд 3)
- Знакомы ли вам звуки, которые вы сейчас услышали? (Да)
- Где вы могли их слышать? (Дома, в лесу, на поляне, когда ходили на прогулку, на речке)
- Как их всех назвать одним словом? (Голоса животных)
3. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте небольшие тексты, которые прочитают для вас подготовленные дети, и скажите, о каких животных говорится?
(с. 68 «Весенние картинки», учебник) (Слайд 4)
- О каких животных нам прочитали дети? (Жужелица, майский жук, пчела)
- Кто знает, к какой группе относят ученые этих животных? Как назвать их одним словом? (Насекомые)
- Кто из вас догадался, о ком и о чём будем говорить сегодня на уроке? (О насекомых)
- Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока «Насекомые»).(Слайд 5)
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
(от известного к неизвестному).
Игра «Отгадай насекомое» (Слайд 5, 6, 7)
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает.
(Бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
(Жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Не змея, а жалит.
(Оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает.
(Пчела)
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
- Послушайте сказку «Спор животных». (Слайд 8)
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…
- Что решили животные, как вы думаете? (Оставить всех насекомых, потому что они все нужны)
- Откройте с. 70 в учебнике, рассмотрите насекомых и скажите, что у них общего? (У них у всех по шесть ног, есть усики) (Слайд 9)
- Подумайте, почему они так называются? Для этого рассмотри тело насекомого. (На теле есть полоски как насечки)
- Поэтому их называют насекомыми.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли вы знаете насекомых?» (Слайд 10)
(Дети работают с карточками)
- Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов). (Слайд 11)
- Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный.
6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука?
- Обсудите в паре, можно отнести паука к насекомым или нет?
- К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?
- Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?». (Слайд 12)
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
(Слайд 12)
- Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
- Итак:
Тема исследования: Паук.
Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое).
Методы исследования:
- Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей)
На доске вывешиваются методы исследования:
1. «Подумать самостоятельно»
2. «Понаблюдать»
3. «Посмотреть в книгах»
4. «Спросить у другого человека»
(На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану).
- Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга?
Пчела –
Паук –
Муравей -
- Но сначала отдохнём. (Слайд 13)
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась.
Раз -росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре- полетела.
- О каком насекомом идёт речь в физминутке?
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор, обработка информации (Слайд 14)
- Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук –не насекомое.
- Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого?
- Что далее будем сравнивать? (Количество ног)
(Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные).
- Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько? (Шесть)
- А что же у паука? Посмотрите видеоролик.
(Дети просматривают видеоролик и считают число ног паука).
- У паука 8 ног.
- Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног).
- Каких же животных мы относим к насекомым?
- Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова, грудь, брюшко).
- Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики).
- Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»).
- Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать.
(Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии – стр. 234).
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Защита сообщений (Слайд 15)
Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина.
Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу) (Слайд 16)
- За ответы вы получили картинки с изображением насекомых. Поднимите их.
Изучили в школе дети
Много видов незнакомых,
И узнали, что на свете
Очень много …
Дети: Насекомых
- Давайте подарим нашим насекомым корзину с цветами. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один.
Красный цветок – быстро, правильно, самостоятельно.
Желтый цветок – правильно, но с помощью других.
Голубой цветок – быстро, но неправильно.
(Дети собирают корзину цветов).
- Какова наша тема урока? Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Почему паук вызвал у вас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?
7. Домашнее задание.
Используемая литература: (Слайд 17)
- Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», 1 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Вентана – Граф», 2011.
- http://www.vsezagadki.ru›2010/02/zagadki-o-nasekomyx/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"
Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....
Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.
Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При этом овла...
Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...
Статья "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе ( развивающая программа по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, УМК Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой)
В данной статье описываются исследования учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе ....