Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.
Задачи:
- находить синонимы в тексте;
- отличать синонимы от однокоренных слов и омонимов;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-адекватная мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально – положительный настрой на уроке, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выстраивать логически универсальные действия;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно;
- построение логической цепи рассуждения;
- доказательство.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли полно и точно.
- формировать умение, строить доказательное высказывание.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в парах.
Используемые учебники и учебные пособия.
Русский язык: 2 класс: Учебник, В 2 ч./Н.А.Чуракова.
Рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, фигуры - человечков «Смешарики».
Дидактическая структура урока
Содержание урока
Деятельность учеников
Формирование
УУД
Электронные
ресурсы
Поставленная цель каждого этапа
1.Этап мотивации учебной деятельности.
Учитель:
- Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Садитесь.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в нашей жизни так часты чудеса.
Секреты русского языка, ребята,
Узнаем мы всего за полчаса.
Повернулись и улыбнулись друг другу.
Личностные:
-адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные:
-обеспечение учащимся организации
их учебной деятельности;
- эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Слайд № 1
Проверить готовность обучаю-
щихся, их настрой на работу.
2. Этап актуализации.
Звучит музыка. На слайде появляются Смешарики.
Учитель:
- Наши герои - Нюша - Крош гуляли по Волшебному лесу.
-Между ними возник спор.
- Нюша утверждает, что кисть-это гроздь винограда, а Кроша доказывает, что слово кисть означает руку человека.
- Какие значения имеет слово кисть?
- Кто из Смешариков прав и почему?
1. Минутка чистописания.
- Напишите слово кисть и одно его значение.
Ожидаемый результат:
- Кисть-веточка рябины; инструмент,
которым рисуют.
- Правы оба. Это слова омонимы.
Познавательные:
- выстраивать логические
универсальные
действия.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли полно и точно.
Слайд № 2, 3
Актуализи-
ровать требо-
вания
к ученику со стороны
учебной деятельности;
- создание
условий
для возник-
новения
у учеников внутренней потребности
включения
в учебную
деятельность.
3.Постановка проблемы.
Слайд 4
Учитель:
-Вдруг внезапно зима пришла,
- Снег и вьюгу принесла.
- Наши герои-Крош и Нюша неожиданно оказались в Волшебном Зимнем лесу.
- «Ой, Крош, как закружились снежинки в воздухе!»-слышится голос Нюши.
- «Нюша, это метель»- произносит Крош.
Учитель:
Слайд 5
-Ребята, какие слова со сходным значением можно подобрать, чтобы описать зимнюю непогоду к слову закружила?
Учитель:
-Как называются эти слова?
- Ребята, как произносятся и пишутся эти слова?
Слайд 6
- Определите тему нашего урока.
-А могут ли быть слова похожие по значению, называющие название предметов?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться за помощью к Толковому словарю.
Ожидаемый результат:
- Замела, завертела,
завьюжила.
Ожидаемый результат:
- Это слова названия действия
предметов.
-Произносятся и пишутся эти слова по-разному.
Ожидаемый результат:
- Слова со сходным
значением, которые
по-разному звучат и пишутся.
Познавательные:
- умение строить
речевое высказывание
в устной форме;
-выделение познавательной цели.
Коммуникативные:
- формировать умение, строить доказательное высказывание.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно
Слайд № 4, 5, 6.
Создать
проблем-
ную ситуацию.
Подведе-
ние детей
к форму-
лированию
темы и постанов-
ке задач
урока.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Слайд 7
Учитель:
-Ребята, пришла СМС на мой телефон от Кроша и Нюши.
Учитель читает текст.
- Ребята, помогите нам.
Мы очень замёрзли в Зимнем лесу. Но для этого вам надо выполнить сложное задание.
1. Работа
по Толковому словарю.
Откройте учебник на стр. 116. Прочитайте
задание.
- Ребята, какова цель нашего задания?
Слайд 8
- Найдите в словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове на стр. 98.
- Найдите слово, близкое по значению к слову «азбука» в Толковом словаре.
- Какое следующее задание вы можете выполнить?
2. Работа в парах.
- Запишите слова парами.
Слайд 9
-Проверьте по образцу.
- Можно ли назвать такие слова родственными?
- И почему?
- Ребята, мы познакомимся
с новым словом- синонимы.
- Сделайте свой вывод.
- Что же такое синонимы?
-Зачем в русском языке нужны слова, имеющие один и тот же смысл?
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Слайд 10
-Ой, поступил сигнал
от Кроша и Нюши.
Они выбираются из Волшебного Зимнего леса.
Ожидаемый результат:
- Научиться подбирать слова близкие по
смыслу.
Ожидаемый результат:
-Азбука - буквы какого - либо языка, расположенные в определённом порядке. Книга для обучения грамоте.
- Это букварь.
- Найти слова близкие по смыслу
к словам: боец, страж, смелый.
- Слова, близкие по смыслу, не являются родственными, так как не имеют общей части.
- Синонимы- это слова близкие по смыслу.
-Разнообразить нашу речь, сделать богаче, образнее.
Познавательные:
-построение логической цепи рассуждения;
- доказательство.
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка