Статья "Семиотический подход на уроках обучения грамоте. По УМК Климановой Л. Ф, Азбука"
статья по чтению (1 класс) на тему
Семиотика - наука о знаковых системах....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Семиотический подход на уроках обучения грамоте |
Из опыта работы учителя начальных классов |
Учитель высшей категории Чачина Людмила Васильевна |
[2011] |
[Симеотика – наука о знаковых системах… Симеотический подход на уроках обучения грамоте…я раскрою в некоторых фрагментах уроков.] |
Семиотика - наука о знаковых системах. В основе семиотики лежит понятие знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общения животных, информационные и социальные процессы. Знаковая система является посредником между человеком и окружающим миром.
Авторы УМК на основе «обобщения современных исследований пришли к заключению о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы рассмотреть язык с разных точек зрения: с коммуникативной, познавательной и семиотической – и обогатить систему обучения родному языку».
Семиотический подход на уроках обучения грамоте для вас, уважаемые коллеги, я раскрою в некоторых фрагментах уроков.
На уроках дети узнали о том, что существуют различные способы общения: жесты, движения мимика. Задачей учителя на этом этапе является переключение внимания детей с общения непосредственного контактного на общение опосредованное (общение с помощью предметов, символов, знаков) .
Урок «Знаки на дорогах».
К уроку «Знаки на дорогах» я попросила детей нарисовать их путь «Дом – школа, школа - дом» . Рассказывая об этом на уроке, ученики использовали такие ориентиры как дepeво, киоск , мостик. Они, конечно, знали и о дорожных знаках, но не обращали на них внимания и не использовали их в своих рассказах.
Например: «Я вышел из домa и повернул направо, прошёл мимо киоска, у большого дерева перешёл улицу, прошёл через мостик, ещё немного прошёл и пришёл в школу».
Или: «Меня папа привёз на машине. Когда мы ехали, то два раза останавливались. Там и другие машины остановились. А потом повернули налево у аптеки и приехали в школу».
Затем показываю дорожные знаки. Помогаю детям правильно прочитать их, объясняю и прошу найти их в сюжетной картинке на страницах 32-33 в Азбуке. Выясняем, зачем в этом месте стоит именно этот знак. Читаем знаки:
1. Пешеходная дорожка.
2. Пешеходный переход.
3. Осторожно - дети!
4. Велосипедная дорожка.
Для закрепления прошу ребят помочь Ане и Ване (персонажам из Азбуки) найти безопасную дорогу к школе. Они говорят уже следующее: «Аня и Ваня идут по пешеходной дорожке до знака «Осторожно - дети!», переходят дорогу по «зебре» и идут в школу».
Показываю детям изображение светофора. Дети читают его сигналы:
Красный - стой!
Жёлтый - жди!
Зелёный - иди!
Так как дети пришли в школу уже читающие, предлагаю им
соединить стрелками цвет и слово:
ЖДИ! ИДИ! СТОЙ!
П О И Г Р А Е М:
Я показываю знаки светофора - дети выполняют
заданные движения.
Красный - сидят на корточках.
Жёлтый - встают.
Зелёный - шагают на месте.
Сообщаю ученикам, что на очень опасных участках дороги. Можно видеть регулировщика. Его жесты тоже надо уметь читать. Он управляет движением всех машин. Но может сделать исключение и в первую очередь пропустить машины с условными знаками.
Опираясь на уже имеющийся детский жизненный опыт, наблюдения, спрашиваю у детей, какие знаки могут быть на машинах. Дети отвечают:
- Номера машин.
- Световая сигнализация.
-Звуковая сигнализация.
- Крупные цифры 01. 02. 03.
- Цвета служебных машин (красный, белый, синий).
Предлагаю детям обсудить в парах: что означают эти сигналы, цвета на специальных машинах.
Читающим предлагаю прочитать стихотворение, подумать и вставить пропущенные слова:
Сверху - как фиалка –синяя … :
Есть свои традиции тоже у … .
Правильное прочтение: Сверху – как фиалка – синяя мигалка:
Есть свои традиции тоже у полиции.
Дети делают вывод: красный цвет, красный крест, сигнализацию - мы читаем как знак опасности.
На этом уроке я использовала телефонный аппарат. Дети упражнялись в вызове «Скорой помощи». Они набирали 03 и называли свой домашний адрес. Здесь я сделала оговорку: «Но, дети, нельзя баловаться с телефоном. Из-за ложного вызова доктор не сможет оказать вовремя помощь тому, кто в ней действительно нуждается». Дети добавили, что вовремя не приедет пожарная охрана, полиция.
Далее спрашиваю: «А как вызвать пожарную охрану». ( 01).
Затем рассматриваем изображение пожарной машины, называем условные знаки: (работа в группах)
• Цвет красный - опасность.
• Крупные цифры 01.
• Звуковой сигнал.
Такие условные знаки приняты во многих странах мира.
Урок «Условные знаки в городе».
На урок дети пришли с подготовленным домашним заданием.Гуляя с родителями по городу обратили внимание на условные знаки. В классе они рассказали, где и какие знаки они видели: на аптеке, на театре, на магазинах, принесли свои рисунки.
Подводя своих учеников к теме следующего урока, задала им вопрос: « А в вашем доме, в квартире есть условные знаки?» На что получила однозначный ответ: «Нет.» Тогда им предложила провести исследование: Вместе со взрослыми внимательно посмотреть на предметы, которые их окружают дома.
Урок « Условные знаки в повседневной жизни».
На этом уроке я постаралась расширить представление ребят об использовании условных знаков в повседневной жизни. К этому уроку я попросила исследовать вместе со взрослыми членами семьи их квартиру. Рассматривая одежду, предметы бытовой техники, упаковку продуктов, обратить внимание на условные знаки, постараться понять и прочитать их. Дети принесли на урок этикетки, рисунки. Условныe обозначения даже с импортных вещей мы понимаем. Делаем вывод о том, что условныe знаки присутствуют и в нашей повседневной жизни, помогают в общении людям во всём мире.
На последующих уроках необходимо было подвести детей к выводу, что и звуки речи можно обозначить знаками. В добукварный период, совместно с детьми готовятся карточки, обозначающие звуки русской речи:
Гласные пустой круг
Согласные твёрдые с горизонтальной линией внутри
Согласные мягкие с волнистой линией внутри
Несмотря на то, что условные обозначения звуков даны в учебнике, при произнесении звуков дети сами пришли к данным изображениям. С этими карточками мы работаем весь год.
Фрагмент урока букварного периода: «Путаница»
Проводя лексическая работу на уроке, показываю рисунок лукa - огородного растения.
- Что это?
- Лук.
-Составьте: схему слова «ЛУК».
Дети составляют схему с использованием карточек.
Далее показываю изображение лука – старинного оружия. -Что это? - Лук. Составляем схему этого слова. Выясняем, что звучание слов одинаковое, а смысловое значение разное. Для этих слов мы используем одинаковые условные знаки. На последующих уроках подходим к тому, что буквы – это тоже условные знаки, обозначающие звуки в письменной речи.
В заключении следует отметить, что семиотический подход позволяет лучше осмыслить язык как знаковую систему, снять в обучении трудности, связанные с различием понятий «слово» и «предмет», «форма» и «содержание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-341418-1384261739.jpg)
Серия уроков обучения грамоте с использованием ЭОР (1 класс, "Азбука" В.Г. Горецкого"
Конспекты серии уроков по обучению грамоте (УМК «Школа России», Горецкий В.Г. «Русская азбука», 2013...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-287681-1384615238.jpg)
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках обучения грамоте
Формы и методы обучения в 1 классе...
Использование деятельностного подхода на уроках обучения грамоте.
Использование деятельностного подхода и игры...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/30/picture-271418-1372616010.jpg)
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Слово и предмет" ("Азбука" Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева УМК "Перспектива")
Данная презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе по теме "Слово и предмет" (3-я неделя обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1119004-1569830212.jpg)
Презентация "Дифференцированный подход в обучении на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе"
Разноуровневые задания для 1 класса на разных этапах урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1119004-1569830212.jpg)
Презентация "Дифференцированный подход в обучении на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе"
Разноуровневые задания для 1 класса на разных этапах урока....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-1506288-1705827211.jpg)
Технологическая карта урока обучение грамоте - 1 класс. (УМК "Школа России" , азбука В.Г.Горецкий)
Тема урока: «Звуки [м] и [м’]. Буква «Мм» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [м] и [м’] и обозначающей их буквой «...