Выступление на педагогический совет на тему " Реализация коррекционно-развивающих занятий во внеурочной деятельности в 1 «А», 1 «Б», 1 «»В» и 2 «А», 2 «Б» классах"
статья

Федюшина - Бородина Ульяна Игоревна

Текст выступления содержит основные цели задачи профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektolog.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реализация коррекционно-развивающих занятий во внеурочной деятельности в 1 «А», 1 «Б», 1 «»В» и 2 «А», 2 «Б» классах».

учитель – дефектолог:

Бородина Ульяна Игоревна

В этом учебном году я провожу коррекционно-развивающие занятия в 1 «А», 1 «Б», 1 «»В» и 2 «А», 2 «Б» классах реализующих ФГОС ОО у/о. На данный момент в 1 «А» классе 5 человек, в 1 «Б» - 6 человек, 1 «В» - 6 человек. Во 2 «А» классе всего 9 человек,  во 2 «Б» классе – 4 человека. У учащихся данных классов имеются нарушения интеллектуального характера, что в большинстве случаев проявляется в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы. В 1 «Б» и 2 «А»  классах я поделила обучающихся на две подгруппы с учетом актуального развития детей. Было составлено расписание и согласовано с классным руководителем и со специалистами школы. 

Цель обучения создание системы комплексного сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, а также формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.

Задачами  обучения являются:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
  3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.
  4. Консультирование  родителей (законных представителей) по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Т.к. работа учителя–дефектолога носит вспомогательный характер, поэтому расписание моей работы составлялось таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков). Продолжительность группового занятия-40 мин., индивидуального-20 мин.

Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных эмоций. Иногда  дети не осознают важности занятий, перестают верить в свои силы, в возможность улучшить результаты и начинают безразлично относиться к занятиям.
Поэтому, чтобы привить у учащихся живой интерес к занятиям, заинтересовать в результате, я стараюсь по-разному организовывать занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии, логопедические сказки, компьютерные программы.

Чаще всего коррекционно-развивающие занятия включают в себя следующие этапы: 

1)Задания для развития общей и мелкой моторики.

2)Артикуляционная гимнастика, звуковая работа.

3)Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.

4)Развитие экспрессивной речи (фразовая речь) и импрессивной речи (понимание).

5)Развитие сенсорного восприятия ( цвет, форма, величина, пространственное представление).

6)Формирование мышления.

7)Счет (выделение по образцу, по слову).

При составлении конспектов занятий, я используются  программы «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой. Упражнения и задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Коррекционно - развивающие занятия начинаются с выявления эмоционального состояния детей. Для решения этой задачи можно использовать приём цветограммы: прошу детей показать определённым цветом своё настроение в данный момент. Например, если вам грустно, поднимите кружок синего цвета, если весело – жёлтого и т.д.
Далее необходимо создать у учащихся положительный эмоциональный настрой. Реализовать данную задачу можно разными способами. Например, подарить детям улыбку, радостно их поприветствовать, попросить улыбнуться детей и сказать друг другу комплименты. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения. Если ребёнок говорящий, то я прошу на определённую буку придумать «доброе» слово.

В своей педагогической практике иногда я применяю компьютерные программы. В частности программу «Учись говорить правильно». Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к занятию, способствует активизации учебного процесса. В данной программе учащиеся учатся различать звуки в словах, учатся составлять рассказы. В конце занятия провожу рефлексию. Для формирования познавательного интереса, стимуляции познавательной активности учащихся предлагаю детям сказать, о чём бы они хотели узнать ещё, чему научиться.

Реализация внеурочной деятельности происходит без каких-либо трудностей. Родители оставляют детей на коррекционно-развивающие занятия, интересуются результатами своих детей. На данный момент большинство из них улучшили свои графо - моторные навыки, знания и представления об окружающем мире, показывают более высокие результаты в конструктивной деятельности. В дальнейшем планируется работа над развитием зрительного восприятия и восприятия времени, улучшение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" ставит своей целью не только поделиться опытом, но и рассказать о моделях обучения (пассивной, активной и интер...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Выступление на педагогическом совете по теме "Реализация ФГОС"

В работе дала анализ учебной и внеурочной деятельности ....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование мобильного класса в урочной и внеурочной деятельности"....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Сценарий внеклассного коррекционно-развивающего логопедического занятия рамках внеурочной деятельности с участием родителей «Ах, этот Пушкин!»

Обучающиеся младших классов, а дети с ОВЗ в большей степени, нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Восприятие нового через игровые методы способствует развитию творчес...