Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
материал (4 класс) на тему

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" ставит своей целью не только поделиться опытом, но и рассказать о моделях обучения (пассивной, активной и интерактивной). Ведущим методом интерактивного обучения является метод проектов. Данное выступление содержит историческую информацию об этом методе, о причинах его широкого распространения в современном мире, о его направленности и основных требованиях, о видах проректов по продолжительности и этапах работы над проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_2014.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 15

Метод проектов                

 во внеурочной деятельности

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов

МБОУСОШ № 15 г. Тулы

Колупаевой Светланы Владимировны

7 ноября 2014 г.

     «Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

     Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют:  пассивную, активную и интерактивную.

      Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов.

      Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе  «ученик-учитель», наличие творческих  заданий.

      В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии учащихся и учителя.

      Ведущим среди интерактивных методов обучения стал метод проектов.

      Эта дидактическая технология не является принципиально новой в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством Степана Теофиловича Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор серьёзных попыток возродить его в России не было.  

      В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом проблем.

      В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

      Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

      Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

      Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

      Метод проектов – это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Причины широкого распространения метода проектов

в современном мире:

- необходимость не столько преподавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных умений и навыков;

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Направленность метода проектов:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического мышления.

      Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную групповую, коллективную – что предполагает владение определёнными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.

Основные требования к использованию

метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;

- практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность учащихся.

      Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать как в любой учебной дисциплине, так и во внеклассной работе.

      Важно понимать, что любую творческую работу можно считать внеклассной. Например, презентация, подготовленная для урока, является частью учебного процесса. Ведь она выполнена качественно, со знанием темы, и может использоваться как учебное пособие, то есть может считаться и внеклассной деятельностью, так как содержит больше информации, чем необходимо для урока. Примером может служить проект Князева Глеба «Рыцари». Это был его исследовательский проект, который он готовил летом. На уроке окружающего мира в этом году (4 класс) у нас была тема «Где и как жили рыцари» в разделе «Наши соседи на Западе». Я готовила свою презентацию о жизни рыцарей, о замках Западной Европы. Дети готовили сообщения на тему «Замки Западной Европы». В результате у нас получился коллективный проект, итогом которого стало костюмированное выступление Глеба.

      Очень важно то, что занимаясь внеклассной работой, дети  получают опыт самореализации, защищая свои работы, они получают опыт работы на публике. Это нужно, так как не у всех учеников есть навыки публичных выступлений, а защита работ помогает им эти навыки развивать.

Виды проектов по продолжительности их выполнения:

- краткосрочный (до 1 недели);

- среднесрочный (от 1недели до 1 месяца);

- долгосрочный (более 1 месяца).

Работа над проектом предполагает следующие этапы:

1 этап – методологический: выбор и осмысление предмета исследования, формулирование темы проекта.

2 этап – содержательный: поиск и подбор материала по заданной теме.

3 этап – рефлексивный: окончательная формулировка целей и задач проекта, формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.

4 этап – технический: работа над презентацией.

5 этап – защита проекта.

     

      Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.

«Скажи  мне,  и  я  забуду,  покажи  мне,  и  я  запомню,  дай  мне  действовать  самому  и  я  научусь».

      Ученики, выполнившие некоторую серьёзную работу самостоятельно от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей деятельности, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

Ребёнок осознаёт и усваивает только те знания, которые приобретены им с усилием воли.

     

      В современном мире у детей очень много источников информации. Важно научить их правильно пользоваться ими. Часто дети «лезут» в Интернет не за полезной информацией, а для развлечения – «поиграть». В прошедшем учебном году мы придумали такой долгосрочный проект – «Битва знатоков».  На первый раз я дала тему битвы сама – «Тула». Детям предлагалось придумать вопросы о нашем городе. Целую неделю они складывали в «волшебный сундучок» свои вопросы. Потом я их разбила по темам – номинациям. Получилось 7 номинаций по 5 вопросов в каждой. В момент «битвы» на экран выводились вопросы  и давалось определённое время на запись ответов. По итогам «боёв» детям были вручены грамоты за победу в каждой номинации, грамота абсолютному победителю и благодарности тем детям, которые принимали активное участие в подготовке вопросов.

      После такого мероприятия у детей появился активный интерес к такому виду деятельность. Они поняли, что ответить на вопрос можно только после того, как поищешь информацию. Тему следующей «битвы» они придумывали сами. В тот же «волшебный сундучок» дети складывали темы, по которым они хотели бы посоревноваться. По наибольшему количеству высказанных предложений выбиралась следующая тема. Потом они в тот же сундучок складывали вопросы, я их сортировала, был выбран день для ответа на вопросы, подводились итоги и всё опять повторялось в той же последовательности. В самом начале этого учебного года дети интересовались, будем ли мы продолжать этот проект. Но в первой четверти было столько программных проектов, что на «Битву знатоков» пока не хватило времени.

     В этой четверти мы уже успели поучаствовать в проектах:

  1. Моя малая родина (1 сентября);
  2. Сборник сказок «Бедный принц» (литературное чтение);
  3. Лекарственные растения (окружающий мир);
  4. Замки Западной Европы (окружающий мир);
  5. Жизнь замечательных людей (русский язык);
  6. Дерево – долгожитель (литературное чтение);
  7. Художники эпохи Возрождения (окружающий мир).  

     

     Метод проектов позволяет решить проблему мотивации и стимулирования учебной деятельности, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. А ведь именно этого требуют от нас новые стандарты обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

"Внеурочная деятельность" ( из опыта работы) выступление на педсовете школы

Выступление на педсовете школы по теме "Внеурочная деятельность" с презентацией  из опыта работы: "Волшебный сундучок", "Юный художник" совместно с Тимарцевой Е.Ю. учителем начальных классов...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»

Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....