Выступление на педагогическом совете по теме "Реализация ФГОС"
консультация (1 класс) на тему
В работе дала анализ учебной и внеурочной деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saytvystupl_na_shkolnom_pedsovete_2012-2013_.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Молодёжненская СОШ»
Тема:
«Реализация ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Очирова Е.С.
2013
«Реализация ФГОС»
учитель начальных классов
Очирова Е.С.
(доклад к педагогическому совету)
Работая в школе, убеждаешься в том, что она сегодня очень быстро меняется.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г.№373.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),
- метапредметные (умение учиться),
- предметные умения.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Основная образовательная программа начального общего образования школы определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Реализовывать эти задачи мне помогла Образовательная система «Школа 2100», по которой я работаю первый год.
По этой программе традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменяется технологией деятельностного подхода.
Приведу примеры такой работы.
При обучении грамоте использую различные методы постановки учебной проблемы в зависимости от того, какой звук ученики будут изучать на данном уроке. Так, при открытии звука ш, уместен диалог, идущий от проблемной ситуации. Намеренно создавая её, сталкиваю первоклассников с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
На доске неоформленная схема-человечек:
- Как вы думаете, какой у нас сегодня будет урок: повторения изученного или открытия новых знаний? Почему?
- Подумайте, что мы сегодня будем открывать.
- Что необычного вы заметили у схемы-человечка?
-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что она представляет особенный, необычный звук, который отличается от других уже изученных вами звуков. – Что бы вам хотелось спросить у схемы-человечка? (Чем новый звук отличается от других звуков?)
-Правильно! Вот это нам и предстоит сегодня открыть.
На уроке открытия буквы ь, на мой взгляд, в качестве метода постановки учебной проблемы лучше всего использовать прием «яркого пятна».
Поначалу учитель интригует первоклассников появлением нового жителя в городе Букв: «В нашем городе появился новый житель, да не простой, а настоящий фокусник. Он так замаскировался, что и не слышится, и не произносится. Но там, где он появляется, случаются загадочные вещи. Например, слово «угол» превращается в «уголь».
- Какой у вас возникает вопрос? (Какой новый житель города Букв является таким фокусником?).
- Что вы про него узнали из этой истории? (Он не слышится и не произносится, но он изменяет значение слов.)
-Но на этом его фокусы не заканчиваются. Хотите всё про него узнать?
Первоклассники выполняют звукобуквенный разборы слов «угол» и «уголь». И узнают, что этот фокусник обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука. Так ребята знакомятся с новой буквой – мягкий знак.
Таким способом учитель учит ребят ставить проблемный вопрос, а также искать пути решения учебной проблемы. При этом урок становится для них поистине праздником открытия новых знаний и умений.
В литературном чтении, использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности.
Работа с текстом включает три основных этапа – работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Работая с текстом до чтения, дети строят предположения о его содержании, опираясь на заглавие и иллюстрации. Такая деятельность помогает развитию умения прогнозировать содержание текста.
Затем начинается следующий этап работы с текстом. Чтение проходит на эмоционально окрашенном фоне, что, безусловно, поддерживает интерес, способствует пониманию прочитанного. Главное – показать ребенку, что с текстом можно беседовать, как с человеком. Приём «диалога с автором» помогает не только вчитаться, извлечь информацию из текста, но и повысить активность, делает работу на уроке познавательной и интересной.
Как показывает опыт, после диалога с текстом намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться, создавая свое произведение. Так , при работе по рассказу В.Драгунского «Сестра моя Ксения», ученики первого класса справляются с достаточно сложным для их возраста заданием: проследить, как постепенно у героя пробуждаются неведомые ему ранее чувства любви к младшей сестренке.
При этом используется приём повествовательного эквивалента, нацеливающего ученика на развернутый ответ: расскажите, объясните, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, сравните, аргументируйте и т.д.
Этап работы после чтения завершается рассказом об авторе.
Очень нравятся детям уроки математики. Дети решают неравенства, свободно пользуются формулами, составляют программы действий. В учебнике очень много нестандартных задач (задачи в стихах, ошибки-невидимки, логические цепочки, логические задачи, зашифрованные слова, блицтурниры, викторины) и т.п. Принципиальным является и то, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами в процессе учебной деятельности под руководством учителя. Учебник математики сделан в виде тетради на печатной основе. Это позволяет сократить время выполнения заданий и тем самым увеличить число задач, самостоятельно решенных детьми на уроке. Есть отдельная тетрадь для самостоятельных и контрольных работ, с несколькими вариантами и разных уровней.
Очень часто уроки математики, русского языка, окружающего мира и литературы начинаю с интеллектуальной разминки, на которую отводится 3-5минут. Разминка включает в себя вопросы и задания по многим темам из различных предметов. Цель этих заданий предполагает мгновенное решение вопроса. Количество вопросов зависит от уровня развития детей класса, задаётся от 10 вопросов и более.
В подборе таких вопросов мне очень помогают журнал «Начальная школа плюс до и после», газета «Начальная школа».
Примеры такой разминки. Давайте проведём эту разминку вместе с вами. Ответьте пожалуйста быстро на следующие вопросы:
Сколько колёс у трех автомобилей?
Как предлог пишется со словом?
С какой буквы будем писать своё имя, фамилию?
Отличительные знаки государства?
Сколько букв в слове каракули?
Самое крупное наземное животное? Молодцы! Вам понравилось? Моим детям такие разминки тоже очень нравятся.
Они помогают включить детей в работу, не занимают много времени и дают только положительные результаты.
Считаю важным научить школьников учиться вместе, так как в современном мире способность работать в команде является одним из наиболее востребованных личных качеств.
Начинать обучение сотрудничеству в парах следует с 1-го класса на более простом материале. Предлагаю детям работать в паре с соседом: вместе собрать домик «Состав числа», помочь своему соседу по парте составить слоги, схему слова, прочитать друг другу новый текст, вместе составить предложение, проверить, как написал цифры сосед по парте и т.д..
Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомлю первоклассников с основными правилами общения:
При разговоре смотри на собеседника.
Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказать помощь и просить о ней.
При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается- общаться с одноклассниками, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.
Анализ внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
· расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
· ограниченности общения со сверстниками;
· неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
· разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Успешность реализации требований ФГОС в школе во многом определяется уровнем профессиональной компетентности работающих в ней педагогов.
Закрепляя ответственность педагога за результаты реализации основной образовательной программы общего образования, ФГОС фактически формулирует новые требования к подготовке и повышению квалификации учителя.
Важнейшая тактическая задача всех методических служб сегодня – обеспечить понимание и принятие педагогами идеологии стандарта, создать условия для формирования профессиональной готовности педагогов работать по-новому.
Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Роль методических служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми.
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, реализацию планов воспитательной работы.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников способствуют:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Исходя из имеющихся условий, в школе постарались создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Организация внеучебной деятельности | ||
Компонент организации внеурочной деятельности | Содержание компонента | |
Условия | - региональные особенности; - социо – культурная ситуация школы; - стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей; - материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение. | |
Цели | - способствовать личностному становлению учащихся; - способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации себя в различных видах деятельности. | |
Содержание | Направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, эстетическое, духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное | |
Технологии | -информационные и коммуникационные технологии; -игровые технологии; -обучение на основе «учебных ситуаций»; -социально – воспитательные технологии; -технология саморазвития личности учащихся. | |
Средства | Образовательная среда: учебные и игровые пространства. | |
Результаты | Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»: - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. |
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
доклад на тему в сопровождении презентации...
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...