Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
материал (2 класс) по теме
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet._novik_s.a._novyy.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»
Выступление
на педагогическом совете
по теме «Формирование универсальных учебных действий
во внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов Новик Светлана Анатольевна
Дубна
2013 год
Слайд 1, 2
«Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н.Толстой.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Отсюда и мой выбор программы по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра». Авторы Э.Козлов, В.Петрова, И.Хомякова.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Слайд 3 Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Слайд 4 Положительные моменты в том, что программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Этика: азбука добра» рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа, во 2-3 на 34 учебных часа.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Слайд 5 Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Слайд 6. Программа состоит из 6 разделов в 1 классе:
- Правила поведения в школе
- О добром отношении к людям
- Как стать трудолюбивым
- Правила опрятности и аккуратности
- Правила поведения на улице и дома
- Школьный этикет.
и из 4 крупных разделов во 2-3 классах:
- Культура общения
- Общечеловеческие нормы нравственности
- Дружеские отношения
- Понять другого
Слайд 7 Направления работы
Для реализации данной программы использую следующие направления работы с детьми:
- личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Слайд 8 Основным методом проведения занятий является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами.
Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек или картинок.
Слайд 9 Например: ролевая игра на занятии из раздела «Культура общения». Цель игры – разыграть свою роль или роли других людей в новой неизвестной ситуации.
В дверь постучали. Егор, продолжая есть, крикнул: "Открыто!" На пороге появилась одноклассница Марина. Что делать? Продолжить ужин, спросить, зачем пришла? А если ей нужна книга, ее надо искать в соседней комнате, как поступить?
В результате игры ребята инсценировали эту ситуацию с ошибками, затем поразмышляли, поспорили, высказали своё мнение и сделали вывод.
Егор должен был встретить Марину у дверей, а не кричать, помочь снять пальто, предложить поужинать или отложить ужин, не спрашивать о причине прихода. Если нужно найти книгу, то на это время Марину нужно чем-то занять.
Оценивание и рефлексия – главный итог ролевой игры. Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей.
Универсальные учебные действия, сформированные в данной игре:
Личностные: соблюдение правил вежливости и красивых манер; проявление тактичности и доброжелательности в общении;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и высказывать собственное;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Слайд 10 Реализация программы также предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед «Что такое добро и зло», «Ежели вы вежливы», «Ты и твои друзья», «Культура внешнего вида» из раздела «Культура общения», экскурсий в библиотеку, столовую - раздел «Правила поведения в школе», заочных путешествий по теме «Традиции народов разных стран» - раздел «Культура общения», участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки (в планах), просмотр видеофильмов по темам «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна», «Ученье – свет, а неученье – тьма».
Программа «Этика: азбука добра» — система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе представлена в разделах «О добром отношении к людям», «Культура общения», «Общечеловеческие нормы нравственности». В процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений этического содержания у младших школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения.
Формы реализации программы.
Слайд 11 Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
- беседы;
- сообщения;
- просмотр видеоматериала;
- исследование и решение проблемы;
- экскурсии.
Практические занятия:
- конкурсы;
- праздники;
- викторины;
- игры;
- творческие работы
- проекты
Каждое занятие начинается с эмоционально-этического настроя, позволяющего, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность детей, а с другой - проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформулировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия.
Слайд 12 При помощи психологического упражнения «Барометр настроения» предлагаю детям показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны. Поделиться хорошим настроением друг с другом, улыбнуться и пожелать всего доброго.
В результате такого упражнения у ребят формируется доброжелательное отношение друг к другу, желание поделиться своими положительными эмоциями.
Для поддержания высокого эмоционального настроя детей во время занятия использую разнообразные организационные и методические приемы:
Слайд 13
- занятие проводится в интересной, увлекательной, постоянно меняющейся форме (путешествие в страну «Сказок» по теме «Добрые и не добрые дела»,
- «Поездка в гости» по теме «Поведение в гостях»,
- «Посещение театра, библиотеки» по теме «Правила поведения в общественных местах»);
- применяется различный наглядный материал (сюжетные картинки и фотографии, иллюстрации к сказкам, карты-схемы, игрушки, открытки);
- активно использую интернет-ресурсы в виде презентаций по темам «Правила поведения в школе» 1 класс, «Культура общения» 2 – 3 классы,
Слайд 14
- многие занятия проходят на основе знакомых детям сказок, ребята встречаются с полюбившимися героями — доктором Айболитом, Карлсоном, Винни-Пухом)
- привлекает детей и появление новых героев и атрибутов - феи «Здравствуйте» и корзины вежливых слов на занятии по теме «Ежели вы вежливы», волшебного платка и светофора «Топ-стоп» по темам «Правила поведения на улице и дома».
Слайд 15 На занятиях во 2 и 3 классах мы работали над проектом «Пригласительная открытка», где ребята научились оформлять и правильно приглашать друга на праздник, день рождения. Затем некоторые из них подарили свои работы друг другу.
Благодаря этому проекту, ребята познакомились и усвоили основные требования к пригласительному этикету, а также этикету общения с гостями и в гостях.
Слайд 16 В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные: | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; | - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках. | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Этика: Азбука добра» я использую диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» А.Г.Асмолова.
Одну из методик я представлю вашему вниманию.
Слайд 17 Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Цель: проверить сформированность моральных норм и правил поведения учащихся
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.
№ | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Слайд 18 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство для воспитания и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Универсальных Учебных Действий во внеурочной деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. В статье приве...
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительно...
Развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Развитие универсальных учебных действий во внеурочной деятельности...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Доклад с презентацией...
«Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, ...
Выступление на ГМО по теме: "Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность"
Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средств...