Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей
опыты и эксперименты
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
К методам выявления одаренных детей относятся:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Содержание работы педагога-психолога с одаренными детьми
1. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.
Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
Реализация:
- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности;
- разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей;
- определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
- проводить уроки творчества для одаренных детей.
В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута,
т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальный педагог и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если соблюдается комплекс мероприятий:
- своевременное применение различных видов тестирования;
оценки способностей по успеваемости;
- участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
- заключение психолога;
- участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
- самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
- наблюдения родителей.
При проведении социометрических процедур важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
Целью своей работы с высокомотивированными детьми определила создание психологических условий для наиболее полного индивидуально-личностного развития высокомотивированных обучающихся и приобретения ими позитивного опыта реализации своих способностей как на уровне прогимназии, так и на уровне города и региона.
Задачами явились:
1. Выявление высокомотивированных обучающихся.
2. Организация и проведение развивающих занятий с целью сохранения высокой мотивации, развития навыков самопрезентации и снижение уровня тревожности.
3. Сопровождение высокомотивированных обучающихся в процессе подготовки и участия в конкурсах, проектной и научно-практической деятельности.
Реализация этого направления в нашем учреждении на данный момент строится в соответствии со следующим планом:
Проектная деятельность, как одна из технологий работы с высокомотивированными обучающимися, способствует саморазвитию, самосовершенствованию, позволяет включить учеников начальных классов в активную исследовательскую деятельность, обеспечивает овладение навыками работы над отдельно взятой темой и презентации ее результатов.
Технология проектной деятельности применяется всеми педагогами нашей прогимназии, начиная с воспитателей подготовительных групп, которые привлекают своих воспитанников к участию в творческих групповых проектах – театрализациях, коллективных инсценировках, а также в изготовлении групповых коллажей и панно.
Поскольку большинство конкурсов и конференций, касающихся академических, информационно-коммуникационных и исследовательских способностей, организуются для обучающихся 3 – 4 классов и, кроме того, именно эта группа детей показывает наибольшую заинтересованность в подобных мероприятиях, в своей работе по психологическому сопровождению проектной деятельности обучающихся ориентируюсь именно на них.
Интеллектуально-познавательные занятия, направленные на повышение мотивации деятельности, развитие гибкости мышления и умения мыслить нестандартно, провожу по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам». В структуру этих занятий входят:
- упражнения мозговой гимнастики, представляющие собой простые и доставляющие удовольствие движения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле и сознании,
- задачи – шутки, направленные на развитие самостоятельности мышления,
- нестандартные задания, построенные на основе разнообразного математического и лингвистического, пространственного и графического материала, предполагающие дальнейшее развитие логических форм вербального мышления, а также
- задания, направленные на развитие гибкости мышления, а значит, на развитие более глубоких межпредметных (метапредметных) универсальных учебных действий.
С течением времени количество детей, занятых индивидуальной проектной деятельностью, увеличивается. В связи с этим ставлю перед собой новую цель: работа с педагогами, которые в дальнейшем станут научными руководителями ребят при реализации их индивидуальных и групповых проектов. Соответственно, возникают и новые задачи:
- познакомить учителей с формами и методами работы с высокомотивированными детьми;
- научить их работать с необходимой документацией, появляющейся при реализации проектов.
Помимо традиционных сложностей подобной работы с обучающимися в плане нашей работы с ними (таких как поддержание мотивации детей, подбор наиболее адекватных форм и методов работы), сами ребята при переходе в другие образовательные учреждения, сталкиваются с другой проблемой. При активной работе с такими детьми в прогимназии, а затем – в 8 – 11 классах тех образовательных учреждений, в которые перешли наши выпускники, совершенно теряются из вида обучающиеся 5 – 6 классов. Кажется, в этом и состоит одна из причин того, что по данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.
При этом главной нашей целью остается вселить в ребенка уверенность в своих силах, увидеть в нем творческую личность.
Поддерживая познавательную инициативу, развивая жажду творчества и любознательность, мы помогаем ребенку радостно и успешно учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"
Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети", освещает разные виды одаренности детей и рассматривает педагогические подходы к детям данной...
Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.
Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития....
Психологическое сопровождение одаренных детей
Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....
Психологическое сопровождение одаренных детей
На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования ...
Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...
Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения
laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников ...