Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей
опыты и эксперименты

Дудко Наталья Викторовна

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей
Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации способностей талантливых детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес. По данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей
Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации способностей талантливых детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес. По данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.

Эффективность в работе с такими учащимися может быть достигнута через реализацию следующих этапов.
1 Этап. Педагог-психолог изучает теоретические источники по данной проблеме, отбирает диагностики в соответствии с возрастными особенностями учащихся, повышает уровень психологической культуры педагогов по данной проблеме через разнообразные формы деятельности. Для психологического просвещения родителей талантливых учащихся организуются консультации, тренинги, практикумы.
2 Этап. Первичная диагностика
Диагностика должна быть направлена на изучение трех моментов:
1) уровень интеллектуального развития общих способностей;
2) уровень мотивации к реализации своих склонностей и интересов;
3) уровень креативности и творчества.
Практика работы педагогом – психологом показала, что самыми информативными методами для изучения уровня умственного развития являются: методика диагностики общих умственных способностей детей 6-12 лет, стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене, матрицы Равена. Для определения уровня креативности используется тест креативности Торренса, для выявления уровня формирования мотивации проводится методика «Лесенка побуждений», анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, изучение мотивации достижения успехов.
3 этап. На основе результатов первичной диагностики определяется круг детей, у которых есть признаки интеллектуальной одаренности, результативность участия в учебной деятельности . Формируется банк данных одаренных и высокомотивированных  учащихся.
4 этап. Для организации коррекционной и развивающей работы с одаренными учащимися проводятся занятия по развитию творческого мышления с учащимися 4х классов, коррекции эмоционально-волевой сферы, занятия по психогигиене (адаптации, тревожности и прочее). Учащиеся 4 классов с признаками одаренности определяются в группы и занимаются с педагогом-психологом по курсу «Развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. Программа рекомендована для использования в общеобразовательных школах позволяет поэтапно формировать у учащихся  творческие способности, побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.
5 этап. Педагог-психолог проводит анализ и систематизацию материалов диагностики, отслеживает динамику индивидуального развития по результатам  развивающей работы с одаренными и талантливыми учащимися. На основе аналитической деятельности вносит коррективы в  психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает рекомендации при консультировании для учащихся и их родителей.
6 этап. Педагог-психолог оказывает психолого-педагогическую поддержку и методическую помощь учителю  по выработке стиля эффективного общения с талантливым ребенком, адекватной оценки его поступков, понимание его поведенческих проявлений, защита интересов ребенка, ориентация на его личностное развитие, выявление проблем одаренных детей
Работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей– это сложный процесс. Он требует от педагога-психолога знаний в области психологии одаренных и их обучения, личностного роста, а также тесного сотрудничества с педагогами, администрацией и обязательно с родителями. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение.

Рекомендации для учителей начального звена по формированию мотивации учебно-познавательной  деятельности 

(по материалам канд. психол. наук Н.Я. Кушнир)

 НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА:

1. Стимулирование  мотивации учебно-познавательной  деятельности через:

  • организацию познавательных игр на уроках,
  • создание ситуаций эмоционального переживания,
  • создание ситуаций занимательности,
  • создание ситуаций опоры на жизненный опыт,
  • создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности,
  • позитивное стимулирование,
  • авансирование успеха,
  • подчеркивание достижений ребенка,
  • развернутая оценка результатов его деятельности,
  • создание ситуации для творческого самовыражения.

2. Стимулирование личностного развития путем:

  • снятия напряжения, тревожности,
  • создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,
  • формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения,
  • анализ конфликтных ситуаций, в которые ребенок попадает,
  • личный пример педагога,
  • обращение к нравственным чувствам (к любви, состраданию, уважению, стыду, чувству прекрасного),
  • воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия, побуждения.

3. Организацию жизни и деятельности детского коллектива:

  • создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
  • выработка коллективно-единых требований к взаимоотношениям в детском коллективе, правил поведения в школе, на улице,
  • коллективные дела и игры.
  •        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, искоренение у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким учащимся утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Основными приемами, стимулирующими у учащихся познавательной активности, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Участие в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Психологическое сопровождение одаренных детей

Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....

Психологическое сопровождение одаренных детей

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования ...

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.Цель психологического соп...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников ...