Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения
материал
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.
Безусловно, обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
«Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения»
(из опыта работы)
( доклад подготовлен для выступления на заседании
Районного методического объединения
учителей начальных классов)
Подготовила:
учитель начальных классов
Ларина Анна Юрьевна
2016г.
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.
Безусловно, обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
Главная цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Так что же такое одарённость?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Исходя, из выше сказанного я постараюсь раскрыть свою систему работы с одаренными детьми.
В основу моей работы легли четыре базовых идеи:
- осознание самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- приоритет внутренней свободы ребёнка, необходимой для творческого саморазвития;
- понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
В своей работе с одарёнными детьми руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности :
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Направления работы: интеллектуальное, эстетическое, спортивное.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Использую диагностические процедуры в учебно-воспитательном процессе по работе с одаренными детьми: получение информации об уровне одаренности ребенка:
- методика «карта одаренности»;(авторов Хаана и Кафа)
- методика «палитра интересов»; (автор А.И. Савенков)
- методика оценки общей одаренности; (автор А.И. Савенков)
Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы.
Выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Одарённых детей зачастую отличает исключительная успешность обучения.
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация, дифференцированный подход, творческие и нестандартные задания, задания опережающего характера. Все эти приемы, методы и подходы создают условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету.
Очень важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются конкурсы и олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе.
Ежегодно мои учащиеся принимают участие в различных Всероссийских олимпиадах : по русскому языку, по математике и литературному чтению. Регулярно участвуют во внутришкольных конкурсах и олимпиадах, посещают кружки и спец. курсы «Детская риторика», «Занимательная математика». Детей со спортивными способностями выявляю на уроках физической культуры и кружке «Юный спортсмен», который учащиеся посещают с большим интересом и 100%. Ребят, которые показывают творческие (художественные) способности вовлекаю в участие на общешкольных мероприятиях. Это и утренники, выставки поделок, рукоделие, выступление на различных праздниках, конкурсах чтецов.
Спец. курсы – ещё одно звено которое, способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, дает возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей.
Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает учащимся решать очень важные задачи: своевременно отмечать свои успехи, проследить индивидуальный рост успешности в учёбе и развивать уверенность в себе на пути достижения маленьких школьных побед. Учащиеся ответственно относятся к заполнению портфолио, в котором есть такие страницу как «Мое участие в конкурсах и олимпиадах», «Мое участие в делах класса и школы», «Мои достижения» «Мои работы» и другие . Все это позволяет ученику, родителю и учителю видеть успехи и продвижения в развитии ребенка, развитии его способностей и талантов.
Результаты и успехи детей не могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом.
В моих планах:
- дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
- участие в новых конкурсах ;
- активное привлечение родителей к поддержанию активности своих детей в различных начинаниях, развитию способностей и талантов.
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют решения: это недостаточное количество времени на подготовку учащихся к различным олимпиадам и конкурсам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Литература
1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.
2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.
3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
4. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
5. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., - М.: Омега – Л., 2008. – 368с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...
Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)
Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...
Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе
Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...
Выявление, развитие и реализация способностей одаренных детей. Поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении. Из опыта работы
Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. ДидроОдарённый ребенок.… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог св...
Методическая разработка "Технология обучения детей 5-7 лет основам грамоты" (из опыта работы)
Актуальность данной проблемы обусловлена требованием современного времени и отечественного законодательства в применении универсальных технологий, предлагающих равные возможности для формирования пред...