Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_proekt_tvorch._miks.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогический проект «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС» для  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В классе обучаются дети с умственной отсталостью. Четверо из пяти учащихся имеют инвалидность, трое – сложную структуру дефекта. Одна ученица – с глубокой умственной отсталостью. Все дети имеют разную степень нарушения опорно-двигательного аппарата. Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом. Наблюдения показали, что дети любят рисовать, вырезать, мастерить. Творческая атмосфера порой просто блокируется вследствие того, что дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают индивидуальные виды деятельности.

Нужен новый подход. На мой взгляд, это подход предусматривает технология проектирования.

Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников - повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников,  создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка.  В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей,  стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь.  В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

Продолжительность проекта: сентябрь – май 2011-2012 уч. год.

Участники: 1) учащиеся 3-Б класса в количестве 5 человек

                      с умственной отсталостью;

                    2) классный руководитель Лебедева Л.Е.;

                    3) родители учащихся.

Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей  путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.

Задачи. 

Воспитательные: 
- создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;
- развивать  коммуникативные навыки;
- формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
- привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.

Учебные:
- познакомить с различными художественными техниками;
- развивать интерес к активной творческой деятельности;
- формировать навыки работы с литературой, Интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, загадок, пословиц, подбор иллюстраций, сравнение найденной информации  и т.п.) на заданную тему.

Коррекционно-развивающие :
 - создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
-  развивать мелкую моторику, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук;
- развивать цветовое восприятие.

Гипотеза:
совместная творческая деятельность создаст условия для развития навыков сотрудничества и партнёрских взаимоотношений детей внутри класса.

Прогнозируемый результат:
 - уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
 - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
 - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

 - предлагать  друг другу новые идеи в ходе взаимодействия.
 

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно  справиться самостоятельно;  

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        отношения, которые сохраняются и по её окончании.

Проект подразумевает включение  заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты и т.п.
В ходе проекта учащиеся работают с разными материалами: пластилином, глиной, разными видами бумаги и  картона, природным и бросовым материалом, нитками, бисером, крупой, салфетками, тканью.
        Учащиеся знакомятся с такими техниками, как квиллинг, торцевание из гофрированной бумаги, модульное оригами.
Учатся оформлять поздравительные открытки, коллажи, стенгазеты.
                              
Предполагаемые продукты:
поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный.

- Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
- Подбор диагностических тестов:
1. Модифицированная шкала самооценки Дембо - Рубинштейна. (Для определения самооценки)
2. Опросник «Мой класс» по Гильбуху. (Для выявления взаимоотношений в классном коллективе)
 - Определение целей и задач проекта.

II этап. Организационно – ознакомительный.

1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
2. Мотивация деятельности детей по данной работе.

III этап. Реализация проекта.

Работа по сбору информации.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.

Размещение творческих работ детей  (коллажей, стенгазет, поделок, рисунков и т.п.) по мере их изготовления в классе и на школьных стендах.

V этап. Заключительный.

Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
 Рефлексия. Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проекте. Пожелания и предложения о работе в будущем году.
Награждение участников.

III и IV этапы в течение года повторяются несколько раз.

Работа над проектом предоставляет следующие возможности:

Учащиеся

учатся замечать собственные успехи;

           а следовательно саморазвиваются и самореализуются;

Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

 Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.

Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

В процессе выполнении  проекта учителем использовались методы:

беседа с детьми;

            наблюдение за ходом работы учащихся;

изучение продуктов деятельности учащихся;

 анализ и обобщение работы отдельных    учащихся;

тестирование.

В ходе работы учащимся предлагалось использовать следующие источники информации:

- авторские издания;

- учебная литература (учебники, рабочие тетради по окружающему миру, энциклопедии);

- научно-познавательные журналы;

- информация из Интернет

Основными формами работы с учащимися

являются творческие встречи в классе и выполнение домашних заданий с родителями.  
          Каждая творческая встреча  либо завершает цикл огромной предварительной работы, либо мотивирует на последующую деятельность. Дети высказывают свои предположения, делятся опытом. Темы наших творческих встреч определялись интересами, опытом детей, временем года, календарём.
         Домашние задания предполагают нахождение информации на заданную тему совместно с родителями (например: найти материал на тему «Весна» - загадки, пословицы, стихи, кроссворды, иллюстрации и т.п. – на усмотрение детей и родителей; а также творческие предложения – аппликации, открытки, поделки на данную тему)

Домашние задания стали мостиком для вовлечения родителей, дают возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.

Для активизации деятельности детей создаём проблемную ситуацию. Например, нужна дизайнерская помощь художнику, нужно подготовить подарки мамам, папам, украсить класс к празднику и др. Практикуем создание специальных ситуаций для обращения за помощью к взрослым или детям – нужна помощь, совет.

Продукты проделанной работы:

Оформили  коллаж «Осенний листопад».

Выпустили поздравительную газету ко Дню Учителя.

Оформили класс новогодними поделками.

Оформили коллаж «С Новым годом!»

Выполнили коллективную открытку «С рождеством!» и отправили её на международный конкурс «Рождественская звезда».

Выпустили поздравительную газету к 23 февраля и 8 Марта.

Выпустили стенгазету «Весенние деньки».

Сделали поздравительные открытки для пап, мам и одноклассников с днем рождения.

Выполнили коллективную аппликацию «Мудрая черепаха» и отправили на конкурс поделок «Орел, телец и лев» - получили грамоту.

Оформили с Аней Кашпур стенгазету «Я люблю свою лошадку…»

Совместно с родителями изготовили пасхальные украшения.

Оформили поздравительную газету к 9 Мая.

Информация о проделанной работе помещалась на школьных стендах. Также в класс приглашались педагоги и учащиеся из других классов с целью обмена опытом.

Результаты данного  проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества,  которые  проявляются в следующих положительных моментах:

- повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;

- формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости;

-  активизируется творческая инициатива детей;

 - освоение  различных  художественных техник и ИКТ способствует коррекции   психических функций учащихся;

-  появляется положительная динамика в развитии коммуникативных навыков;

-  улучшаются навыки самоконтроля и планирования;

- активизируется деятельность родителей в учебно-воспитательном процессе.

Материалы данного проекта могут  использоваться педагогами для организации внеклассной работы учащихся коррекционных школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то е...

Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей

Причины возникновения умственной отсталости, классификации, характеристика....

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей

Оглавление:·         Физическое воспитание·         Умственное воспитание умственно-отсталых·...