Психологическое сопровождение одаренных детей
рабочая программа (3 класс) на тему

Харченко Виктория Анатольевна

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь

одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог процветания. Разглядеть  одаренного ребенка в сфере образования  очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят  по успеваемости школьника. Правильно ли это?

Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

         Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_odarennymi_detmi.docx66.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

№ 1 от 30 августа 2016г

                           УТВЕРЖДЕНО

                    Приказом по МБОУЯСШ №4

                     № 137 от  31.08. 2016г

Психологическое

сопровождение

одаренных детей

                                                        психолог школы:

                                                        Харченко В.А

Актуальность

На сегодняшний день, самоценность личности ,ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь

одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог процветания. Разглядеть  одаренного ребенка в сфере образования  очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят  по успеваемости школьника. Правильно ли это?

Однако у одаренного ребенка много  социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

         Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной устойчивости.

2. Формирование навыков саморегуляции.

3.  Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4.  Формированию  коммуникативных  навыков;

Планируемые результаты:

  1. Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.
  2. Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.
  3. Снизить уровень  тревожности.

Список литературы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников/ авт.-сост. А.В.Комарова.- Минск: Красико-Принт, 2008г.- 176с.
  2. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В. Чумаков, - Волгоград: Учитель, 2008г.-462 с.
  3. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение 1991.- 303с.: ил.- (Психол. наука – школе).
  4. Ломтева Т.А.  «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа- Плюс, 2005.- 272с.: ил.- (Психология для всех и для каждого).

               

 План психологического сопровождения одаренных детей.

Месяц

Наименование работы

1

Сентябрь

1. Подготовка к проведению диагностических        мероприятий

2. Беседа с администрацией по данному вопросу.

3. Разработка программы, подбор дидактического материала к занятиям.

2

Октябрь

  1. Беседа с классными руководителями  по вопросу одаренности.
  2. Проведение диагностических мероприятий по проблеме интеллектуальной, творческой и социальной одаренности.

3

Ноябрь

1 Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися..

4

Декабрь

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.

5

Январь

1.Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения.

6

Февраль

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.

7

Март

1. Углубленное изучение личностных особенностей.

8

Апрель

  1. Проведение занятий по развитию творческой и интеллектуальной одаренности.
  2. Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу.
  3. Выступление на родительском собрании.

Тема: «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?»

9

Май

  1. Анализ результатов. Подведение итогов психологического сопровождения одаренных детей.
  2. Обсуждение результатов с администрацией.

   

Приложение.

Занятие №1

Цель: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.

Оборудование:

Листочки для групповой работы, магнитофон с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

I. Все мы здесь собрались, чтобы стать умнее, сильнее, научиться вести себя, наиболее приемлемо в мире людей. Мы хотим стать преуспевающими личностями, уметь достигать успехов в любом деле.       Занятия наши отличаются от учебных и здесь должны быть другие правила. Ваше право выработать эти правила. Для этого разделимся на группы. В течение нескольких минут каждая группа должна придумать несколько правил как бы хотелось бы вам общаться друг с другом.

          Выработка правил:

  1. Называть всех по именам.
  2. Уважительно относиться к другому.
  3. Не перебивать при разговоре.
  4. Помогать советом любому.

II. Знакомство.

Игра: «Мое имя». Назвать имя и качество, которое отличает тебя от других.

Игра: «Геометрическая фигура»

Изобразите любую геометрическую фигуру и раскрасьте ее любым цветом, который соответствует твоему настроению. Толкование:

КРУГ- стремление к общению

ЗИГЗАГ- творческий человек

КВАДРАТ- неутомимый труженик.

ТРЕУГОЛЬНИК- лидер

ПРЯМОУГОЛЬНИК- состояние перехода и изменений, неудовлетворенность тем состоянием, в котором пребываете.

Обратить внимание на цветовую гамму.

 III. Анализ занятия.

Узнать, что нового узнали о себе. Согласны ли они с полученными результатами. Что понравилось, а что нет.

Вывод: Ребята вы уже заметили, что каждый из нас отличается друг от друга. Подумайте, хорошо или плохо это? Это будет вашим домашним заданием.

Занятие №2

Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.

Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.

Ход занятия:

I. Игра: «Имя оживает»

Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его на листе бумаги.

                                 Рисунок цветка.

II. Рассказ о своем цветке.

Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.

III.  Анализ. Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие чувства испытываете?

Вспомнить игру: «Шкатулка добрых слов»

Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова.

                                                 Занятие № 3

Цель:  Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.

Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.

Ход занятия:

I. Постановка проблемы.

«Хорошо ли вы знаете друг друга, как вам кажется?»

Предлагаю проголосовать.

Организация голосования. Выяснить какое количество детей считают, что хорошо знают друг друга, а какое нет.

Кто прав?

Предлагаю выяснить с помощью игры: «Узнай друга по голосу по руке и т.д.»

II. Игра : «Узнай друга по ладошке»

Девочки угадывают по ладошке мальчиков, а мальчики девочек.

III. Вывод: Все мы разные и нам порой кажется, что мы знаем друг друга. Конечно, нет. Так значит, мы не можем знать друг друга до конца. Стоит ли нам, таких разных уважать и считаться друг с другом?

Желаю вам быть уважительнее друг к другу.

Занятие № 4

Цель: Развивать умение позитивного отношения к себе и  друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны.

Оборудование: диск с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

I. Игра: «Мне в этой жизни везет»

Вам предстоит рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни везет».

II. Выбрать самого везучего.

III.  Знакомство с аутогенной тренировкой.

Под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни получится как хочется, надо лишь стремиться к этому.  

Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!

Дети красиво записывают волшебные слова. Уносят домой, а затем они должны повесить их на самое видное место и в самую неприятную минуту их перечитать.

Занятие № 5

Цель: Познакомить с понятием «самооценка». Провести индивидуальную диагностику самооценки. Способствовать формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к самому себе и другому.

Оборудование: диск с веселой музыкой, ручку и лист бумаги.

Ход занятия:

I.  Беседа о самооценке. Что такое самооценка? Какая она бывает?

Самооценка – это оценка человеком самого себя. Самооценка не приходит сама по себе это результат работы мозга. Могут ли окружающие люди влиять на самооценку? Как вы думаете?

 II. Упражнение «Моя самооценка»

«Какой Я?»

качества

Да

Нет

Иногда

Не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый

9

Трудолюбивый

10

Честный

 

III. Игра «Поделись добротой»

Дети рисуют на карточке в форме сердечка доброту, затем дарят ее однокласснику.

Занятие №6

Цель: Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных логических задач. Дать понятие отдыха. Познакомить основными приемами отдыха.

Оборудование: лист бумаги с ручкой, песня-клип «Друзья».

                                                Ход занятия:

     I. Интеллектуальная разминка.

Задание 1

Вставить слово, которое служит окончанием первого и началом второго.

    БАЛ ( .  .  . ) ЕДА

    СНА ( . . .) ОВОЙ

   Задание 2

Исключите лишнее слово.

КОХЙЕК

СНИНЕТ

ОЖИВТ

ЛУФОБТ

Задание 3

Реши логическую задачу

2   4    6  8  10   …….

2   1    2  3   2   4  2 ……….

10    8     6    4  ……………

II. Беседа об умении отдыхать. Как вы отдыхаете дома?

Методы отдыха:

Предложить детям сделать расслабляющий массаж головы.

Предложить посмотреть песню-клип «Друзья».

     

     III. Сделать вывод о том, что веселая песня может поднять настроение и снять усталость.

Занятие №7

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Продолжать развивать уверенность в своих силах. Стремление понять другого и желание ему помочь.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

                          Ход занятия:

  1. Интеллектуальная разминка.

Задание 1

Исключи лишнее.

ЗОАК

ВОРАКО

ОБАСАК

РИТГ

Задание 2

Найди логическую последовательность.

1    3   6  10   15 ….. (21). Разница 2.3.4.5

3    8      13     18   23   … (28) разница между числами на 5 с увеличением.

 II.         Беседа об уверенности. Кто такой уверенный человек?

Какой он? Вспомнить позу уверенного человека.

  1.  Создание рисунка уверенного человека.

Придумать ему имя. Рассказать где живет есть ли у него друзья. Похож ли он на тебя?

     

Занятие № 8

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить с релаксацией. Дать понятие релаксации. Показать один из способов релаксации.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

                          Ход занятия:

I. Интеллектуальная разминка. Необходимо решить 9 логических задач.

  1. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?          (9 пароходов) 
  2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?          (4 кошки, в каждом углу по кошке /можно показать на наглядном материале/) 
  3. Как в решете воды принести?          (Когда вода замерзнет, превратится в лед.) 
  4. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?          (8 человек).
  5. Из какой посуды нельзя ничего съесть?          (Из пустой.) 
  6. Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна - папа, слева от окна - Вова, спиной к окну - мама. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов - показать на наглядном материале.) 
  7. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?          (В январе деревья не зацветают.)
  8. Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад?          (На 6 частей.)
  9. Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько - ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи?          (На низких участках дороги.)

II. Знакомство с релаксацией. Рассказать, что такое релаксация. Познакомить с релаксацией под музыку.

                             Занятие № 9

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Дать понятие что такое чувства, какими они бывают.

Оборудование: лист бумаги, ручка.

     

                          Ход занятия:

  1. Решение логических задач

"Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.

развитие мышления у детей

Кто из девочек самый грустный?

2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"

развитие мышления у детей

  1. Беседа о чувствах.

Что такое чувства?

Какими они бывают?

Нужно ли контролировать свои чувства?Релаксация.


                             Занятие № 10

Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить со способами восстановления дыхания перед волнением.

                     

                                                   Ход занятия:

I. Задачи для решения.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

  1. Беседа о том, как и при каких обстоятельствах люди испытывают волнение. Вспомнить когда последний раз волновался ты сам. Как себя успокаивал?
  2. Познакомить с основными способами восстановления дыхания при волнении ( элементы дыхательной гимнастики)

Глубокий вдох- выдох, прерывистый вдох – выдох.  

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

        математика и техника (1-й столбец листа ответов);

        гуманитарная сфера (2-й столбец);

        художественная деятельность (3-й столбец);

        физкультура и спорт (4-й столбец);

        коммуникативные интересы (5-й столбец);

        природа и естествознание (6-й столбец);

        труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

1.        Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.        Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

3.        Петь, музицировать.

4.        Заниматься физкультурой.

5.        Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6.        Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7.        Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8.        Собирать технический конструктор.

9.        Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

10.        Самостоятельно рисовать.

11.        Играть в спортивные, подвижные игры.

12.        Руководить играми детей.

13.        Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.        Ходить в магазин за продуктами.

15.        Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16.        Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.        Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.        Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.        Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.        Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

21.        Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.        Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.        Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24.        Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.        Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.        Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27.        Ухаживать за домашними растениями.

28.        Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

29.        считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.        Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.        Участвовать в постановке спектаклей.

32.        Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.        Помогать другим людям.

34.        работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.        Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1        2        3        4        5        6        7

8        9        10        11        12        13        14

15        16        17        18        19        20        21

22        23        24        25        26        27        28

29        30        31        32        33        34        35

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

        интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

        творческая (2-й столбец);

        академическая (3-й столбец);

        художественно-изобразительная (4-й столбец);

        музыкальная (5-й столбец);

        литературная (6-й столбец);

        артистическая (7-й столбец);

        техническая (8-й столбец);

        лидерская (9-й столбец);

        спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

1.        Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.        Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.        Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.        В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.        Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.        Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.        Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8.        Интересуется общением со сверстниками.

9.        Инициативен в общении со сверстниками.

10.        Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.        Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.        Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.        Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.        Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.        Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.        Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.        Интересуется актерской игрой.

18.        Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.        Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.        Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.        Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.        Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.        Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.        Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

25.        Хорошо поет.

26.        Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.        Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.        Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29.        Легко общается с детьми и взрослыми.

30.        Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.        Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.        Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33.        Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.        Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.        В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.        Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.        Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.        Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

39.        Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

40.        Бегает быстрее всех в классе.

41.        Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.        Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.        Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.        Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.        Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.        Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.        Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

48.        Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.        Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.        Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.        Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.        Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.        Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.        Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.        Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56.        Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.        Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58.        Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59.        Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.        Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.        Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.        Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.        Умеет делать выводы и обобщения.

64.        Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

65.        В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.        Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.        С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.        Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.        Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.        Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.        Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.        Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.        В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.        Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.        Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.        Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

77.        Любит игры-драматизации.

78.        Быстро и легко осваивает компьютер.

79.        Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.        Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

11        12        13        14        15        16        17        18        19        20

21        22        23        24        25        26        27        28        29        30

31        32        33        34        35        36        37        38        39        40

41        42        43        44        45        46        47        48        49        50

51        52        53        54        55        56        57        58        59        60

61        62        63        64        65        66        67        68        69        70

71        72        73        74        75        76        77        78        79        80

Создание банка данных одаренных детей

   Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

   При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

1.        У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

2.        Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

3.        Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

4.        Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

5.        Он очень любит рисовать (Да / нет)

6.        Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

7.        Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

8.        Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

9.        Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________

10.         С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

                                                

Психодиагностические обследования среди учащихся

(работа школьного психолога)

   Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

В качестве диагностического материала планируется использовать:

        анкетирование родителей и учителей;

        специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

        диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

        диагностику видеомоторной коррекции;

        вербальный тест Айзенка;

        опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

        шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

        методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

        методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

        тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

        тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

        тесты для интеллектуалов.

Карта моих интересов

№ п/п        Вопросы        Ответ

(да / нет)

1        Есть ли у тебя друзья?        

2        Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?        

3        Тебе нравятся уроки математики?        

4        А русского языка?        

5        Чтение книг – твое любимое занятие?        

6        Нравится ли тебе получать хорошие отметки?        

7        Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?        

8        С радостью ли ты ходишь в школу?        

9        Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?        

10        Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?        

11        Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?        

12        Тебе нравится решать математические задачи?        

13        Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?        

14        Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?        

15        Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?        

16        Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?        

17        Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?        

18        Ты подкармливаешь животных зимой?        

19        Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?        

20        Ты любишь рисовать?        

21        Ты любишь узнавать новое о великих художниках?        

22        Ты посещаешь кружки?        

23        А спортивные секции?        

24        Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?        

25        Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?        

26        Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?        

27        Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?        

28        Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?        

29        Есть ли у тебя домашние обязанности?        

30        С удовольствием ли ты выполняешь их?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ"

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.Работа педагога  с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивно...

Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО  г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...

Психологическое сопровождение одаренных детей

Представлена презентация, в которой рассматриваются цели, задачи психологического сопровождения одаренных детей, так же методы и этапы работы....

Психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Социально – педагогическое и психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей

Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.Цель психологического соп...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...