Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов «Всё возможно!» На 2021-2025 уч. год
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением нестандартных задач. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Задачей программы выступает развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа ориентирована на детей начальной ступени обучения- 1-4 класс.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных обучающихся, их самореализация и самоопределение.
Задачи программы:
- Развивать общую эрудицию обучающихся и расширять их кругозор;
- Развивать творческое и логическое мышления учащихся;
- Формировать метапредметные УУД как базисные способности саморазвития;
- Развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции;
- Развивать социальные и коммуникативные умения;
- Совершенствовать и повышать знания и умения воспитанников, умение применять их в нестандартных ситуациях.
Принципы работы педагога-психолога с одаренными и высокомотивированными детьми:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного или высокомотивированного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных, высокомотивированных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный или высокомотивированный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_odarennye_2021-2025.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Новый Уренгой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Центр детства»
Программа психолого-педагогического сопровождения
одаренных и высокомотивированных
обучающихся 1-4 классов
«Всё возможно!»
На 2021-2025 уч. год
Составитель: педагог-психолог
МАОУ «Прогимназия «Центр детства»
Толока Оксана Николаевна
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова.
Новый Уренгой
2021 г.
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся 1-4 классов была разработана на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением нестандартных задач. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Задачей программы выступает развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа ориентирована на детей начальной ступени обучения- 1-4 класс.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных обучающихся, их самореализация и самоопределение.
Задачи программы:
- Развивать общую эрудицию обучающихся и расширять их кругозор;
- Развивать творческое и логическое мышления учащихся;
- Формировать метапредметные УУД как базисные способности саморазвития;
- Развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции;
- Развивать социальные и коммуникативные умения;
- Совершенствовать и повышать знания и умения воспитанников, умение применять их в нестандартных ситуациях.
Принципы работы педагога-психолога с одаренными и высокомотивированными детьми:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного или высокомотивированного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных, высокомотивированных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный или высокомотивированный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Главные принципы реализации программы:
- Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития одарённых, высокомотивированных детей
- внедрение передовых образовательных технологий;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными, высокомотивированными детьми;
- формирование банка данных по проблеме одарённости.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями.
Планируемые результаты реализации программы:
Программа обеспечивает достижения следующих результатов:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
Создание:
- банка данных по одарённым детям (тестирование психологом детей 1-4 классов);
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций для работы с одарёнными, высокомотивированными детьми.
II этап. Деятельностный:
Реализация программы психологических занятий «Все возможно!»
III этап. Констатирующий.
Мониторинг УУД
Содержание программы
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности.
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции.
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей.
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой. Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме.
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения разрозненно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Контроль и оценка планируемых результатов.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути деятельности, умении поэтапно решать проблемные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. | 1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003. 2. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 3. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 4. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М., 2011 5. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011 |
2. Печатные пособия | |
2. | 1. Калейдоскоп эмоций. Плакат для детей серии Веселый Маркер |
3. Игры и другие пособия | |
3. | 1. Набор психолога «Приоритет» 7 модулей 2. гуашевые краски,. 3. кисти 4. баночки для воды, 5. цветные и простые карандаши. 6. фломастеры, маркеры, 7. ластик. 8. бумага формата А4, А2, А1. бейджи, |
4. Технические средства обучения | |
4 | 1. ПК учителя 2. Интерактивная доска 3. Музыкальный центр для прослушивания CD-дисков; |
5. | Интернет-ресурсы |
|
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Дата проведения | Тема | Цель | Содержание Методики и задания |
1 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы Послушай тишину Узнай по звуку | |
2 | Внимание ( сосредоточенность). Зрительные ощущения. | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | |
3 | Артикуляция. Пространственные представления. | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | Произнеси правильно Раскрась правильно | |
4 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | |
5 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять Учитель – ученик, ученик – учитель Послушай звуки Назови и проверь постукиванием | |
6 | Внимание (объем). Осязательные ощущения. | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует Шершавые дощечки | |
7 | Память ( непосредственная вербальная) Пространственные представления. | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | |
8 | Внимание ( сосредоточенность). Память ( непосредственная вербальная) | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? | |
9 | Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (направления движения). Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | |
10 | Анализ образца. Память ( непосредственная зрительная) Внимание ( устойчивость) | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
11 | Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память ( непосредственная зрительная) | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | |
12 | Память ( непосредственная зрительная) Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти Выполни правильно Вордбол | |
13 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |
14 | Анализ образца. Слуховые ощущения. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки | |
15 | Осязательные ощущения. Внимание ( переключение) Точность движений ( макродвижения) | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
16 | Анализ образца. Зрительное восприятие формы. | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы). Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые коробочки | |
17 | Осязательные ощущения. Память ( непосредственная зрительная) | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые Запомни и найди Запомни и нарисуй | |
18 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление | Развитие зрительного анализа. Развитие словесного синтеза. Развитие понятийного мышления. | Кто наблюдательнее Магнитофон Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |
19 | Осязательные ощущения. Внимание ( устойчивость) | Развитие осязательных ощущений, Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | Тяжелые коробочки Крестики, точки Пишущая машинка | |
20 | Зрительный анализ. Внимание ( переключение) Пространственные представления | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | |
21 | Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | |
22 | Мышление (гибкость) Внимание ( распределение) Мышление ( сравнение) | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учимся сравнивать | |
23 | Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы) Внимание ( переключение, устойчивость) | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | |
24 | Звуковой синтез. Внимание ( объем) Пространственные представления. | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | |
25 | Понятийное мышление. Память (двигательная) Пространственные представления | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки | |
26 | Мышление (синтез) Мышление ( установление закономерностей) Наблюдательность | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | |
27 | Мышление ( сравнение) Зрительное восприятие формы. Память ( непосредственная зрительная) | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок | |
28 | Мышление (сравнение) Мышление ( синтез). Зрительно-двигательные координации | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка | |
29 | Мышление (сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры | |
30 | Итоговая диагностика уровня развития психологических процессов | Диагностические упражнения |
Календарно-тематическое планирование
2класс
№ | Дата проведения | Тема | Цель | Содержание (методики и задания) |
1 | Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно- образное | Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. | Подсчитай правильно Повтори цифры Найди путь | |
2 | Пространственные представления. Мышление наглядно- образное | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления. | Куда ускакал зайчик? Полянки | |
3 | Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений. | Летает – не летает Выполняй правильно Запомни и нарисуй | |
4 | Мышление (установление закономерностей) Память вербальная | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. | Найди фигуры Слова, начинающиеся с одной буквы | |
5 | Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. | Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно Объедини слова Сделаем бусы Вырежи фигурки | |
6 | Мышление наглядно- образное. Внимание ( устойчивость). Мышление (синтез) | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза). | Полянки Назови по порядку Что здесь изображено? | |
7 | Мышление (установление закономерностей) Мышление (анализ). Психомоторика. | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений. | Найди фигуры Раздели на части Кто точнее? | |
8 | Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. | Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений. | Назови буквы Какой? Какая? Какие? Шумящие коробочки | |
9 | Внимание (распределение) Осязательные ощущения | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. | Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? Разложи вслепую | |
10 | Мышление (анализ, синтез). Память зрительная. Внимание. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. | Отгадай слова Нарисуй по памяти Запретный номер | |
11 | Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы. | Графический диктант Поиск общего Попади в свой кружок | |
12 | Пространственные представления. Мышление наглядно- образное. Мышление (гибкость) | Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. | Найди пирамиду Нарисуй кресло Полянки Заселение дома | |
13 | Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). | Развитие мышления {установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). | Найди фигуры Точно такие Раскрашивание фигур Заполни рисунок | |
14 | Пространственные представления. Память (слуховая). Память зрительная. | Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. | Шарики в трубочке Подбери заплатку Повтори и добавь Найди образец | |
15 | Мышление ( выделение существенного). Мышление (анализ). | Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. | Выбери главное Найди подходящий треугольник Шумящие коробочки | |
16 | Мышление (анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Отгадай слова Диктант пространственных действий Волшебный лес | |
17 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление ( установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Шершавые дощечки Подбери картинку Найди фигуры рукопожатие | |
18 | Ощущения слуховые. Внимание ( устойчивость, переключение). Мышление наглядно- образное. | Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. | Шумящие коробочки Крестики, точки Раздели квадрат | |
19 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. | Тяжелые коробочки Подбери картинку Цветовая угадайка | |
20 | Внимание (распределение) Мышление ( сравнение, установление закономерностей) | Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). | Делаем вместе Найди отличающиеся Найди девятый | |
21 | Память опосредованная. Мышление наглядно- образное. Восприятие слуховое. | Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия. | Зашифруй предложение Ленточки Назови и проверь постукиванием | |
22 | Память вербальная. Пространственные представления. | Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур | |
23 | Мышление (анализ, синтез). Психомоторика. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения). | Дорисуй рисунок Что здесь изображено? Иголка и нитка | |
24 | Мышление (анализ). Мышление наглядно- образное. Ощущения осязательные. | Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. | Найди футболистов в одинаковой форме Цирк Раздели квадрат Шершавые дощечки | |
25 | Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. | Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). | Зашифруй предложение Цветовая угадайка зеваки | |
26 | Мышление (сравнение) Память зрительная. Мышление ( установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Найди одинаковые Одинаковое, разное Точно такие Найди девятый рукопожатие | |
27 | Мышление (обобщение, установление закономерностей). Ощущения осязательные. | Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений. | Четвертый лишний Найди фигуры Тяжелые коробочки | |
28 | Внутренний план действий. Память опосредованная. Произвольность. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | Совмести фигуры Запомни фигуры Замри! | |
29 | Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование?. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | Вычеркивай буквы и слушай Посмотри вокруг Где находится чайник? | |
30 | Итоговая диагностика уровня развития психологических процессов | Диагностические упражнения |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Дата проведения | Тема | Цель | Содержание (методики и задания) |
1 | Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений | Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений. | Запомни фигуры Логический квадрат Обводи точно | |
2 | Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей) | Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Четвертый лишний Письмо инопланетянина Найди девятый | |
3 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость). | Поверни квадрат Найди девятый Пишущая машинка | |
4 | Мышление (ассоциативное) Мышление (обобщение). Воображение. | Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения. | Свяжи слова Найди четвертый лишний Закончи рисунок | |
5 | Внутренний план действий. Произвольность движений. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений. | Муха Бери осторожно | |
6 | Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. | Запомни сочетания фигур Раздели на группы Фигуры и значки | |
7 | Мышление (словесно- логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений (помехоустойчивость) | Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). | Выбери главное Совмести фигуры Знай свой темп | |
8 | Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений. | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). | Назови четвертое слово Муха Запретное движение | |
9 | Мышление (сравнение) Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Воображение. | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения. | Одинаковое, разное Не путай цвета Что это? | |
10 | Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей). | Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Объедини по смыслу Найди фигуры | |
11 | Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое. Память (непосредственная зрительная). | Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. | Учись уменьшать и увеличивать Объедини пословицы | |
12 | Внутренний план действия. Мышление ( сравнение). | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения). | Поверни квадрат Найди одинаковые | |
13 | Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени. | Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени. | Логический квадрат Назови по порядку Дружный хлопок | |
14 | Мышление (синтез) Внимание (переключение) | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение). | Составь слова Отыщи числа | |
15 | Воображение. Пространственные представления. Мышление (абстрактно- логическое) | Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления. | Волшебники Где какая полоска? Кольца Говорим по-марсиански | |
16 | Мышление (логическое) Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). | Поезд Не путай цвета | |
17 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действия. | Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия. | Найди девятый Найди одинаковые Архитектор | |
18 | Внутренний план действия. Чувство времени. Память опосредованная. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти. | Совмести фигуры За одну минуту Письмо инопланетянина | |
19 | Память опосредованная вербальная. Внутренний план действия. | Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия. | Объедини по смыслу Поверни квадрат | |
20 | Память (непосредственная слуховая). Пространственные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности) | Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности). | Добавь слово Раскрась фигуру флажок | |
21 | Внутренний план действия. Мышление (синтез) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза). | Муха Что здесь изображено? | |
22 | Внимание (переключение) Мышление (наглядно- образное). Произвольность движений. | Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). | Отыщи числа Преврати в квадрат Запретное движение | |
23 | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение. | Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Подбери слова Найди недостающий квадрат Закончи рисунки | |
24 | Мышление вербально-понятийное. Мышление внрбально-смысловое. Слуховое восприятие. | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия. | Пятый лишний Объясни значение Назови и проверь постукиванием | |
25 | Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей). Память (непосредственная) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). | Этажи Найди девятый Какой цвет? | |
26 | Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость) | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного внимания (устойчивость). | Расположи слова Стенографы | |
27 | Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. Чувство времени. | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной памяти, Развитие чувства времени. | Расположи слова Запомни слова Дружный хлопок | |
28 | Память логическая. Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | Развитие логической памяти. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Найди правило и запомни Найди смысл | |
29 | Мышление (понятийное) Воображение. Пространственные представления. | Развитие понятийного мышления. Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. | Вордбол Составь изображения развертка | |
30 | Итоговая диагностика уровня развития психологических процессов | Диагностические упражнения |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Дата проведения | Тема | Цель | Содержание (методики и задания) |
1 | Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование). | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). | Расположи слова Форма - цвет | |
2 | Мышление вербально-понятийное. Пространственные представления. Воображение. | Развитие понятийного мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Назови слова Разноцветный коробок Закончи рисинок | |
3 | Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. | Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие опосредованной памяти. | Подбери общее понятие Запомни фигуры | |
4 | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Память непосредственная. | Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. | Пословицы Лишний кубик Запомни и нарисуй | |
5 | Внутренний план действия. Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений (помехоустойчивость) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Совмести фигуры Подбери общее понятие Не путай цвета | |
6 | Мышление вербально-понятийное. Мышление( сравнение) Мышление (установление закономерностей) | Развитие вербального мышления (отношения рядоположности). Развитие умения сравнивать. Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). | Найди противоположное слово Одинаковое, разное Найди девятый | |
7 | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение. | Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Подбери пословицу Найди одинаковые кубики Тропинка | |
8 | Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений. | Развитие вербального мышления (отношения рядоположности). Развитие произвольности движений. | Найди противоположное слова «невидящие» и «неслышащие» | |
9 | Мышление вербально-смысловое. Мышление вербально-понятийное. Осязательное восприятие. | Развитие вербального мышления. Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть). Развитие осязательного восприятия. | Объясни значение Целое – часть Полочка-узнавалочка | |
10 | Память (непосредственная) Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | Развитие зрительной памяти. Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие пространственных представлений. | Запомни сочетания фигур Подбери пословицу Раскрась кубики | |
11 | Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. Глазомер и зрительно-двигательные координации | Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»). Развитие глазомера и зрительно-моторных координации. | Целое-часть Найди значение слов Вырезай точно | |
12 | Мышление вербально-причинное. Мышление (установление закономерностей) | Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения). Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). | Найди причину и следствие Найди фигуры | |
13 | Мышление вербально-смысловое. Произвольность (помехоустойчивость) | Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений). Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Назови причину Найди значения слов Найди смысл | |
14 | Память опосредованная. Мышление вербально-смысловое. | Развитие опосредованной памяти. Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). | Письмо инопланетянина Отрицание | |
15 | Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование) Пространственные представления. Произвольность движений | Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. | Пословицы Форма - цвет Раскрась кубик Кто точнее? | |
16 | Внутренний план действий. Мышление логическое. Внимание (устойчивость) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания. | Совмести фигуры Поезд Пишущая машинка | |
17 | Мышление вербально-смысловое. Мышление (сравнение) | Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности) Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (точность). | Подбери слово противоположное по смыслу Найди одинаковые | |
18 | Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование) | Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности) Развитие мышления (абстрагирование). | Подбери слово противоположное по смыслу Только одно свойство | |
19 | Память (непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Пространственные представления. | Развитие произвольной памяти. Развитие понятийного мышления. Развитие пространственных представлений. | Какого цвета? Вордбол Найди одинаковые кубики | |
20 | Память опосредованная. Глазомер и зрительно-двигательные координации. | Развитие опосредованной памяти. Развитие глазомера и зрительно-моторных координации. | Письмо инопланетянина Вырезай точно | |
21 | Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей) Произвольность движений | Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольности движений. | Муха Найди фигуры Попади в свой кружок | |
22 | Мышление (анализ через синтез) Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. | Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. | Разгадай ребусы Только одно свойство Развертка куба | |
23 | Внимание (устойчивость) Произвольность (помехоустойчивость). | Развитие произвольного внимания. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Отыщи числа Найди смысл | |
24 | Мышление логическое. Произвольность движений | Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания | Поезд «невидящие» и «неслышащие» | |
25 | Мышление вербально-понятийное. Мышление наглядно- образное. | Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). | Отрицание Ленточки Знай свой темп | |
26 | Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование) | Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). | Подбери общее понятие Только одно свойство | |
27 | Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование) | Развитие понятийного мышления (обобщение). Развитие мышления (абстрагирование). | Подбери общее понятие Форма – цвет | |
28 | Мышление (установление закономерностей) Память непосредственная. Память вербально-смысловая. | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие непосредственной памяти. Развитие смысловой вербальной памяти. | Найди девятый Точно такие Объедини по смыслу и запомни | |
29 | Мышление вербально-смысловое. Внимание (устойчивость) Произвольность движений. | Развитие вербального мышления (отношения последовательности) Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие произвольных движений. | Подбери следующее Стенографы Зеваки | |
30 | Итоговая диагностика уровня развития психологических процессов | Диагностические упражнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения 1 классов.
Психолого-педагогическое сопровождение 1-х классов....
Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...
Программа психолого-педагогического сопровождения Учащейся 1 класса «Б» находящейся на домашнем обучении
Актуальность данной работы заключается в том, что настоящая программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1...