Использование возможностей МЭШ как способ развития информационной компетенции учителя
материал

Быкова Зоя Сергеевна

Речь моего выступления на педагогическом совете. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей МЭШ как способ развития информационной компетенции учителя

Для справки:

Компетентность – знания в какой-нибудь области.

- компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом; 2) круг чьих-либо полномочий, прав.

Тема моего выступления «Использование возможностей МЭШ как фактор развития информационной компетенции учителя».

Своё выступление я поделила на две части:

- теоретическая, в которой мы рассмотрим понятие информационная компетенции, структуру, её уровни и элементы, условия и способы развития информационной компетенции;

- практическая, в которой мы рассмотрим способы развития информационной компетенции на примере МЭШ.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, и как мы знаем, ведущий вид деятельности в этом возрасте – это учебная деятельность. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации, а внутренней. С необходимостью мотивации учебной деятельности у обучающихся сталкивается каждый учитель систематически.

Современный этап развития человеческого общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс обучения и воспитания более динамичным.

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Учителям необходимо находить данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда педагог становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения педагогических, социальных или глобальных проблем.

Профессионализм учителя - это синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями, но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности.

В «Проекте профессионального стандарта педагога» говорится о знании педагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебном процессе, современных методов обучения, таким образом, информационная компетентность входит в перечень ключевых образовательных компетентностей.

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления».

Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости.

Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:

• уровень потребителя информации;

• уровень пользователя компьютером;

•уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

•уровень предметно-специфических задач на основе творческого и межпредметного подходов.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими на формирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;

- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

- умение создавать презентации;

- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

- умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

- умение использовать компьютерное тестирование;

- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Формирование ИК учителя предполагает:

- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- развитие коммуникативных способностей учителя;

- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

• мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

• когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

• операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

• рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта.

Формирование информационных компетенций младших школьников как необходимое условие их развития, успешности обучения в начальной школе....

Использование возможностей регионального компонента для формирования информационной компетентности учащихся

Сделать ученика способным к саморазвитию - вот жизненный принцип педагогики»Вентцель         Время бежит вперёд, в современном обществе происходят значител...

формирование и развитие информационной компетенции уч-ся начальной школы

Тема по самообразованию "Формирование и развитие информационной компетенции учащихся начальной школы посредством использования ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объем...