Использование возможностей регионального компонента для формирования информационной компетентности учащихся
статья на тему

Гарькавая Елена Юрьевна

Сделать ученика способным к саморазвитию -

 вот жизненный принцип педагогики»

Вентцель

         Время бежит вперёд, в современном обществе происходят значительные преобразования. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в быстро меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

Значительную роль в развитии такой личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной - несомненно, играет образование и его возможности. Одна из таких возможностей появилась у школ нашего Мирнинского района шесть лет назад, когда появилась Программа профориентационной работы со школьниками (программа АЛРОСА).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

С программой профориентационной работы со школьниками компании АЛРОСА (Программа АЛРОСА) я познакомилась в 2008 году. Меня сразу заинтересовал предложенный курс, потому что это было очень подробное и понятное пособие, которое к тому же предлагало конкретные проекты для всех ступеней обучения. Не секрет, что проектные технологии востребованы в современной школе, но учителю иногда сложно найти темы для них. Программа АЛРОСА явилась собранием интересного исторического, литературного, природоведческого материала для младших школьников, который я использовала не только в рамках занятий по программе, но и на уроках окружающего мира и на классных часах. Методические рекомендации данной программы и ее возможности позволили мне использовать опыт работы и навыки проектной технологии не только в рамках Программы АЛРОСА, но и за ее пределами, создавая с детьми и другие учебно-исследовательские проекты по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, культурологии.

Первые занятия я провела в четвертом классе, тогда мы сумели освоить проекты "История семьи в истории города" «Портрет моей семьи» и «Мои родители работают в АК «Алроса». Индивидуальный проект Кангужинова Миши «Великая река», посвященный истории реки Лена, появился благодаря личному интересу ребенка после того, как они всей семьей проплыли по реке на барже, следуя из отпуска на личном автомобиле. С ребятами этого класса у нас сложилась традиция походов в тайгу в разное время года. Отдыхая, мы осваивали знания, полученные на уроках окружающего мира, учились правильному и безопасному поведению в природе, много фотографировали и фотографировались. Некоторые из этих фотографий легли в основу коллективной работы «Альбом «Дети-якутяне».

С новым классом, который я взяла в 2009 году, по Программе АЛРОСА мы стали работать с первых шагов. Занятия вызывали у ребят эмоциональный интерес, стимулировали познавательную активность, рождали желание узнавать и рассказывать. В течение первого года мы знакомились с природой родного края, преодолевали изолированность ребенка от окружающей его природной среды, создавали условия для творческой самореализации учащихся и их родителей. Каждая семья к концу первого класса представила собственный продукт по теме первого проекта «Природа и мы» - это были фотовыставки, рисунки и зарисовки природных объектов, подборки стихов и рассказов о родном крае, коллажи и аппликации. Наиболее интересные мы поместили в коллективную работу «Мой край – Якутия», которую Фесенко Екатерина защитила на районном конкурсе «Алмазная россыпь проектов» и получили Диплом II степени. Во втором классе, после экскурсии в автобазу технологического транспорта Удачнинского ГОКа, у ребят возник интерес к профессиям своих родителей. Так появилась идея проекта «Толковый словарь профессий АЛРОСА». Работа над ней длилась несколько месяцев, но в результате – Диплом I степени (при заочном участии) и радость от того, что твой труд находит признание. Но во время работы над последним проектом мы поняли, что не успели разобраться со всеми непонятными профессиями и решили продолжить изучать эту тему. И третий класс стал площадкой для работы над разными проектами «Маркшейдер», «Флотатор», «Грохотовщик», «Сепараторщик», «Бункеровщик». А часть ребят создавали мини-проекты на тему «История моей семьи в истории города», представить которые мы собираемся на творческом отчете по итогам третьего года обучения в День Семьи (16 мая).

Работа по Программе АЛРОСА позволила решить несколько важных образовательных задач:

  • Формирование умения самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • Развитие коммуникативных умений, работая в различных группах;
  • Развитие исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • Развитие системного мышления.

Проект Кангужинова Михаила

Великая река

Цель:  расширение представлений о реке Лене и её уникальных ландшафтах; овладение практическими умениями   исследовательской деятельности.

Задачи: изучить литературу о реках России; наблюдать изменение реки в верхнем, среднем и нижнем течении; рассмотреть национальный парк «Ленские столбы» с точки зрения эстетических потребностей человека; освоить программу Microsoft PowerPoint.      

Объект исследования: природный комплекс «Река Лена».

Предмет исследования: фотографии, географическая и климатическая карта, литература (географическая, историческая, правовая. художественная).

Якутия, точнее Республика Саха – огромная территория на северо-востоке Сибири. Рассказывая обо всём, что касается Республики Саха без конца можно употреблять слово «самая». Площадь Республики – 3106 тыс. кв. км. На таком пространстве свободно разместится вся Западная Европа. Однако число жителей этого края едва превышает миллион человек. В среднем на каждого гражданина приходится около 3 кв. км экологически чистого пространства. В городах (их семь) и хорошо освоенных районах плотность населения достигает аж 5 человек на кв. км! Для сравнения в Западной Европе на кв. км приходится 100 – 300 человек [1, с. 81].

Слово «самая» уместно употребить по отношению к могучей реке Лене. Большинство исследователей полагают, что, название реки произошло от изменённого русскими тунгусо-маньчжурского (эвено-эвенкийского) "Елю-Эне", что значит "Большая река". И действительно, она вторая, после Енисея, самая полноводная река России. Ежегодно она изливает в море Лаптевых 488 куб. км воды в секунду (табл. 1).

Лена по сравнению с наиболее известными реками России

Таблица 1

Название

Длина, км

Площадь, тыс. км2

Сток, км3

Лена

4400

2490

488

Енисей

4092

2580

600

Обь

5570

2930

400

Амур

4510

1843

347

Волга

3531

1360

256

Начинается Лена всего в 10 километрах, от легендарного озера-моря Байкал. Ручейком вытекает она по каменистому руслу из небольшого округлого озерка. Свой путь от Байкальского хребта к Ледовитому океану она проложила через Иркутскую область и Республику Саха (Якутия).

На Лене нет ни плотин, ни гидроэлектростанций, ни запруд, и красавица-река протекает по естественному руслу, как и миллионы лет назад. Здесь все еще можно пить воду, зачерпнув из реки ладонью.

Основные притоки: Киринга, Витим, Олёкма, Алдан, Вилюй.

Всё верхнее течение Лены (до Витима), то есть почти третья часть её длины, приходится на горное Предбайкалье. Лена в верхнем течении быстра, извилиста, местами порожиста. В верховьях Лена течёт среди гор по дну глубокой и узкой долины, зимой промерзает чуть ли не до дна, в сухое и жаркое лето почти пересыхает; глубина её едва доходит, да и то не везде, до полуметра. Но уже вскоре, приняв первые притоки, Лена становится сплавной рекой.

Началом судоходства на Лене считается пристань Качуга, однако, вплоть до Осетрова по ней проходят лишь небольшие суда, и только ниже его начинается «настоящая водная дорога» к океану.

После принятия справа Киренги, крупного и многоводного притока, Лена и сама становится заметно многоводнее, глубины её возрастают, а течение несколько замедляется.

Над красными и серыми обрывами и там, где скалы отошли от реки, высокой и плотной стеной поднимаются леса: сосны с прямыми золотисто-красными стволами, кряжистые богатыри-кедры, тёмные ели и пихты и светлохвойные лиственницы. Лиственница – основная порода приленской тайги, прочное, водостойкое дерево.

К среднему течению относят её отрезок между устьями рек Витима и Алдана, длиной 1415 км. Близ впадения Витима Лена вступает в пределы Якутии и протекает по ней до самого устья. Приняв Витим, Лена превращается в очень большую многоводную реку. Глубины возрастают до 10—12 м, русло расширяется, и в нём появляются многочисленные острова, долина расширяется до 20—30 км. Долина асимметрична: левый склон положе; правый, представленный северным краем Патомского нагорья, круче и выше. По обоим склонам растут густые хвойные леса, лишь иногда сменяемые лугами.

От Олёкмы до Алдана Лена не имеет ни одного значительного притока. Более 500 км Лена течёт в глубокой и узкой долине, врезанной в известняки. Ниже посёлка Покровска происходит резкое расширение долины Лены. Сильно замедляется скорость течения, она нигде не превышает 1,3 м/с, а большей частью падает до 0,5—0,7 м/с.

Ниже Якутска Лена принимает два главных своих притока — Алдан и Вилюй. Теперь это гигантский водный поток; даже там, где она идёт одним руслом, её ширина доходит до 10 км, а глубина превышает 16—20 м. Там же, где островов много, Лена разливается на 20—30 км. Берега реки суровы и безлюдны. Населённые пункты очень редки.

В нижнем течении Лены её бассейн очень узок: с востока наступают отроги Верхоянского хребта — водораздела рек Лены и Яны, с запада незначительные возвышенности Среднесибирского плоскогорья разделяют бассейны Лены и Оленека. Ниже села Булун реку сжимают подходящие к ней совсем близко хребты Хараулах с востока и Чекановского с запада.

Примерно в 150 км от моря начинается обширная дельта Лены. У её начала высится остров Столбовой – останец, отмытый водой от одного из острогов Хараулахского хребта. Дельта Лены – одна из крупнейших в мире – превышает размерами даже огромную дельту Нила. Бесчисленные острова, островки, протоки и озёра, низкие, затопляемые во время разлива, беспрестанно меняющие очертания. Только три главные протоки доходят, не прерываясь, до моря: самая западная – Оленекская, средняя – Трофимовская и восточная – Быковская. Все они судоходны, но наибольшее значение имеет Быковская длиной 130 км, по которой суда подходят к бухте Тикси, на берегу которой находятся морские ворота Якутии – порт Тикси.

Большая часть островов сложена песчаными наносами, на которых образовались торфяники; даже чахлые кустики здесь большая редкость.

Основное питание Лены, так же как и почти всех её притоков, составляют талые снеговые и дождевые воды. Повсеместное распространение вечной мерзлоты мешает питанию рек грунтовыми водами. В связи с общим режимом осадков для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом. Весенний ледоход отличается большой мощью и часто сопровождается большими заторами льда. На широких просторах Лены и в местах её сужений ледоход грозен и красив.

Часть реки включена в Национальный природный парк «Ленские столбы» и относится к особо охраняемым природным территориям.

Национальный природный парк «Ленские столбы»

На берегах Лены в среднем течении есть поистине уникальное творение природы – Ленские столбы. Ленские столбы – это огромные базальтовые скалы из красноцветного песчаника, высотой 120 – 150 м, тянущиеся вдоль воды на десятки километров. Они являются частью Национального природного парка «Ленские столбы», включающего в себя бассейн реки Буотамы, бассейн реки Синей.

Национальный природный парк «Ленские столбы» был образован в феврале 1995 года по Указу Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева.  Участок "Ленские Столбы" занимает 404,0 тысяч га (в том числе: 360  тысяч  га  Хангаласского  улуса  и  44 тысячи га Олекминского улуса) [4, с.7].

В районе Национального парка по правому берегу Лены, а также вдоль её левого приток – реки Синей – расположены многочисленные останцы. Это результат разрушения коренных пород. Они напоминают лесных великанов, которые будто вышли к воде, да так и остались стоять, окаменев, вдоль крутых берегов великой Сибирской реки, прорезающей Якутию с юга на север. Наиболее мощные и замысловатые известняковые фигуры, по выразительности не уступающие творениям лучших архитекторов, образовались в 200 км выше города Якутска. Водой, жарой и морозами создан подлинный шедевр – украшение для «красавицы Лены».

Скалы? Нет, не похоже на скалы,
Допотопные чудища в ряд
Поднимают крутые оскалы,
Всеми красками радуг горят.
Горы? Нет, не похоже на горы.
Это - башни, дворцы, терема,
Колоннады, террасы, соборы,
Минареты, гробницы, дома...
Ты мне скажешь - утесы? Да что ты,
Это - стадо летучих коней,
Носороги, слоны, бегемоты...
Ты толкуешь: "Причуды камней".

Так-то, Друг мой! А ты равнодушно
Бормотал о причудах камней.
Целый день мы глядим, и не скушно
Пассажирам речных кораблей.

Такими словами Анатолий Ольхон передаёт свои впечатления от увиденного.

Национальные парки хорошо сочетают интересы охраны природы, её растительного  и животного мира с потребностями человека в общении с природой. На их примере проводится пропаганда идей охраны природы, рационального использования её ресурсов, происходит удовлетворение эстетических потребностей человека.

Величественная красота Ленских столбов красочно описана поэтом-декабристом Александром Бестужевым-Марлинским: «Когда воды гладки, как зеркало, и небо чисто, как вода, порой минуешь скалы, которым причудливая игра природы дала образование длинных канонад, минаретов, колоколен. Вдруг видишь расселину как будто рассеченной горы, и полная река, в безмолвии сливаясь с Леною, омывает стопы какого-то дивного замка и великанских башен его, увенчанных зубцами, поросших мохом и утлыми деревьями. Там необъятной величины голова будто смотрится в пучине; там сверкает ключ в глубине таинственной пещеры. Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природою» [3, с.167].

Люди издавна любовались красотой этих скал. Была сложена красивая легенда о Ленских столбах. На месте впадения речушки Лабыйа в реку Лену, стоит одинокая скала. А напротив скала, отделившаяся от общего массива скал. Легенда о том, как отважный юноша защищал свою возлюбленную.  В  результате коварного волшебства дракона влюблённые превратились в одинокие скалы (приложение).  

Ленские столбы величавы в любое время года. Летом в лабиринтах столбов стоит удивительная тишина. Изредка доносится мелодия звуков от слегка покачивающихся сосен, елей, рябин, вцепившихся корнями в расщелины скал, да негромкое щебетание стрижей и ласточек, избравших «крепости» местом своего пребывания. Подножия гор украшены иван-чаем, лилиями, жарками и другим разноцветьем. Весной в их строгую тёмно-серую окраску вкрапляются белоснежные пятна цветущих черёмух, рябин, сиреней, малахит мха. В конце августа вся растительность принимает золотистую окраску.

Эти замечательные памятники природы дополняются близлежащими тукуланами – полузакреплёнными развеваемыми песками, образующими дюны и целые дюнные цепи и являющимися как бы образом холодной северной пустыни. И это, конечно самые северные, самые «арктические» дюны в мире.

Национальный Парк хранит и другие раритеты. В разные годы на территории парка проводились археологические и геологические исследования.

Человек в Якутии появился в глубокой древности. Ю. А. Мочанов обнаружил следы человека раннего каменного века (палеолита) в виде обработанных каменных орудий на небольшом ручье Диринг-Юряхе, впадающем в Лену справа. Эти находки по предварительным данным имеют возраст 1,5 – 2 миллиона лет [1, с. 44]. Внутри речных отложений, которые с течением времени оказались на высоте 130 м над современным уровнем Лены найдены многочисленные предметы из камня, подвергшегося обработке человеческими руками.  Аналогичные следы жизни древнейшего человека были обнаружены только в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Возникло мнение, что находки на Диринг-Юряхе – это игра природы.

Но немного позже на тоже правом берегу Лены, при впадении в неё большой реки Олёкмы, были обнаружены подобные каменные орудия. При чём нашли их всё на той же 130-метровой террасе Лены, на расстоянии  3 км от Лены и Олёкмы. Но это сегодня так. А во времена первобытных «мастеров» это место было речным берегом. Вследствие этого вновь возродилась дискуссия о множественности центров возникновения человека. И связывают её именно с долиной Лены.

Дальнейшего пополнения археологической летописи долины Лены пока не произошло. Не обнаружено никаких следов пребывания здесь человека на отрезке 2 млн. до 15 – 20 тыс. лет назад. В благоприятных землях Африки род человеческий совершенствовался физически и духовно – двигался вперёд. А в Якутии ничего подобного не происходило. Если верно, что какие-то смышлёные и жизнеспособные человекоподобные существа когда-то сумели здесь прижиться и очеловечиться, что помешало им жить здесь дальше [2, с. 102 – 108]?

На скалах в большом количестве обнаружены писаницы, выполненные желтой минеральной краской древними жителями этих мест. Здесь встречаются и надписи древнетюркского рунического письма, и наскальные рисунки, образующие группы из множества изображений. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты некогда обширных композиций. Тематика рисунков связана с культовыми верованиями древних жителей Якутии.

На территории Парка встречаются и следы сравнительно недавнего прошлого. Вдоль русла реки Буотама сохранились остатки старинных железоплавильных печей, в которых якуты изготавливали ручным способом железо. Его качество было столь высоко, что русские поселенцы считали его "лучше немецкого". Сейчас существуют планы реконструкции древнего производства, старинных железоделательных технологий.

6 августа 2007 года стало известно, что заповедник «Ленские столбы» в 2009 году будет включен в список памятников природного наследия человечества как «Природный ландшафт «Ленские столбы». Польза от этого очевидна – это и особый экологический контроль со стороны ЮНЕСКО, и международная известность объекта, и даже финансирование.

В бассейне реки Лены действительно сохранились нетронутые или мало нарушенные человеком ландшафты. Здесь есть еще что защищать и охранять. Наконец, ландшафты Ленской долины неповторимы.

ЛИТЕРАТУРА

Максимов Г. Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование. / Г. Н. Максимов. – Якутск.: Бичик, 2003 – 168 с.

Наумов М. С. Байкал. Якутия. Камчатка. / М. С. Наумов – М.: Вече, 2002. – 304 с.

Соломонов Н. Г. Беседы об охране природы Севера. / Н. Г. Соломонов. –  Якутск.: Кн. Изд-во, 1987. – 176 с.

Постановление правительства РС(Я) об организации Национального природного парка «Ленские столбы» на территории Хангаласского и Олёкминского улусов от 10.02.95 № 39.

Проект «Толковый словарь профессий АЛРОСА»

Все профессии важны, все профессии нужны… И все-таки…

 Что такое градообразующее предприятие?

 Чем занимается компания АЛРОСА и наш Удачнинский ГОК?

 А что там делают наши родители?

Эти вопросы очень нас заинтересовали, и мы отправились искать на них ответы. В первом классе мы уже делали проекты, связанные с городом: дома, улицы, памятники, места, где работают мамы и папы. Теперь пришло время узнать, что наш город возник благодаря тому, что нашей стране понадобились алмазы и Удачнинский ГОК – это предприятие, ради которого и построен город Удачный – он образует наш город – эначит, это – ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ предприятие! (это еще и наше маленькое филологическое открытие).

Но УГОК – это фабрика, карьер, автобазы, ремонтно-строительный цех, а еще – управление, химчистка, культурно-спортивный комплекс и везде нужны люди определенных профессий.

Название одних мы могли объяснить почти сразу, над другими пришлось поломать голову, а третьи так и остались загадкой. Отсюда возникло желание узнать их поближе. И мы отправились к папам и мамам. Так появился на свет наш «Толковый словарь», который поможет нам многое «растолковать»… к сожалению, он был в единственном экземпляре, который «уехал» на районный конкурс «Алмазная россыпь проектов» в апреле 2011 года и за который мы получили Диплом I степени.

Список профессий родителей учащихся начальной школы МОУ СОШ №24

класс

папы

мамы

1а-16

32

Машинист конвейера

Наладчик КИПиА

Водитель – 2

Дежурная АБК

Автослесарь-2

Флотатор

Начальник тех.отдела

Начальник отдела

Сварщик

электромонтер

Мастер отдела эксплуатации

Машинист автопогрузчика

Машинист крана

всего

15 (47%)

10

5

1б-28

56

Электрик

Дежурный электромонтер

Водитель – 8

Лаборант

Электрослесарь

Регулировщик ЦХХ

Машинист карьера

Уборщица ПП АБК

Слесарь – ремонтник

Уборщица СП КСК

Машинист насосов

Инженер технадзора

Слесарь

Слесарь АВТ

всего

21(38%)

15

6

2а-30

60

Слесарь – 5

Доводчик

Сварщик

Инженер

Электромонтер – 2

Грохотовщик

Машинист

Дежурная КСК

Грохотовщик

Концентраторщик

Электрогазосварщик

Водитель

Энергетик

Всего

18(30%)

13

5

2б-28

56

Машинист – бульдозерист

Программист

Электрослесарь

Лаборант

Автослесарь

Флотатор

Слесарь – ремонтник

Экономист-2

Начальник цеха

Старший приемосдатчик

Водитель крана

Дежурная КСК

Зам. главного инженера по ОТиТБ

Нормировщик –экономист

Слесарь-2

Бухгалтер

Старший диспетчер

Сепараторщик

Водитель-2

Дежурный электромонтер

Начальник РТС

Электромеханик службы КИПиА

Машинист конвейера

Газоэлектросварщик

Механик

Артист КСК

Мастер участка

всего

30 (56%)

18

12

3а-28

56

Сварщик – 3

Лаборант

Водитель – 5

Технолог-2

Дробильщик

Старший инспектор АХО

Слесарь-4

Экономист

Наладчик КИПиА -2

Наполнитель баллонов

Тракторист

Флотатор

Плавильщик металла и сплавов

Начальник отдела БД

Электромеханик

Газорезчик

Пропитчик

Токарь

всего

28(50%)

22

7

4а-24

48

Бурильщик

Маляр

Водитель -3

Дежурная бассейна

Горно-рабочий

Лаборант

Сварщик

Сепараторщик

Слесарь – 6

Флотатор

Зам.начальника по производству

Доводчик АСК

Наладчик КИПиА

Сепараторщик

Начальник автоколонны

Электромонтер – 2

Всего

24(50%)

19

5

  • 4б-22
  • 44

Слесарь-2

Регулировщик ЦХХ

Сварщик

Начальник БТ

Зам.начальника по ремонтуоборудования

Бункеровщик

Помощик машиниста

Дежурная химчистки

Старший мастер по ремонту

Цех. Приемосдатчик

Слесарь вентиляции

Инженер-конструктор

Водитель

Дежурный электромонтер

Зам.начальник транспортного отдела

Машинист бульдозера

Инженер карьера

всего

18(41%)

11

7

Всего в нш

177х2

354

155(44%)

108(61% пап)

47(27% мам)

Самые частые

Слесарь (просто, авто, электро, АВТ, вентиляции)-29ч

Водитель – 22ч

Сварщик – 9ч

Самые загадочные

Грохотовщик

Флотатор

Концентраторщик

Сепараторщик

Бункеровщик


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы

Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...

Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного п...

ИКТ как средство формирования информационной компетентности учащихся

В статье освещены возможности педагога в работе по  формированию информационной компетентности учащихся, начиная с первого класса начальной школы....

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Формирование информационной компетентности учащихся

Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начал...