Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта.
презентация к уроку (1 класс) по теме

Осипова Наталия Николаевна

Формирование информационных компетенций младших школьников как необходимое условие их развития, успешности обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_informaciey.pptx2.73 МБ
Файл rabota_s_informaciey.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта. Учитель начальных классов Осипова Н.Н.

Слайд 2

Информационные компетенции- это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире ; в ладение современными средствами информации (телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет ); п оиск , анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Слайд 3

Виды информационных технологий традиционные (основаны на использовании книг и другой книгоиздательской продукции); 2. современные (основаны на использовании компьютера).

Слайд 4

«Учитель - это ученик, решивший навсегда остаться в школе» (В.Гёте)

Слайд 5

Интерактивная доска - это ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников, позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации.

Слайд 6

О возможностях использования интерактивной доски как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.

Слайд 8

( К.Д.Ушинский ) ТЕКСТ С НАЛОЖЕНИЕМ

Слайд 10

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD). Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD). Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой , Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD). Электронное приложение к учебнику Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой «Математика» (CD)

Слайд 11

Документ-камера это цифровое устройство, которое позволяет моментально демонстрировать документы, объекты и даже процессы и движения на монитор, интерактивную доску или на экран с помощью проектора.

Слайд 12

Использование документ-камеры позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более эффективным; появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимые элементы интерактивности и диалога; упрощает процесс подготовки к уроку; ускоряет процесс «подачи» уже подготовленных материалов на аудиторию.

Слайд 13

Использование системы опроса Response

Слайд 14

Преимущества использования системы опроса Response объективность оценки результатов, удобная количественная форма выражения результатов, повышенная устойчивость к фальсификациям, высокая скорость обработки результатов, единство требований ко всем учащимся, исключение субъективизма при оценке результатов.

Слайд 15

Использование нетбуков в школе Галкина Наталья Полунин Дима

Слайд 16

Формы работы с нетбуками и ндивидуально , развивая самоконтроль и исследовательские навыки; в парах, группах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи; к ак с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

Слайд 17

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Слайд 18

Новые нормы СанПиН для школьников Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Классы Просмотр статистических изображе ний на учебных досках и экранах отраженно го свечения Просмотр динамических изображе ний на учебных досках и экранах отраженно го свечения Работа с изображе нием на индивидуальном мониторе компьюте ра и клавиату рой Прослуши вание аудио записи Прослуши вание аудио записи в наушниках 1 - 2 10 мин. 15 мин. 15 мин. 20 мин. 10 мин. 3 - 4 15 мин. 20 мин. 15 мин. 20 мин. 15 мин.

Слайд 19

Школа – это место, где все новые методики и технологии должны использоваться в первую очередь во благо Ученика и Учителя



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ  «СЕРПУХОВ»

Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта.

(Доклад)

                                                           Подготовила: учитель начальных классов

Н.Н.Осипова

г. Серпухов

 2012

                В примерных программах начального общего образования отмечено, что существенное изменение претерпела социальная ситуация развития детей нынешнего века:

             «Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком  информации, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объема информации порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей ребенка. Информационная среда нередко оказывается агрессивной и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию…»

        В этих условиях  наиболее  значимой становится задача научить  школьника ориентироваться в информационных потоках. Поэтому, формирование информационных компетенций является необходимым условием развития младшего школьника,  условием успешности его обучения в начальной школе.

         Информационные компетенции - это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, DVD, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Информационные технологии можно разделить на два вида:

1. Традиционные информационные технологии (основаны на использовании книг и другой книгоиздательской продукции);

2. Современные информационные технологии (Основаны на использовании компьютера).

 Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы.

Приобрести навыки эффективного использования информационных технологий учащиеся могут лишь, когда учебный процесс компьютеризирован.

Интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать.

Использование ИКТ    на уроках и во внеурочное время  способствуют   формированию информационной  компетенции  учащихся.

Начиная обучение по новым ФГОСам, мы начали использовать в своей работе современную систему средств обучения.

 Далее я хочу  более подробно рассказать об использовании этих средств на уроках и во внеурочной деятельности.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         Несколько месяцев  я использую в образовательном процессе возможности  интерактивной доски в комплекте с компьютером и проектором.

          Конечно,  первоначально возникло много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?

              Апробировав возможности доски, я пришла к выводу, что  наличие интерактивной доски  не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

                Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников, позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации.                                                                                                                                                           Интерактивная доска   реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

О возможностях использования интерактивной доски

 • как обычная  доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

 • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

 • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения.

        Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике на печатной основой или страницу «Прописей» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. Таким образом,  повышается концентрация внимания.

                 Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

             ИД дает широкие возможности работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения. Используя интерактивную доску, можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов (задания типа «Собери текст», «Текст с наложением», «Зашумленный текст» и др.).

                  Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера  сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно,  повышается мотивация в процессе урока.

               Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.  Она помогает  донести информацию до каждого в классе.        

                 На уроках активно использую электронные образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и электронных образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности.

             Для меня наличие в классе  интерактивной доски  является  действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогает  повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность моего учительского труда.

                     Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках,  становятся более  собранными, внимательными.

 Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять ту работу, которую иногда делать совершенно не хочется.

Использование документ-камеры в школе

       Документ-камера - это цифровое устройство, которое позволяет моментально демонстрировать документы, объекты и даже процессы и движения на монитор, интерактивную доску или на экран с помощью проектора.

       Таким образом, изображение любого предмета со стола учителя,  рисунка, страницы книги или тетради становится доступным для просмотра одновременно всем классом.

         Во-первых, позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более эффективным. Ведь возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола или даже с рук учителя помогает поддерживать интерес и внимание учеников к изучаемому предмету.

          Во-вторых, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимые элементы интерактивности и диалога. В ответ на каверзный вопрос можно наскоро набросать от руки на листке бумаги схему или формулу и тут же отобразить ее на экране. Или позволить ученику показать всем своим товарищам ранее тщательно выполненную домашнюю работу или только что созданный им «шедевр». Или на уроке использовать статьи и фотографии .

           В-третьих, упрощает процесс подготовки к уроку

И, наконец, в четверых, ускоряет процесс «подачи» уже подготовленных материалов на аудиторию – любое письменное задание с листа одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.

                Современная документ-камера является многофункциональным инструментом, возможности которого далеко не ограничиваются простой визуализацией различных документов и объектов реального мира.

Использование системы опроса  Response

        

                    В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной  деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем.

                  В настоящее время достаточно большое число ведущих ученых и педагогов высказывают аргументы в пользу расширения сферы применения средств информационных технологий в процессе контроля результатов обучения, что зачастую является педагогической проблемой.

                  Проведение контроля достижения результатов обучения с использованием современных средств информационных технологий в процессе обучения по сравнению с другими методами контроля имеет ряд очевидных преимуществ, в числе которых:

- объективность оценки результатов,

- удобная количественная форма выражения результатов,

-  повышенная устойчивость к фальсификациям,

- высокая скорость обработки результатов,

- единство требований ко всем учащимся,

- исключение субъективизма при оценке результатов.

             При этом удобство в наличии количественных показателей выражается в возможности сравнения знаний и умений одних обучаемых с другими, или отслеживании динамики усвоения знаний одним учащимся в процессе обучения.

        Как показывает практика, проведение контроля образовательного процесса с использованием современных технических средств в средней школе, положительно влияет на качество обучения.

           Несколько месяцев использования системы опроса  Response - маленький срок, но и это время уже даёт возможность сделать некоторые выводы об эффективности этого средства обучения.

           Главный вывод: ребята стали более осознанно и ответственно относиться к занятиям,  зная, что пульт не простит ошибку (как это иногда может сделать учитель). Конечно, я считаю, что, оценивая ответ или работу ученика, учитель может повысить или понизить отметку за старание, за стремление, сравнивая качество ответа с качеством ответа этого же ученика вчера (неделю, месяц назад), но...

           В условиях подготовки ребят к сдаче независимых экзаменов в форме ГИА или ЕГЭ, когда работы (большую часть) проверяет машина - использование интерактивной системы опроса оказывает неоценимую помощь не только в качественной подготовке к самому экзамену, но и моральному настрою на то, что надеяться надо на свои знания и стараться их показать.

Использование нетбуков в школе

            Для первоклассника нетбук – новый современный инструмент в школе, и конечно же, – праздник.

            Учителю - дополнительная длительная подготовка к урокам, чтение специальной литературы, постоянное обучение и усовершенствование педагогического мастерства.

          Мои ученики  используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.

1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

2. В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3. Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

            Хотя мы много читаем и слышим, что для детей овладение новым цифровым устройством – проще простого, на самом деле, многим навыкам пользователя Персональным Компьютером  школьников нужно учить последовательно и целенаправленно.

              Перед началом работы с любым заданием проводится инструктаж. Если задание простое – из 2-3 шагов, – его можно объяснить устно, но сначала учитель рассказывает, а лишь затем предлагает открыть документ или программу на нетбуке. Если упражнение совершенно новое или требует целый ряд пошаговых действий, то конечно же, уместно, используя интерактивную доску, объяснить на примере по принципу "делай как я". Учитель сам демонстрирует, как нужно выполнить упражнение, затем сообщает: "Найдите ярлык/документ с названием ... и приступайте к выполнению".

           Позже лучше оставлять ученикам "загадки", не проводить инструкцию в совершенстве "разжевывая" каждый шаг. В поиске – великая сила! Но, конечно же, сообщить детям о приготовленной «загадке».

           Лишь в начале  ученики стремятся получить от учителя поддержку (особенно девочки - от волнения, наверное), и поэтому имеют необходимость услышать, как сделать тот или иной шаг и каким пальчиком. Постепенно учитель развивает навыки самостоятельного поиска. Не нужно забывать об учениках, которые имеют навыки пользователя лучше, чем другие. Девиз "помощь друга" может стать ключевым второго этапа работы.

         

         Практика показывает, что мультимедийная визуализация урока,  экономит время, способствует быстрому и глубокому формированию образовательных умений и навыков. Использование  тренажёров для отработки навыков устного счета, навыков чтения, ускоряет темп урока, позволяет решить в три раза больше задач и примеров и делать это легко – играя.

(Слайд « Тренажер по чтению»)

           Текст, который появляется на экране, затем  исчезает, не только создает игровую ситуацию, но и стимулирует к выработке навыков быстрого чтения. Специальные упражнения с применением эффектов анимации побуждают учеников к чтению целыми словами.

Благодаря появлению нетбуков появился интерес не только к предметам, но и к процессу обучения. У детей развивается стремление познать больше.

Нетбуки позволяют значительно повысить информационную наполненность образования. С их помощью учитель в состоянии индивидуализировать весь процесс обучения.

 

 Заключение.

             Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса.

   Подводя итог, хочу отметить, что информационные технологии я использую на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения,  безопасностью образовательного процесса и в соответствии с новыми нормами СанПиН для школьников при применении технических средств обучения на уроках.

 Новые нормы СанПиН для школьников

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Прослушиваемые аудиозаписи

1-2

10

15

15

10

20

3-4

15

20

15

15

20

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, что и предлагаю вам сейчас сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...

Презентация "Работа с текстом на уроках опк, как эффективный способ формирования читательской компетенции"

Использование технологии продуктивного чтения, как способ формирования читательской компетенции учащихся. Данная технология позволяет интересно и продуктивно провести урок....

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...