Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
статья (4 класс) по теме
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые способы действий в социокультурной среде, ставить и решать учебные задачи, возникшие в другой деятельности.
Работа над проектом "Заимствованные слова велась в течение всего учебного года. результатом проделанной работы стало открытое внеклассное мероприятие "Заимствованные слова" в рамках "Недели науки", которое получило высокую оценку присутствующих гостей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Условия для развития необходимых для каждого ребенка качеств создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики Л.В.Занковым. Одним из способов развития ключевых компетенций младших школьников является проектная деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Работа над проектом предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка).
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
- Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
- Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
- Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
- Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Приведем пример развития ключевых компетенций младших школьников в процессе работы над проектом «Заимствованные слова».
На уроках русского языка заимствованным словам посвящается достаточно много времени. Изучение этой темы вызвало большой интерес у обучающихся. Ученики 3 класса уже два года изучали английский язык, поэтому им было очень интересно узнать, какие слова пришли в русский язык из английского языка. На заседании научного общества «ОКНО» обучающиеся приняли решение начать работу над проектом «Заимствованные слова».
Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления заимствованных слов в русском языке.
В реализации проекта участвовали классный руководитель и учащиеся 3 «А» класса, учителя английского языка, родители, библиотекарь школы.
Вместе с учащимися мы определили цели проекта:
- прививать любовь и уважение к родному языку;
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развивать умения проектировать свою деятельность.
Задачи проекта:
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- развитие творческих способностей, интереса к предмету.
Была выдвинута гипотеза исследования: заимствованные слова в научной литературе используются чаще, чем в художественной.
Затем был определен план работы:
- Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
- Выделить категории слов, заимствованных из английского языка.
- Сформулировать основные признаки заимствованных слов.
- Выявить заимствованные слова в научно-познавательном и художественном текстах.
- Сравнить количество заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах.
На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика учащихся. Учащимся было предложено ответить на вопросы: почему они допускают много орфографических ошибок, какие существуют пути решения этой проблемы. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что школьники испытывают трудности в написании словарных слов. Написание многих слов в русском языке проверить невозможно. Но, зная историю появления этих слов, их «биографию», можно понять, почему они так пишутся.
На следующем этапе начался сбор информации. Цель этого этапа: провести теоретический обзор литературы по данной теме; узнать как можно больше интересных сведений о появлении заимствованных слов в русском языке. Ребята работали индивидуально и группами. В качестве источников информации использовались книги, энциклопедии и словари. Некоторые с помощью родителей искали информацию в Интернете.
Одна из групп обучающихся заинтересовалась историей появления заимствованных слов в русском языке. Их задачей было выяснить, какие языки «подарили» нам свои слова. Они выяснили, что в русском языке много древнегреческих и латинских слов, а также слов татарского, немецкого, французского, английского происхождения. Заимствованные слова отражают связи нашего народа с другими народами в разные периоды истории.
Другая группа обучающихся занималась изучением слов, заимствованных из английского языка. Учащиеся познакомились с историей появления в русском языке некоторых слов английского происхождения. Затем ребята решили условно разделить все подобранные слова на несколько категорий. Были выделены такие категории, как спорт, профессии, компьютер, экономика.
Ещё одна группа занялась формулированием основных признаков заимствованных слов.
Несколько человек объединились и стали подбирать загадки, отгадками которых являются заимствованные слова.
В процессе работы учащиеся консультировались у преподавателей. Когда был собран достаточный объем материала, состоялось заседание научного общества, на котором каждая группа отчитывалась о проделанной работе.
Затем было решено экспериментальным путём проверить, каких слов больше используется в научно-познавательной и художественной литературе.
Для количественного сравнения исконно русских и заимствованных слов в научно-познавательном и художественном текстах мы воспользовались учебниками «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) и «Хрестоматия по литературному чтению» (В.Ю. Свиридова) за третий класс.
В качестве научно-познавательного текста мы выбрали параграф учебника «Мы и окружающий мир» «Что такое погода», а в качестве художественного текста - отрывок рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга». Каждый текст состоял из 260 слов.
В научно-познавательном тексте из 260 слов 229 были иконно русскими, а 31 слово было заимствованным. В художественном тексте из 260 слов 254 были исконно русскими, а 6 слов были заимствованными.
Был сделан вывод, что большинство используемых слов являются исконно русскими. Кроме того, в научной литературе заимствованные слова используются больше, чем в художественной.
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся представляли отчет о проделанной ими работе. На защиту проекта были приглашены родители, учителя, учащиеся других классов. Дети рассказали присутствующим о своём проекте: с чего начиналась работа, как придумывали задания. Как готовились к защите проекта, как столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.
Украшением презентации стал «Калейдоскоп загадок». Обучающиеся разгадывали загадки и, опираясь на сформулированные признаки заимствованных слов, выясняли происхождение слова – отгадки.
После презентации было проведено анкетирование обучающихся, позволившее провести рефлексию и самоанализ. Ребята отметили положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта было предложено высказать своё мнение по следующим вопросам:
- Какова основная идея этого проекта?
- Чему тебе пришлось научиться?
- Доволен ли ты результатами своей работы?
- Что дала тебе эта работа?
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.
При выполнении проекта, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались новые понятия. Во время работы школьники учились налаживать новые контакты со сверстниками, проявляли познавательную активность.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:
- учились планировать свою работу;
- учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
- учились работать с разными источниками информации;
- учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
Группа обучающихся 3 «А» класса представили свою работу «Заимствованные слова» на школьной научно-практической конференции и получили диплом I степени. Работа была рекомендована к участию во Всероссийском детском конкурсе школьников «Первые шаги в науке», где была отмечена дипломом лауреатов.
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке...
«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».
Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...
Использование интерактивных форм и методов как способ формирования ключевых компетенций младших школьников
Обобщение опыта...
Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...
мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "
Этот мастер - класс был проведен для учителей начальных классов на практической части августовской конференции....