формирование и развитие информационной компетенции уч-ся начальной школы
статья на тему

Ивченкова Надежда Ивановна

Тема по самообразованию "Формирование и развитие информационной компетенции учащихся начальной школы посредством использования ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moego_vystupleniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема моего выступления: «Формирование  и развитие информационной компетенции у учащихся начальной школы посредством использования ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова».

         В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

         В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков», а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

        Компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

        В докладе международной комиссии «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по  сути, определило основные глобальные компетентности.

        Компетентность- это «не простая сумма знаний, умений и навыков, а психосоциальное качество, означающее силу и уверенность» (Е.Н.Бутенко)

        Основа компетентности - чувство собственной успешности  и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

        Ключевые компетенции многомерны: включают разные интеллектуальные умения (аналитические, критические и др.)

                                   Выделяют несколько основных компетенций:

- информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

- коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

- социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с  другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

- самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырёх предыдущих.

         Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно – коммуникативной компетентности.

         Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но, проработав по ней, я поняла, что эта система включает в себя все пять основных компетенций.

           Рассмотрим принципы системы Л.В. Занкова. Во – первых, по Занкову цель начального образования – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что ещё не создали. То, что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, изобразительного искусства, физкультуры, технологии, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы, на которой и может строиться обучение таким абстрактным классификационным предметам, как русский язык и математика.

                    Дидактические принципы системы Занкова:

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребёнок должен схватить принцип, смысл, общее.

2.Принцип ведущей роли теоретических знаний часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. Этот принцип предполагает понимание взаимозависимости явлений. Их целостности, внутренней связи. А не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни.

3.Принцип прохождения материал быстрым темпом.

4.Принцип осознания школьниками самого процесса учения. Он направлен на то, чтобы дети задумывались о том, зачем нужны знания, чтобы встраивали их в контекст жизни через конкретные ситуации, образы, ассоциации, на естественность и жизненную необходимость знаний.  

5.Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее – учеников разных типов.

      Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями развития ребёнка, позволяет раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого.

      Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.

      Учебники и учебные программы, реализующие систему развивающего обучения Л.В. Занкова, представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества.

       Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы человеческой деятельности.

     Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет информационными технологиями и использует их в своей практике.

       Слова К.Д. Ушинского очень кстати:

«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребёнка, каким – нибудь пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними;

но свяжите с картинками

двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

        Поэтому на смену модели «образование – преподавание» пришло «образование – взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на наш взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

          Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. Вот уже до начальной школы добрались. Что это? Дань педагогической моде или назревшая необходимость?

           Мы убедились, что использование информационных технологий на уроках способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей у уч-ся. А также такая работа позволяет усилить мотивацию ученика, улучшить усвоение учебного материала, увеличить объём выполненных заданий, развивать скорость работы на уроках.

         Проводя в своём классе мультимедийный урок, я не ставлю перед собой цель «удивить» учеников новыми современными технологиями,  хотя не будем забывать о том, как живо реагируют наши ученики на всё новое. Применение информационных технологий  вызывает у уч-ся интерес, уважение, желание обмениваться информацией с учителем и одноклассниками.

        Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую – одна из важнейших творческих задач учителя.

      Мы знаем, что в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Всем известно, что большую часть информации мы получаем визуально.            Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями. Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. По системе Занкова в учебнике И.И.Аргинской таких заданий очень много. Роль практической деятельности уч-ся на этих уроках особенно высока.

         Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. Применение ИКТ на уроках способствует развитию навыков контроля и самоконтроля.

         Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь уч-ся, потому что все построения, которые он должен был бы выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

        Современный учебный процесс нельзя представить без использования технических средств, в том числе и компьютеров, но их применение не должно быть связано только с сообщением определённых знаний.

         При подготовке таких уроков следует уделять внимание индивидуальным особенностям уч-ся, их творческим способностям, которые в конечном итоге определяют эффективность усвоения информации, сообщаемой с помощью компьютера.    Программные педагогические средства способствуют активизации мышления, способствуют лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработались умения понимать, правильно воспринимать и усваивать данную информацию.

          При подборе дидактического материала к урокам необходимо чередовать применение информационных технологий на разных этапах своих уроков.  Необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Если учитель желает, чтобы ребёнок запомнил хорошо, то предлагает ему наглядно – образную деятельность и задания с игровыми занимательными сюжетами, если нужно, чтобы ученик логически объяснил, рассудил, то предложить ему работу в виде алгоритмов. (Например: «третье лишнее» на слайде: а) очаровательный б) неприятный в) обаятельный). А если необходимо закрепить умственные действия в графической форме, нужно провести работу по блок – схемам.

           Комбинированные упражнения, которые использую на уроках русского языка, формируют грамматико-орфографические навыки, умения строить предложения, определять основную тему  и идею небольших текстов, самостоятельно строить текст.

           Критериями эффективности применения информационных технологий на уроках являются повышение интенсивности обучения без потери глубины и полноты знаний, умений и навыков и без увеличения физической и психической нагрузки на учеников, достижение качественно нового уровня знаний без увеличения объёма учебного времени.

                           Учителю предоставляется право выбора:

- ученикам можно предложить выполнить те задания, которые особенно интересны или последовательно работать с материалом, который предлагается учителем.

- приступать с компьютерной программой можно в начале урока или  после повторения необходимых сведений в ходе беседы, опроса или по учебнику.

         Таким образом, используя мультимедийные фрагменты на уроках, от этого урок  становится более увлекательным и интересным, ориентирует детей на понимание значения получаемых в школе знаний.

         Как я реализую теоретические положения на практике, я покажу на нескольких примерах из своего опыта. Я использую презентации, как на протяжении всего урока, так и на определённых этапах (контроля знаний, при изучении нового материала). Считаю необходимым использование тестов, которые помогают определить, насколько ребёнок усвоил ту или иную тему. Представлю два конспекта по математике «Единицы времени»

2 класс, русский язык «Три типа склонения имён существительных» (закрепление), тесты, блок – схемы.

                                               Литература.

  1. «Уроки математики с применением информационных технологий», М.:издательство «Глобус», 2008г.
  2. Журнал «Начальная школа» №11,2009г.
  3. Журнал «Начальная школа» №10, 2005г., №4, 2009г.
  4. Учебник «Математика» И.И. Аргинская 2 класс.
  5. Учебник «Русский язык» А.В. Полякова 3 класс.
  6. Учебник  «Литературное чтение»

Муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа №1

Тема:

«Формирование и развитие информационной компетенции учащихся начальной школы посредством использование ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова»

                                                                               

                                                                                           Учитель начальных классов:

                                                                                         Ивченкова Надежда Ивановна

                                               

                                                        Ярцево 2010

Ф.И.О

Ивченкова Надежда Ивановна

Смоленская область, город Ярцево

Муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа №1

Должность: учитель начальных классов

Категория: I с 2007года

Адрес: 215800 Смоленская область, г.Ярцево,  ул.Кольцевая,

дом 39, 848(143) 3-73-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Формирование коммуникативно-информационной компетенции у учащихся начальной школы

Статья о формировании информационно-коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка....

Развитие информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

Статья о  применении компьютерных технологий на уроках , и во внеурочной деятельности для повышения  познавательной активностии и учебной мотивации  младших школьников....

Развитие информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

В статье описано применение компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности для повышения познавательной активности и учебной мотивации младших школьников....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе

Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной шкколы. По результатам её решения ныне предлагается оцениввать результативноссть работы уччителя и об...