Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я живу в России»
методическая разработка (2 класс)
Данная программа «Я живу в России» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_zhivu_v_rossii.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я живу в России»
(1 год)
для_ 2 «А»_ класса
Тарутиной Ирины Павловны,
учителя высшей категории
Санкт-Петербург
Кронштадтский район
Пояснительная записка
Данная программа «Я живу в России» сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
• создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
• формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
• формировать у детей социокультурную идентичность;
• развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
• развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность
• познавательная деятельность
• проблемно-ценностное общение
• досугово-развлекательная деятельность
• художественное творчество
• социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
• трудовая
• спортивно-оздоровительная
• патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Программа строится по модульному принципу , благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Каждый из предложенных модулей , как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Программа состоит из 10 относительно самостоятельных разделов (общим объемом 68 часов), каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности младших школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Внеурочная деятельность составляет 68 занятий за 1 год, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.
Занятия проводятся классным руководителем как классные часы, в форме экскурсий, кружковых мероприятий, соревнований, художественных выставок, поисковых исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
• взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
• непрерывность дополнительного образования;
• развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
• обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.
Ожидаемые результаты реализации программы
• Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
• Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
• Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» (2 класс)
№ | Раздел, тема | Дата проведения | Количество часов | Форма занятий | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||||
Мир начинается с дома 1.День знаний. Школа – наш дом 2.День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). Урок памяти. «Дети Беслана» 3.Международный день мира(21 сентября) 4. День народного единства России (4 ноября). Тема: «Как население становится нацией» 5-6. Экскурсия в Музей флота 7-8. Конкурс стихов о Родине, дружбе, взаимопомощи. | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Ноябрь Сентябрь Сентябрь | 8 | 4 | 4 | Классный час, экскурсия, конкурсные мероприятия | |
Безопасность детей 1.Азбука пожарной безопасности 2.Будь внимателен на дороге! 3.Безопасный интернет 4.Личная безопасность. Меры предосторожности 5-6.Экскурсия в пожарную часть | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Ноябрь | 6 | 4 | 2 | Классный час, экскурсия | |
Петербург- культурная столица 1.Этот удивительный театр 2.Аз и Буки – вот и все науки. 3.На весь мир знаменитый…(Эрмитаж) 4.Дом, где живут книги 5.Доставшиеся в наследство(архитектура и памятники) 6.Экскурсия в городскуюбиблиотеку | Сентябрь Сентябрь Октябрь Декабрь Декабрь Декабрь | 6 | 5 | 1 | Классный час, экскурсия | |
Мы разные, но… 1.Игра-ключ к пониманию 2.Праздники, которые нас объединяют (фольклорные танцы, обрядовые песни, угощение блюдами нац. кухни, соревнования и т.д.) 3.Праздники священных книг. Благовещение (7 апреля) 3-7.Этнографический музей | Октябрь Октябрь Апрель Октябрь | 8 | 3 | 5 | Классный час, экскурсия | |
Мы познаём мир 1.Всемирный день воды. День Балтийского моря (22 марта). 2.День авиации и космонавтики (12 апреля). 3.Всемирный день Земли (22 апреля) 4-8.Музей воды | Март Апрель Апрель Март | 8 | 3 | 5 | Классный час, экскурсия | |
Праздники, которые нас объединяют 1. День матери 2.Рождество и Новый год 3.Масленица 4-7.Новогодняя ёлка | Ноябрь Декабрь Март Декабрь | 7 | 3 | 4 | Классный час, экскурсия | |
Защитники 1.За свою Отчизну не жаль и жизни (образ героя на примерах истории и фольклора) 2.День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (27 января). 3.День защитника Отечества 4.Георгий Победоносец – защитник веры 5-6.Конкурс-выставка тематических рисунков. 7.Посещение школьного музея. | Январь Январь Февраль Февраль Январь Январь | 7 | 4 | 3 | Классный час, экскурсия, художественная выставка | |
Праздники, которые мы сочинили 1.Такое многоликое «здравствуйте»… 2.День смеха. День святого Валентина 3. Что празднуют люди весной? (Международный день птиц, Всемирный день здоровья, Международный день рек, Международный день леса и т.д.) 4.Чужих праздников не бывает. «Праздник драконов» 5-8.Театральная весна | Январь Апрель Апрель Февраль Апрель | 8 | 4 | 4 | Классный час, посещение театра | |
Моя родословная 1.Самая, самая мама 2.Мадонны народов мира 3.Международный день семей (15 мая) 4-7.Праздник «Самая, самая мама» | Март Март Май Февраль-март | 7 | 3 | 4 | Классный час, праздник | |
1.День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Встречи с ветеранами 2.Изготовление поздравительных открыток и распространение их в районе школы. 3.Подготовка литературно-музыкальной композиции, посвященной знакам Победы (Орден Победы, знамя Победы, георгиевская ленточка, военные письма). | Май Май Май | 3 | 1 | 2 | Классный час, конкурсные мероприятия, поисковые исследования | |
Итого | 68 | 34 | 34 |
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
- День знаний. Школа – наш дом
- День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). Урок памяти. «Дети Беслана»
- Международный день мира(21 сентября)
- Этот удивительный театр
- Аз и Буки – вот и все науки.
- Азбука пожарной безопасности
- На весь мир знаменитый…(Эрмитаж)
- Игра-ключ к пониманию
- Праздники, которые нас объединяют (фольклорные танцы, обрядовые песни, угощение блюдами нац. кухни, соревнования и т.д.)
- День народного единства России (4 ноября).
- День матери
- Будь внимателен на дороге!
- Безопасный интернет.
- Дом, где живут книги.
- Доставшиеся в наследство.
- Рождество и Новый год.
- За свою Отчизну не жаль и жизни (образ героя на примерах истории и фольклора)
- День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (27 января).
- Такое многоликое «здравствуйте»…
- Личная безопасность. Меры предосторожности.
- День защитника Отечества.
- Георгий Победоносец – защитник веры.
- Чужих праздников не бывает. «Праздник драконов»
- Самая, самая мама.
- Всемирный день воды. День Балтийского моря (22 марта).
- Масленица.
- Мадонны народов мира.
- День смеха. День святого Валентина.
- Праздники священных книг. Благовещение (7 апреля).
- День авиации и космонавтики (12 апреля).
- Всемирный день Земли (22 апреля)
- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Встречи с ветеранами.
- Международный день семей (15 мая).
- Что празднуют люди весной?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
- «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
- Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
- Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя.
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2011» для учителей 1-4 классов. Издательство «Фрегат», Санкт-Петербург,2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....
Рабочая программа по в/д "Живая планета", 2 класс
Рабочая программа+КТП....
рабочая программа для 2 класса живой мир с легкой умственной отсталостью
рабочая программа для 2 класса живой мир...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Живой мир" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...