Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП к рабочей программе 1-4 класс | 174 КБ |
Рабочая программа "Я живу в России" | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
4. Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Я живу в России» 1-4 класс
(1 класс, 33 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся) | Дата | |
План | Факт | |||
«Я и я» (4 ч) | ||||
1-2 | Я, ты, мы. Мой сосед по парте. | формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства | ||
3-4 | Кто что любит делать. (Антиреклама вредных привычек) | |||
“Я и семья”(6 ч) | ||||
5-6 | Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. | формировать уважение к членам семьи; формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье | ||
7 | В чем я должен им помочь? | |||
8-9 | Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. (Конкурс сказок) | |||
10 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. (Конкурс рисунков) | |||
“Я и культура”(5 ч) | ||||
11 | Дары природы. (Конкурс подделок из природных материалов) | формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. | ||
12-13 | История моего города. (Экскурсия в музей) | |||
14 | Откуда пришли елочные игрушки. | |||
15 | Встречаем Масленицу. | |||
“Я и школа”(8 ч) | ||||
16-19 | Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. | формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы | ||
20-22 | Школа вежливости. | |||
23 | Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс. | |||
“Я и мое Отечество”(6 ч) | ||||
24 | Мои права и обязанности. | развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости | ||
25-26 | Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. (Изготовление поздравительных открыток) | |||
27-28 | Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. (Конкурс стихов, песен) | |||
29 | С чего начинается Родина? | |||
“Я и планета”(4 ч) | ||||
30-31 | Планета просит помощи. Маленькая страна. (Конкурс рисунков) | воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | ||
32 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. | |||
33 | В гости к зеленой аптеке. (Экскурсия) |
(2 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся) | Дата | |
План | Факт | |||
«Я и я» (4 ч) | ||||
1-2 | Я – ученик. Мой портфель. | воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах | ||
3-4 | Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. (Изготавливаем брошюру «Подвижные игры») | |||
“Я и семья”(5 ч) | ||||
5 | Я помощник в своей семье. | формировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье | ||
6-7 | Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. (Конкурс сочинений) | |||
8 | Мама, папа, я – дружная семья. (Конкурс рисунков) | |||
9 | Здесь живет моя семья. | |||
“Я и культура”(4 ч) | ||||
10-11 | Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города (Экскурсия) | воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина | ||
12 | Что посеешь, то и пожнешь. | |||
13 | Широкая Масленица. | |||
“Я и школа”(6 ч) | ||||
14-15 | Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. | вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы | ||
16 | Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. (Трудовой десант) | |||
17 | Школьная символика (гимн, герб, флаг). | |||
18-19 | По каким правилам мы живем в школе? (Конкурс сочинений) | |||
“Я и мое Отечество”(9 ч) | ||||
20-21 | Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости | ||
22 | Мы и наши права. | |||
23-24 | Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. (Экскурсия в музей) | |||
25-26 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | |||
27-28 | Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. (Изготовление поздравительной открытки) | |||
“Я и планета”(6 ч) | ||||
29-30 | Знай и люби свой край. | воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | ||
31-32 | Экология нашего города. День добрых волшебников. | |||
33-34 | Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. |
(3 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся) | Дата | |
План | Факт | |||
«Я и я» (5 ч) | ||||
1-2 | Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. | формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. | ||
3-5 | Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком! | |||
“Я и семья”(6 ч) | ||||
6 | В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. (Конкурс сочинений) | формировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; формировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; | ||
7-8 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. (Конкурс рисунков) | |||
9 | У моих родителей – золотые руки. | |||
10 | Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! (Конкурс рисунков) | |||
11 | Пожилые люди – мудрые люди. | |||
“Я и культура”(5 ч) | ||||
12 | Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. | умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности
| ||
13 | Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. (Экскурсия) | |||
14-15 | Мои любимые книги. Дети войны. | |||
16 | Новогодние зарисовки. | |||
“Я и школа”(5 ч) | ||||
17-18 | Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем. (Конкурс сочинений) | воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы | ||
19 | Вежливая улица. По каким правилам мы живем. | |||
20-21 | Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. (Выставка подделок. Трудовой десант) | |||
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||||
22-23 | Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. | развивать общественную активность обучающихся; воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости | ||
24-26 | Город, в котором я живу. (Конкурс рисунков, стихов) | |||
27-28 | Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. (Изготовление открыток) | |||
29-30 | О подвигах женщин в военное время. (Конкурс стихов) | |||
“Я и планета”(4 ч) | ||||
31-32 | Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. | воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | ||
33-34 | Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. |
(4 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (основные виды деятельности учащихся) | Дата | |
План | Факт | |||
«Я и я» (5 ч) | ||||
1-2 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. Тест «Познай себя». | формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. | ||
3-5 | Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов. (Конкурс на лучшее письмо) | |||
“Я и семья”(5 ч) | ||||
6-7 | День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. (Конкурс песен) | формировать представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; формировать представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; | ||
8-9 | Забота о родителях – дело совести каждого. | |||
10 | Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности. (Мини-проект) | |||
“Я и культура”(5 ч) | ||||
11 | Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. | умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности
| ||
12 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | |||
13 | Музыкальные превращения. | |||
14 | Как встречают Новый год в разных странах. | |||
15 | Масленица. (Конкурс на лучший рецепт блинов) | |||
“Я и школа”(2 ч) | ||||
16 | Продолжаем изучать Школьный Устав. | воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы | ||
17 | Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. (Конкурс рисунков, сочинений) | |||
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||||
18-19 | Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. | развивать общественную активность обучающихся; воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости | ||
20 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | |||
21-22 | От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. (Конкурс сочинений) | |||
23-24 | Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. (Оформление альбома) | |||
25-26 | О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. (Мини-проект) | |||
“Я и планета”(8 ч) | ||||
27-28 | В ответе за тех, кого приучили. | воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | ||
29 | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. (Изготовление кормушек) | |||
30 | Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. | |||
31 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | |||
32-33 | Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. | |||
34 | Я – житель планеты Земля. Берегите природу. (Конкурс экологических сказок) |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 29
Рассмотрено на МО Согласовано на МС «Утверждаю»
протокол № ______ протокол № ______ директор МАОУ СОШ № 29
от_______________ от_______________ ____________Л.Н.Соколова
рук.МО__________ зам.директора.по УВР ___________________2015г.
_________________ __________________
( Е.А. Полюшко) ( Л.А. Цулаия)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я живу в России»
(базовый уровень, 1-4 класс)
Учитель начальных классов: Анисимова И. Е.
(соответствие занимаемой должности)
Программа внеурочной деятельности для 1-4 -го классов
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
- Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.
1.2. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Я живу в России» будет изучаться с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33 часа- 1 клас,34 часа 2-4 классы). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.
1.3. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Я живу в России» в 1-4 классе является сформированность следующих умений.
- Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
3. Содержание курса
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы
- возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа
“Я и я” (4 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек.
“Я и семья”(6 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто они, мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков, сказок, стихов.
“Я и культура”(5 ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
“Я и школа”(8 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе.
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный класс.
“Я и мое Отечество”(6 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка праздничных открыток и подделок к Дню Победы.
“Я и планета”(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик.
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Собираем коллекцию подвижных игр.
“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе.
Я люблю свою школу.
Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза – наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь?
Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные.
Для чего я рожден? Быть человеком!
“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью.
Моя семья – моя радость.
У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!
Пожилые люди – мудрые люди.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны.
Новогодние зарисовки.
Экскурсии.
4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Трудовой десант.
“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства.
Город, в котором я живу.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии.
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо.
“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности.
Конкурсы песен. Мини – проект.
.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения.
Как встречают Новый год в разных странах.
Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
“Я и школа”(2ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты. Оформление альбома.
“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я – житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок.
5. Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Я живу в России» в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) географические и исторические карты;
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
6. Список литературы
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.
2. Государственные символы Российской Федерации http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html (дата обращения 06.06.2015)
3.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.
4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
5. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.
6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
7. Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 06.06.2015)
8.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.
9. Рабочая программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению в начальной школе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/12/19/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po (дата обращения 06.06.2015)
10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28 с.
11. Федеральный базисный учебный план https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ed.gov.ru%2Fob-edu%2Fnoc%2Frub%2Fstandart%2Fbup%2F&ei=kxVzVcXDGMmqywO5u4HYCg&usg=AFQjCNFr50_zzIRSiZZAYMmC6ACYWFe4wg&bvm=bv.95039771,d.bGQ (дата обращения 06.06.2015)
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 05.06.2015)
13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 06.06.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой мир"
Курс «Живой мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы. Значение курса «Живой мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьник...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я - гражданин России"
Рабочая программ внеурочной деятельности " Я - гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настояще...