рабочая программа для 2 класса живой мир с легкой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир » для обучающего 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Живой мир». 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Н.Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова – 6изд. –М.: Просвещение, 2017.;
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»».
Содержание программы и уроки по предмету "Живой мир" предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а
также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе "Живой мир" необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Планируемые результаты освоения предмета «Живой мир»
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий;
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
1.Содержание программы
II КЛАСС
(68 часов).
I. Сезонные изменения в природе. (20 ч.)
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
II Неживая природа. (8 ч.)
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
III. Живая природа.
1. Растения. 14 ч.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные. (10 ч.)
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.
3. Человек (8 ч.)
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
IV. Повторение. (8 ч.)
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
2. Планируемые результаты:
Должны уметь практически применять следующие знания:
1 уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2 уровень:
- называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;
- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времен года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Календарно-тематическое планирование. Живой мир. 2класс (2ч. в неделю -68 в год)
№ п\п | Кол. ур. | Тема урока | дата календ. | дата факт. | примечание | |||||
1 | 1 | Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. | ||||||||
2 | 1 | Названия времен года; знакомство с названиями месяцев. | ||||||||
3 | 1 | Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь). | ||||||||
4 | 1 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед. | ||||||||
5 | 1 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень | ||||||||
6 | 1 | Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. | ||||||||
7 | 1 | Наблюдения за растениями (деревьями) в разные времена года. Тополь, дуб. | ||||||||
8 | 1 | Наблюдения за растениями (кустарниками) в разные времена года.СИРЕНЬ,калина, шиповник. | ||||||||
9 | 2 | Увядание и появление трав. Одуванчик. | ||||||||
10 | Увядание и появление цветов. Ландыш. | |||||||||
11 | 2 | Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица. | ||||||||
12 | Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Сорока | |||||||||
13 | 1 | Появление весной грачей, скворцов. | ||||||||
14 | 1 | Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. | ||||||||
15 | 1 | Рыбы зимой. | ||||||||
16 | 1 | Детские игры; | ||||||||
17 | 1 | Труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде. | ||||||||
18 | 1 | Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. | ||||||||
19 | 1 | Вода. | ||||||||
20 | 1 | Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. | ||||||||
21 | 1 | Первичные представления о температуре. | ||||||||
22 | 1 | Термометр – прибор для измерения температуры. | ||||||||
23 | 1 | Вода горячая, холодная. | ||||||||
24 | 1 | Значение воды для жизни растений, животных, человека. | ||||||||
25 | 1 | Вода в природе: дождь, снег, лед. | ||||||||
26 | 1 | Водоёмы:река, озеро (пруд), болото. | ||||||||
27 | 1 | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). | ||||||||
28 | 1 | Части растений: корень, стебель, лист, цветок. | ||||||||
29 | 1 | Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. | ||||||||
30 | 1 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус). | ||||||||
31 | 1 | Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). | ||||||||
32 | 1 | Уход за комнатными растениями. |
33 | 1 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | ||||
34 | 1 | Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания | ||||
35 | 1 | Овощи в питании человека.. | ||||
36 | 1 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | ||||
37 | 1 | Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. | ||||
38 | 1 | Фрукты в питании человека. | ||||
39 | 1 | Растения садов и огородов своей местности. Уход за ними. | ||||
40 | 1 | Уход за растениями сада и огорода. | ||||
41 | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. | ||||
42 | 1 | Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. | ||||
43 | 1 | Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания | ||||
44 | 1 | Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. | ||||
45 | 1 | Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. | ||||
46 | 1 | Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. | ||||
47 | 1 | Отношение человека к животным. | ||||
48 | 1 | Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. | ||||
49 | 1 | Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. | ||||
50 | 1 | Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий. | ||||
51 | 1 | Гигиена тела человека. | ||||
52 | 1 | Закаливание. | ||||
53 | 1 | Питание человека. | ||||
54 | 1 | гигиенических правилах; (элементарные представления). | ||||
55 | 1 | Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. | ||||
56 | 1 | Пища человека. | ||||
57 | 1 | Правильное питание | ||||
58 | 1 | Профилактика пищевых отравлений. | ||||
59 | 1 | Вода. | ||||
60 | 1 | Свойства воды | ||||
61 | 1 | Значение воды для жизни человека; | ||||
62 | 1 | Значение воды для жизни животных; | ||||
63 | 1 | Разнообразие животного мира. | ||||
64 | 1 | Питание человека; | ||||
65 | 1 | сезонные изменения в неживой природе | ||||
66 | 1 | - о сезонных изменениях в жизни человека; | ||||
67 | 1 | - о значении воды, тепла, света в жизни растений . | ||||
68 | 1 | - о значении воды, тепла, света в жизни животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...
Адаптированная рабочая программа "Окружающий мир" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Рабочая программа по предмету "окружающий мир" для 2 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральный закон от 29.12.2012 ...
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...