Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» для обучающихся 3«а» класса
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 91»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВВВР _______________ Котельникова Р.А. « » 2019 г. Протокол методического совета №1 от « » августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор _____________ Куприянов В.А. « » сентября 2019 г. Приказ № от « » августа 2019 г. Протокол педсовета №1 от «28» августа 2019 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Я живу в России»
для обучающихся 3«а» класса
РАССМОТРЕНО: Заседание МО классных руководителей и воспитателей начальных классов Руководитель МО_______ Анейчик М.В. Протокол №1 от «___» августа 2019 г. | Составитель: Страхова Вера Юрьевна, воспитатель ГПД |
Ульяновск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я живу в России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России», адаптированной основной общеобразовательной программы школы для слабовидящих и слепых обучающихся с учётом учебного плана ОГКОУ «Школы-интерната дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 91».
Общая характеристика программы
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я живу в России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
1. Образовательные:
- обогащать учащихся знаниями о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- расширять кругозор школьников, их ретроспективное восприятие мира и ориентации во времени.
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
2. Развивающие:
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
3. Воспитательные:
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать любовь к Родине как стержневой духовной составляющей гражданина России через организаторскую и пропагандистскую деятельность
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год), продолжительность – 40 минут. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.
Педагогические технологии
- Личностно - ориентированные технологии.
- Игровые технологии.
- Технология творческой деятельности.
- Технология исследовательской деятельности.
- Технология методов проекта.
- Информационно – коммуникационные технологии.
Формы реализации курса внеурочной деятельности «Мастерская общения»
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Творческие проекты, презентации
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Ценностные ориентиры содержания курса
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям (родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) сформированность ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
5) учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
6) учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
7) обладание начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
8) накопление личного опыта участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Содержание программы
Вводное занятие «Мы – россияне!»
Раздел 1. «Я – гражданин России» ( 3 ч.)
Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. Конституция РФ.Права и обязанности родителей, детей. Политика государства. Место России в мире.
Раздел 2. «Без прошлого нет будущего и настоящего» (6 ч.)
Все мы – славяне! Россия на первом этапе развития. Россия от русских царей до императоров. Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Люди, сделавшие нашу Родину великой. Россия сегодня и завтра. (Конкурс рисунков и сочинений). Главные государственные праздники России (составление календаря знаменательных дат в России)
Раздел 3. «По дивным местам нашей Родины» (8 ч.)
Моя Родина на карте мира. Природный мир России. Москва – столица Российской Федерации. Санкт – Петербург – город на Неве. Золотое кольцо России. Путешествие по Уралу и Сибири. На восток! Путешествие по Дальнему Востоку. На Юге России. Кавказские горы и остров Крым.
Раздел 4. Кладовая русской культуры (8 ч.)
Русское народное творчество (составление сборника). Диалог культур: творчество народов РоссииДиалог культур: творчество народов России. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству. Великая русская литература. Чтение произведений о России. Музыка и театр – культурные сокровища России. Известные русские художники и архитекторы. Религиозная культура нашей страны.
Раздел 5. Путешествие по Ульяновскому краю (7 ч.)
«С любовью трепетной о тебе, земля Ульяновская!». «Путешествие в прошлое Ульяновской области». «Ульяновская область сегодня». «Семь чудес природы Ульяновской области». «Растения и животные Ульяновской области». «Семь культурных достопримечательностей Ульяновской области». Большой краеведческий квест.
Итоговое мероприятие: «Россия – Родина моя!»
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие «Мы – россияне!» | 1 |
2 | «Я – гражданин России» | 3 |
3 | Без прошлого нет будущего и настоящего | 6 |
4 | По дивным местам нашей Родины | 8 |
5 | Кладовая русской культуры | 8 |
6 | Путешествие по Ульяновскому краю | 7 |
8 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
- Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
- Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Технические, специальные и оптические тифлосредства
реабилитации слабовидящих и слепых обучающихся
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор с наличием возможности увеличения масштаба печатного
текста и изображений.
- Экран.
- Тифломагнитофон.
- Индивидуальные оптические средства коррекции (лупы различной кратности).
- Электронный ручной видео-увеличитель «Optic Zoom».
- Электронный увеличивающий сканер-блокнот МТ- 130.
- Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
- Тифломагнитофон.
- Тифлофлешплеер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной об...