Образовательная среда как фактор социализации умственно отсталых детей
методическая разработка на тему
Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Мало кто не замечает, как нынешнее поколение отличается от предыдущих. Мало кто не видит, что былые ценности уступают место новым, что старые привычные методы воспитания не приносят тех результатов, каких бы хотелось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная среда как фактор социализации умственно отсталых детей | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда как фактор социализации умственно отсталых детей
Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Мало кто не замечает, как нынешнее поколение отличается от предыдущих. Мало кто не видит, что былые ценности уступают место новым, что старые привычные методы воспитания не приносят тех результатов, каких бы хотелось.
Думается, небезосновательно некоторые исследователи полагают, что успешная социализация детей — залог счастливого будущего не только отдельно взятой личности, но и страны, всего человечества. И вопрос о том, как правильно должна протекать социализация детей – вопрос выживаемости и полномасштабного развития современного общества.
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.
Задачами социализации и профориентации учащихся с отклонениями в развитии являются:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;
- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М. Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И. Пинский).
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности.
Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
При любых организационных формах обучения для умственно отсталых детей с должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Понятие «социализация» современная наука рассматривает как двусторонний процесс. Включающий в себя не только усвоение индивидуумом социального опыта путем «вхождения» в общество, в систему социальных связей, но и воспроизводство этой системы за счет активной деятельности выпускника школы, активного включения его в социальную среду. Овладение социальным опытом, правилами поведения, манерами, обычаями, профессиональными навыками происходит в ходе обучения, во взаимодействии с окружающими людьми. На школьные годы приходиться начальный этап социализации. В своей активной деятельности ученик «нащупывает» дозволенные нормы поведения, осознает свою ценность.
Специальная образовательная среда школы является ведущим фактором социализации детей с нарушением интеллекта, так как развивает и улучшает такие качества их личности, которые помогают детям быстро социализироваться, и в дальнейшем, адаптироваться в современном обществе.
Литература:
- Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта.// Дефектология. – 1995.-№5 – с. – 30.
- Бгажнокова М.М. программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология – 1994г. - №1 – с. 11.
- ВласоваТ.А., Певзнер М.С., Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение 1967г.
- Девяткова Т.А., Котерова Л.Л., Петрикова Г.А., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VΙΙΙ вида: пособие для учителя. М.: Владос, 2003 г. - 304с.:ил.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., Просвещение – 1995г.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // дефектология. – 1995 г. №1.
- Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под ред. Дульнева Л.П. М.: Педагогика, 1991г.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии. М.:Просвещение, 1990г.
- Маллер Р.А. Социальное воспитание о обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2002г.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.:Владос 2002г.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития. М.: Педагогика, 1985г.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.6Владос, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...
Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.
Образовательная среда начальной школы....
Образовательная среда как фактор социализации учащихся начальной школы.
На сегодняшний день образование значительно шагнуло вперед. Данное обстоятельство безусловно повлияло на качество урока, выбора необходимых средств, технологий для достижения педагогических целей. Но ...
«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
проблемы социализации детей с ОВЗ...
Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...
Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...
Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...