Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
рабочая программа по русскому языку

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_-_kopiya.docx127.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Рекомендовано                                                                          СОГЛАСОВАНО                                                         РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                                                                           на педагогическом совете

методическим объединением учителей                                 «    » ______       ____  20    г.                                      протокол № _____от  _____________ 

русского языка и литературы                                                 Заместитель директора по УВР                                  

протокол №   от «  __  »             20   г.                                  ___________________                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                                           на Управляющем совете

                                                                                                                                                                                           протокол № ___от___                        __

                                                                                                                                                                                                                                  

                     

Рабочая учебная программа

по русскому языку

учащихся  6    класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования

для умственно отсталых детей

Сроки реализации   _________ учебный год

Составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы

образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1)  

Составитель: Молоканова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

20    г.

   

                                                                                                                                                                 ВВЕДЕНО в действие

 приказ №___от_________________

                                                                                 Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»_____________   

Пояснительная записка:

1. Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1)  

Программа  рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.

2. УМК:

  1. Н. Г. Галунчикова Русский язык 6 класс  М.: «Просвещение» 2017 г.,  рекомендован МО, РФ
  2. Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская  Рабочая тетрадь по русскому языку № 1Состав слова 5-9 классы М.: «Просвещение»  2004 г. допущено МО РФ
  3. Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская  Рабочая тетрадь по русскому языку № 2 Имя существительное 5-9 классы М.: «Просвещение»  2004 г. допущено МО РФ
  4. Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская  Рабочая тетрадь по русскому языку № 3 Имя прилагательное  5-9 классы М.: «Просвещение»  2004 г. допущено МО РФ
  5. Н. Г. Галунчикова Э. В. Якубовская  Рабочая тетрадь по русскому языку № 4 Глагол 5-9 классы М.: «Просвещение»  2004 г. допущено МО РФ

3. Изучение русского языка имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение  поставленной  цели  обеспечивается решением  следующих   задач:

― расширить представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― познакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;

― использовать усвоенные грамматико-орфографических знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― развивать положительные качества и свойства личности.

4. Изучение  русского языка имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигается работа по развитию речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению  знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому предусматривается дифференцированный  подход обучения учащихся,  так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках русского языка является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи

5. Планируемые результаты. 

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение        начальными        навыками        адаптации        в        динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации        и        принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты 

Минимальный уровень:

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование        на        письме        орфографических        правил        после предварительного    разбора    текста    на    основе    готового    или    коллективного составленного алгоритма;

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор        одного        заголовка        из        нескольких        предложенных,  соответствующих теме текста;

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор        одного        заголовка        из        нескольких        предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

6. Содержание учебного предмета

Повторение  6 ч

Звуки и буквы  7 ч

Состав слова  23 ч

Части речи  74 ч

Предложение  18 ч

Повторение  8 ч

7. Содержание раздела (темы), основные понятия.

Грамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Морфология

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание   приставок.   Единообразное   написание   ряда   приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи

Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.

Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные,        употребляемые        только        в        единственном        или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола.   Спряжение  глаголов.   Правописание   безударных   личных   окончаний

глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).

Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом

Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.

Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.

Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.

Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.

Деловое письмо

Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.

Письмо с элементами творческой деятельности.

8. Количество и темы лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных примерной (авторской) программой при изучении раздела

Контрольных работ -  6

Проверочных работ -   9

Творческих работ – 6

Контрольные работы и работы по развитию речи.

Контрольная работа   «Повторение за 4 класс»

Контрольная работа   «Состав слова»

Контрольная работа   «Имя существительное»  

Контрольная  работа  «Имя прилагательное»  

Контрольная работа   «Предложение»

Контрольная работа  за год.

Проверочная работа  «Состав слова»  

Проверочная  работа «Правописание гласных  и согласных в корне слова»  

Проверочная  работа «Приставка и предлог»

Проверочная  работа «Имена существительные единственного числа»  

Проверочная работа  «Имя существительное  множественного  числа»

Проверочная  работа «Имя прилагательное»

Проверочная  работа  «Имя прилагательное единственного числа. Падежи имён прилагательных»  

Проверочная работа  «Предложения с однородными членами»

Проверочная  работа  «Сложные предложения. Обращение»  

Творческая работа  Сочинение по картине  

Творческая работа  Изложение текста по вопросам

Творческая работа  Изложение текста по составленному плану

Творческая работа  Сочинение «Продолжи рассказ»  

Творческая  работа Сочинение по картине, по плану

Творческая работа  Сочинение  «Письмо литературному герою»

9. Формы и методы контроля.

Таблица прохождения практической части программы

Полугодие,

четверть

Раздел

Всего часов

Проверочная  работа

Контрольные

работы

Творческие работы

1 четверть

Повторение

6 ч

Звуки и буквы

7 ч

1

2 четверть

Состав слова

23 ч

3

1

1

Части речи

74 ч

4

2

4

3 четверть

4 четверть

Предложение

18 ч

2

1

1

Повторение за год

8 ч

1

Всего:

136 ч

9

6

6

10. Требования к оцениванию.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного  подхода  с учетом индивидуальных особенностей.

В        текущей        оценочной        деятельности         соотносятся  результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно»   (зачёт),   если   обучающиеся   верно   выполняют   от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке предметных результатов следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

11.  Материально техническое обеспечение образовательного процесса:

Наглядные пособия:  натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

         Оборудование для  мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, DVD-проектор, ), орфографический и пунктуационный тренинги;   мультимедийные презентации

12. Ссылки на Интернет-ресурсы:

Сайт «1 сентября»  http://festival.1september.ru/articles/598327/   

Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» http://pedsovet.su/load/324-1-0-6831

Архив учебных программ и презентаций   http://www.rusedu.ru/detail_8744.html

Сетевые образовательные сообщества открытый класс http://www.openclass.ru/collection   

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов    http://school-collection.edu.ru/

13. Используемые мультимедийные продукты

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

 Презентации в программах Power Point

Электронный репетитор «Русский язык».(система обучающих тестов)

Интерактивный тренажер «Пишу правильно»

Интерактивный тренажер «Отличник»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

Дата

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Деятельность учащихся на уроке

Использование

ЦОР, ЭОР

Дифференцированное домашнее задание

Повторение  6 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях,  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

Достаточный уровень:

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из  иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

записать 10 слов по теме «Лето»

Предложение.  Главные и второстепенные члены предложения.

 3-5

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Распространённые и нераспространенные члены предложения  6-8

Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Однородные члены предложения 9-10

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Закрепление  «Предложение с однородными членами»

 11-13

Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных членов. Выделять из предложения словосочетания. Выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Повторение «Предложение»

14-15

Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных членов. Выделять из предложения словосочетания. Выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   словарь

Звуки и буквы  7 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях,  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

представления о грамматических разрядах слов;

использование на письме орфографических правил после предварительного разбора    текста    на    основе    готового    или    коллективного составленного алгоритма;

Достаточный уровень:

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

Алфавит.  С 14-15

Выделять в речи звуки, обозначать их буквами. Составлять алфавит, называть место буквы в алфавите. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Презентация «ЗЗ сестрицы»

С   У   правило

Мягкий знак  с 16

Определять роль мягкого знака в языке. Употреблять мягкий знак в словах при написании. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Согласные звуки  17-18

Составлять звуковые схемы слов. Дифференцировать согласные звуки в словах, обозначать их буквами. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   словарь

Закрепление  «Гласные и согласные звуки»  с 19-22

Составлять звуковые схемы слов. Дифференцировать согласные звуки в словах, обозначать их буквами. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Закрепление  «Звуки и буквы» С23-24

Составлять звуковые схемы слов. Дифференцировать согласные звуки в словах, обозначать их буквами. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Контрольная работа

«Повторение за 4 класс»

Классифицировать изученные орфограммы за 4 класс

Записать 6 словарных слов

Работа над ошибками.

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У  

Состав слова  23 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

использование на письме орфографических правил после предварительного    разбора    текста    на    основе    готового    или    коллективного составленного алгоритма;

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных,  соответствующих теме текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств

Корень  с26-27

Находить в словах корень. Подбирать однокоренные слова, выделять в них корень. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Презентация «Состав слова»

С   У   правило

Приставка с29-30

Находить в словах корень, приставки. Образовывать слова с помощью приставок. Участвовать в «открытии» и формулировании правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Презентация «Состав слова»

С   У   правило

Суффикс с 31-33

Находить в словах корень, приставки, суффикс. Образовывать новые слова с помощью суффикса. Конструировать слова (по схеме, по данному началу).

Презентация «Состав слова»

С   У   правило

Окончание с 34-35.

Находить в словах корень, приставки, суффикс, окончание. Конструировать слова (по схеме, по данному началу). Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Презентация «Состав слова»

С   У   правило

Закрепление «Состав слова»

  с36-38

Находить в словах корень, приставки, суффикс, окончание. Конструировать слова (по схеме, по данному началу). Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Повторение Проверочная работа «Состав слова»  С39

Находить в словах корень, приставки, суффикс, окончание. Конструировать слова (по схеме, по данному началу).

С   У   словарь

Правописание безударных гласных в корне  с 40-43

Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Правописание звонких и глухих согласных  в корне  с 44-45

Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Непроизносимые согласные

С 46-47

Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Закрепление «Непроизносимые согласные, безударные гласные, звонкие и глухие согласные в словах»   с 48-49.

 Знать орфографические правила и уметь их применить, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Повторение Проверочная  работа «Правописание гласных  и согласных в корне слова»  с 51-52

Знать орфографические правила и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У   словарь

Приставка и предлог  с 52-53

Находить сходства и различия в употреблении приставок и предлогов. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Закрепление  «Приставка и предлог»

с 54-56

Называть сходства и различия в употреблении приставок и предлогов. Знать орфографические правила и уметь их применить, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

С   У  

Разделит Ъ после приставок

С 57-59.

Наблюдать над употреблением Ъ после приставок. Участвовать в «открытии» и формулировании правил употребления Ъ в словах, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Правописание приставок

  С 59-63

Участвовать в «открытии» и формулировании правил правописания приставки в слове, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Конструировать слова (по схеме, по данному началу).

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Согласные в приставках

 с64-65

Участвовать в «открытии» и формулировании правил написания согласных в приставках, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Закрепление «Правописание приставок»   с 66-67

Знать правила правописания приставок и уметь их применить, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Повторение «Приставки и Ъ и Ь знаки»  с 68-70

Знать орфографические правила написания Ъ и Ь в словах и уметь их применить, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

С   У   словарь

Повторение Проверочная  работа « Приставка и предлог»

 с 71

Знать орфографические правила и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У  

Творческая работа

Сочинение по картине  

Находить в словах орфограммы, проверять их.

Записать 6 словарных слов

Повторение  «Состав слова»

Находить в словах корень, окончания, суффиксы, приставки. . Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Контрольная работа

«Состав слова»

Находить в словах корень, окончания, суффиксы, приставки. . Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Знать орфографические правила и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Записать 6 словарных слов

Работа над ошибками.

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У  

Части речи  74 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование на письме орфографических правил после предварительного    разбора    текста    на    основе    готового    или    коллективного составленного алгоритма;

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных,  соответствующих теме текста;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств

Части речи. Общее понятие.

 С 73-75

Распознавать и выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Имя существительное. Падежи имён существительных

 С 78-79

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Употреблять имена существительные в речи. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Имена собственные. Мужской и женский род существительных  с шипящей  на конце

С 80 -83

Различать и имена существительные собственные и нарицательные; писать  существительные собственные с большой буквы. Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания существительных с шипящей на конце, применять правило при написании.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Склонение имён  существительных в единственном числе   с 83-84

Составить схему «1, 2, 3 склонение имён существительных» Определять склонение имён существительных по схеме. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Закрепление «Склонение имён существительных в единственном числе»  с 85-86

Определять склонение имён существительных по схеме. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Находить сходства и различия у существительных разных склонений, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Безударные падежные окончания имён существительных   с 86-87

Определять склонение имён существительных по схеме. Подбирать проверочные слова для проверки написания безударные падежные окончания имён существительных

С   У   словарь

Окончание имён существительных  1,2,3 склонения   с 88-91

Определять склонение имён существительных по схеме. Подбирать проверочные слова для проверки написания безударные падежные окончания имён существительных.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Закрепление  «Окончание имён  существительных 1,2.3 склонения»  с  92-94

Определять склонение имён существительных по схеме. Подбирать проверочные слова для проверки написания безударные падежные окончания имён существительных.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Повторение Проверочная  работа

«Имена существительные единственного числа»  с 95-96

Определять имя существительное в предложении. Определять склонение имён существительных по схеме. Подбирать проверочные слова для проверки написания безударные падежные окончания имён существительных.

С   У   словарь

Множественное число имён  существительных

 С 97-98

Наблюдать употребление имён существительных во множественном числе; делать выводы. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

С   У   правило

Склонение имён существительных  во множественном  числе   с 99

Наблюдать над склонением имён существительных во множественном числе, делать выводы. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Написание  безударных

падежных  окончаний имён существительных во  

множественном  числе  с 100

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Написание имён существительных в  Дательном падеже множественного  числа

 С 100-101

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании.

Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Написание имён существительных в  Творительном  падеже множественного  числа

С 102-103

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Написание имён  существительных в  Предложном падеже  множественного числа

С 104-105

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Написание имён существительных в  Родительном падеже множественного  числа  

С 105-106

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Написание имён  существительных  в Родительном падеже множественного  числа  с шипящей  на конце   с 107-109

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Написание имён существительных  только множественного  числа

или только единственного  числа с 111-113

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Закрепление  «Упражнение в написании имён существительных  множественного  числа»  

с  114-115

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У  

Закрепление  «Написание падежных окончаний имён  существительных  множественного  числа»

С 116-118

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   словарь

Повторение Проверочная работа «Имя существительное  множественного  числа»

 С 118-119

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У  

Творческая работа

Изложение текста по вопросам

Составить план. Употреблять имена  существительные единственного и множественного числа в тексте.

Записать 6 словарных слов

Повторение

«Имя существительное»

Находить в тексте имена существительные. Употреблять имена существительные в речи. Писать существительные с шипящей на конце, применять правила  при написании падежных окончаний имён существительных.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Контрольная работа   

«Имя существительное»  

Находить в тексте имена существительные. Писать существительные с шипящей на конце. Писать  безударные падежные окончания имён существительных. Находить и исправлять орфографические ошибки

Записать 6 словарных слов

Работа над ошибками

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У   словарь

Имя прилагательное. Общее понятие.   С 120-122

Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Связь имени  прилагательного с

именем  существительным

 с  123-125

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Наблюдать согласование имён прилагательных с именем существительным; делать выводы.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Изменение имён прилагательных

по родам   с 125-127

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Сформулировать вывод по написанию родовых окончаний имён прилагательных.

С   У   правило

Зависимость рода имени прилагательного от  рода имени существительного   с 127-128

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Сформулировать вывод по написанию родовых окончаний имён прилагательных.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Окончание имён прилагательных мужского  рода

С 128-130

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания родовых окончаний имён прилагательных. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании окончаний прилагательных

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Окончание имён прилагательных женского  рода

 С 130-131

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания родовых окончаний имён прилагательных. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании окончаний прилагательных

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Окончание имён прилагательных среднего  рода

С 131-132

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания родовых окончаний имён прилагательных. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании окончаний прилагательных

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Закрепления «Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода»

   с 133-135

Участвовать в формулировании  правила написания родовых окончаний имён прилагательных. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании окончаний прилагательных

С   У  

Изменение имён прилагательных по числам    с 135-136

Наблюдать за изменением мён прилагательных по числам. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Зависимость  числа имени прилагательного от числа имени существительного   с 137-139

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Сформулировать вывод по зависимости  рода имён прилагательных от имён существительных.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У  

Единственное  и множественное  число имени прилагательного среднего  рода   с 139-140

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания окончаний имён прилагательных среднего рода. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании окончаний прилагательных

С   У   словарь

Закрепление  «Род, число имени прилагательного»   с 141-142

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Сформулировать вывод по зависимости  рода, числа имён прилагательных от имён существительных.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Повторение  «Род,  число имени прилагательного»

 С 143-144

Находить в тексте имена прилагательные. Употреблять имена прилагательные в речи. Применять правила  при написании родовых окончаний имён прилагательных.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   словарь

Творческая работа Изложение текста по составленному плану.

Составить план. Употреблять имена  прилагательные единственного и множественного числа в тексте.

Записать 6 словарных слов

Повторение Проверочная  работа  «Имя прилагательное»

С 145-146

Находить в тексте имена прилагательные. Употреблять имена прилагательные в речи. Применять правила  при написании родовых окончаний имён прилагательных.

С   У  

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода

С 146-148

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.   С 149-150

Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ. Сформулировать вывод по зависимости  рода, числа, падежа имён прилагательных от имён существительных. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Именительный падеж и Винительный падеж

имён прилагательных  мужского и среднего рода

с 150-152

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   словарь

Родительный падеж имён прилагательных мужского рода и среднего  рода   с  153-154.

Участвовать в «открытии» и формулировании  правила написания падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Составление алгоритма применения правила. Применять правило при написании.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Закрепление  «Родительный падеж имён прилагательных мужского рода и среднего  рода»   с 155-156

Знать правила написания падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У  

Закрепление «Склонение имён прилагательных»   с 157-158

Знать правила написания падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У   словарь

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.    С 158-159

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Закрепление «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»   с  160-162

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У  

Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже    с 163-165

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Имена прилагательные  мужского   и среднего рода в Родительном, Дательном, Предложном падежах с 166-167

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Предложный падеж имён прилагательных  мужского и среднего рода.   С 168-169

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Закрепление «Предложный падеж имён прилагательных  мужского и среднего рода»  с  170-172

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   словарь

Закрепление  «Дательный, Предложный  падежи  имён прилагательных мужского и среднего рода»  с  173-175

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У  

Склонение имён прилагательных женского рода.    С 179-180

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных женского рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи имён прилагательных женского рода   с 180-182

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных женского рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

С   У  

Имена прилагательные с окончаниями  –ОЙ и -ЕЙ

С 183-185

Наблюдать за  употреблением –ОЙ –ЕЙ в окончаниях имён прилагательных. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У   правило

Закрепление « Имена прилагательные разных падежей» с 186-188

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных женского рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

С   У  

Винительный падеж имён прилагательных  женского  рода. С 189-190

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных женского рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Закрепление  «Винительный падеж  имён прилагательных  женского рода»    с 191-193

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных женского рода при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Закрепление   «Склонение  имён прилагательных  мужского рода»   с 194-196

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён прилагательных  и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У  

Закрепление  «Склонение имён прилагательных женского рода»

  с 197-199

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён прилагательных  и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У   словарь

Закрепление  «Склонение имён прилагательных  среднего рода»

с 200-202

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён прилагательных  и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У  

Творческая работа Сочинение «Продолжи рассказ»  

Употреблять имена  прилагательные , имена существительные единственного и множественного числа в тексте. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Записать 6 словарных слов

Повторение Проверочная  работа « Имя прилагательное единственного числа. Падежи имён прилагательных»   с 204-206

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён существительных  во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У  

Склонение имён прилагательных во множественном числе  

С 206-208

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных во множественном числе  при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Родительный и предложный падежи имён прилагательных  множественного  числа    

с 208-210

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных во множественном числе  при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Дательный и творительный падежи имён  прилагательных  множественного числа.    

С 210-212

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных во множественном числе  при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   правило

Закрепление «Дательный и творительный падежи имён  прилагательных  множественного числа»   с  213-215

Наблюдать за  изменением окончаний имён прилагательных во множественном числе  при склонении. Делать вывод. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов. Писать окончания прилагательных. Доказывать, почему написали такое окончание.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Закрепление  «Склонение  имён прилагательных во множественном числе»

  с 215-218

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён прилагательных во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У   словарь

Повторение «Склонение  имён прилагательных во множественном числе»  

 с 219-224

Знать орфографические правила написания падежных окончаний имён прилагательных во множественном  числе и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

С   У  

Творческая  работа Сочинение по картине, по плану

Употреблять прилагательные в письменной речи.

Записать 6 словарных слов

Повторение «Имя прилагательное»

Находить в тексте имена прилагательные. Писать  падежные окончания имён прилагательных. Находить и исправлять орфографические ошибки

С   У  

Контрольная  работа «Имя прилагательное»  

 

Находить в тексте имена прилагательные. Писать окончания прилагательных при склонении. Писать  безударные окончания имен прилагательных. Находить и исправлять орфографические ошибки

Записать 6 словарных слов

Работа над ошибками

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У   словарь

Предложение  18 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение        начальными        навыками        адаптации        в        динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных,  соответствующих теме текста;

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

Предложение. Общее понятие. 226

Различать слово, словосочетание и предложение.  Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Однородные члены предложения. 227-228

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Однородные члены предложения. 229-230

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами (по схеме, по данному началу).

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Союзы А, НО в предложении. 230-232

Накапливать   опыт   нахождения   в   тексте   и использования в речи  предложений с союзами. Наблюдать за ролью разделительного знака - запятой в предложении с союзами. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Запятая в предложении с однородными  членами  с 233-234

Накапливать   опыт   нахождения   в   тексте   и использования в речи  предложений с однородными членами. Наблюдать за ролью разделительного знака - запятой в предложении с однородными членами. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Закрепление «Запятая в предложении с однородными  членами»     с 235-236

Накапливать   опыт   нахождения   в   тексте   и использования в речи  предложений с однородными членами. Наблюдать за ролью разделительного знака - запятой в предложении с однородными членами. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У  

Повторение Проверочная работа «Предложения с однородными членами»

Использовать в речи  предложений с однородными членами. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

С   У   словарь

Сложное предложение. 237-238

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа - две грамматические основы). Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   правило

Запятая в сложном предложении. 239-240

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу).

С   У   правило

Союзы в сложном предложении. 241-242

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений с союзами и союзными словами. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

С   У   правило

Закрепление « Запятая в сложном предложении»    с 243-244

Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений с союзами и союзными словами. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У   словарь

Обращение.    С 245-247

Наблюдать  за постановкой разделительных  знаков  в предложении с обращением. Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   правило

Закрепление  «Обращение»

С 248-249

Наблюдать  за постановкой разделительных  знаков  в предложении с обращением. Конструировать предложения (по схеме, по данному началу). Работать в группе (паре), представлять результат работы в виде схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   словарь

Повторение  «Обращение»

С 250-251

Знать правила написания предложений с обращением и уметь их применить, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Интерактивный тренажер «Отличник»

С   У  

Повторение Проверочная  работа  «Сложные предложения. Обращение»   с 252  

Знать правила постановки запятой в сложных предложениях, в предложениях с обращением и уметь их применить.

С   У   словарь

Творческая работа  Сочинение  «Письмо литературному герою»

Употребление в письменной речи сложных предложений, предложений с обращением.

Записать 6 словарных слов

Контрольная работа «Предложение»

Употреблять  в устной и письменной речи предложения с обращением, с однородными членами, сложные предложения.

Повторить словарные слова

Работа над ошибками

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У   словарь

Повторение  8 ч

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение        начальными        навыками        адаптации        в        динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование на письме орфографических правил после предварительного  разбора    текста    на    основе    готового    или    коллективного составленного алгоритма;

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных,  соответствующих теме текста;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

Повторение «Звуки и буквы»

Систематизировать изученный материал по  орфографии. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У   словарь

Повторение «Состав слова»

Систематизировать изученный материал по  составу слова. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Совместно составлять алгоритм разбора слова по составу, действовать по алгоритму, проверять себя.

1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы

С   У   словарь

Повторение «Имя существительное»

Систематизировать изученный материал морфологии. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Контрольная работа за год.

Знать орфографические правила и уметь их применить. Находить в словах орфограммы, проверять их.

Записать 6 словарных слов

Работа над ошибками.

Находить и исправлять орфографические ошибки,

работать по алгоритму.

С   У   словарь

Повторение «Имя прилагательное»

Систематизировать изученный материал морфологии. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

1С: Образовательная коллекция Проверка знаний уроки русского языка 4 класс

С   У  

Повторение «Предложение»

Систематизировать изученный материал по  синтаксису и пунктуации. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора простого предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.

Интерактивный тренажер «Пишу грамотно»

С   У  

Повторение «Сложные предложения»

Систематизировать изученный материал по  синтаксису и пунктуации. Представить его в виде алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.

С   У  

Список литературы, ЭОР, ЦОР для уроков:

  1. «Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида» Н.Г.Галунчикова Москва: Гуманитарный издательский центр ВАЛДОС 1999г.
  2. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы» Е.Я. Кудрявцева Москва «Владос» 2003 г
  3. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» А.К. Аксёнова Москва «Просвещение» 2002 г.
  4. Электронный репетитор «Русский язык».(система обучающих тестов)
  5. Презентации в программах Power Point/
  6. ЭОР. 1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы

  7. Интерактивный тренажер «Пишу правильно»

  8. Сайт ОС «Школа 2100»  http://www.school2100.ru/uroki/elementary/

  9. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов    http://school-collection.edu.ru/

  10. Сайт «1 сентября»  http://festival.1september.ru/articles/598327/   
  11. Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» http://pedsovet.su/load/324-1-0-6831
  12. Архив учебных программ и презентаций   http://www.rusedu.ru/detail_8744.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающегося 3 класса с задержкой психического развития

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку 1-4 класс

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 1-4 класс с использованием УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Адаптированная образовательная программа по Русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая программа по русскому  языку составлена на уровень основного общего образования (3 кл.) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностям...