Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя
статья

Из опыта работы представлен материал проведенного мной и моими коллегами межрегионального методического обьединения по теме "Коммуникативная культура педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура педагога как

основное требование к личности учителя

Автор: учитель начальных классов МОУ ИРМО «Оекская средняя общеобразовательная школа» Латышева Н.И.

24 мая 2018 года на базе нашей школы было проведено межрегиональное  методическое объединение учителей начальных классов. Мы – педагоги МОУ ИРМО «Оекская СОШ»: в состав которого входит 16 учителей: среди них зам.директора по УВР Горбунова В.И., которая координирует всю работу по программе «Мост дружбы» и учителя из республики Тыва: МОУ СОШ №1 г. Шагонар.

Тема нашей встречи была «Коммуникативная культура педагога как основное требование к личности учителя». На этом МО были представлены:

  1. Калейдоскоп внеурочной деятельности (МОУ СОШ №1 г. Шагонар)
  2. Сообщение по теме МО
  3. Игра на коммуникацию «Карамбия»
  4. Мастер-класс «Развитие устной речи младших школьников через речевые игры на уроках русского языка» (Осипчук Н.А)

        Жизнь стремительно меняется, технический прогресс шагает по планете слишком быстро, люди уже не стремятся быть консервативными в вопросах выбора профессии, места жительства, места работы. Молодежь с легкостью переезжает из одного города в другой, выбирая для себя более приемлемые условия работы, достойную зарплату, в конце концов даже климатические условия могут стать решающим фактором. И учитель в таких условиях просто обязан быть мобильным.

Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны по последним данным проживает более 190 национальностей. В каждой школе, в любом коллективе рядом учатся, живут и работают представители разных народностей. Педагог, как специалист системы «человек-человек», должен обладать в современных условиях высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности учителя.

        Под коммуникацией в широком смысле мы понимаем общение, обмен информацией между индивидами. В словарях разных авторов коммуникация и общение трактуются по разному: у Дмитрия Николаевича Ушакова – общение - это взаимное отношение, связь, а коммуникация  - сообщение, передача мыслей. Слово есть средство общения. Наше общение сегодня хотелось бы наполнить не теоретическими сведениями, а более полезными нам как педагогам, работающим по новым ФГОС, именно практическими. Ничто так не способно объединить людей как совместное творчество и игра. Для начала нашей встречи я предлагаю всем игру - тренинг, которая поможет нам понять, что коммуникативное умение  –  это способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними,  умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношения с людьми, умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии    с развитием учащихся и требованиям к ним,    способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии  с задачами общения, а также эта игра предоставит участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения

Игра «Карамбия»

Задачи:

  • предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения;
  • помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Материал: письменные инструкции.

Процедура проведения:

I. Из числа участников выбрать 3 членов группы - «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам:

  • Брюнет – блондин.
  • Длинные волосы – короткая стрижка.
  • Очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят не более 10 вопросов для группы (время на подготовку - 20 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция для посланников

Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Карамбией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей.

Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству.

Ваши задачи:

  1. Узнать как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не более 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».
  2. Составить своеобразный отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество.

Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации.

Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры.

Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.

II. Пока «посланники» работают, всей остальной группе участников дается установка: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

  • мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);
  • в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»;
  • наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

III. Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.

VI. «Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги.

V. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев.

IV. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.

Обсуждение и анализ

Вопросы ведущего группе:

  1. Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»?
  2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?
  3. Как карамбийцы приняли посланников (дружелюбно, доброжелательно, настороженно)?
  4. Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»(демонстрировали дипломаты некоторое культурное превосходство, были несколько агрессивны)?
  5. Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?
  6. Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли?
  7. Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию)

Какие выводы можно сделать по результатам игры? (Например, погружение в другую культуру может вызвать у человека страх, одиночество, неуверенность; человек использует для оценки другой культуры ценности, критерии, выработанные в собственной культуре, действует в соответствии с ними; непонимание причин поведения представителей другой культуры может вызвать агрессию, раздражительность).

Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие составляющие педагогической коммуникативной культуры. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися, учитель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Стили педагогического общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» 

- Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

- Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
- Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
-  Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. 

Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством.

Личностные возможности и способности человека безграничны, он в состоянии многое изменить в себе и осуществить в процессе своего профессионального становления восхождение к лучшему в себе. Единственно необходимое условие для этого – постоянное творческое недовольство и неуспокоенность как источники творческой активности, инициативы, побуждающей к движению, к изменению себя, профессионально-личностному развитию и становлению.

Для обмена мнениями о нашей встрече была составлена «Карта рефлексии».

Варианты:

"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";

"На этом занятии меня порадовало…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После занятия мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";и т.п.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Коммуникативная культура педагога

Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для на, что, к...

Презентация к докладу "Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов."

Данная презентация прилагается к докладу на педсовете  "Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов"...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя...

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...


 

Комментарии

Очень интересная игра. Мы такую проводили, проведите и вы, и поймете как трудно иногда понять друг друга.