Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
статья на тему
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zarutskaya_t.p.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Т.П.Заруцкая, МАНОУ «Гимназия № 2»
Мариинский муниципальный район,
Кемеровская область
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Несомненно, одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Данные компетенции и отражены в новых профессиональных стандартах педагога, разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в 2017 году.
Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых: (социально-психологическая, креативная, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, компетенция в сфере инновационной деятельности). Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как они лежат в основе требований к учителю, реализующему новые стандарты.
Конечно, сами по себе профессиональные компетенции не появляются. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности.
Этапы управленческого механизма по организации деятельности педагога, в том числе со стороны работы МО УНК заключаются в:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога.
2 этап. Пути развития профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения педагогов.
3 этап. Анализ деятельности педагога.
Осуществляя деятельность на 1 этапе, провели диагностику уровня развития наиболее значимых профессиональных компетенций, обозначенных выше, у учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2».
Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия на участников образовательных отношений при общении.
Но, при этом было выявлено, что у некоторых педагогов:
- Недостаточная степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.
- Недостаточный уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы методического объединения учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия №2». С целью развития профессиональных компетенций педагога была спланирована деятельность через различные формы работы МО УНК:
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
- Организация работы в РМО, творческих группах, мастер-классах, постоянно – действующих семинарах на деятельностной основе
- Прохождение курсов повышения квалификации
- Участие в профессиональных конкурсах
- Создание собственных публикаций, методических рекомендаций
- Распространение и диссеминация педагогического опыта
- Подготовка к аттестации
- Активное участие в работе Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России» (Фонд поддержки образования)
- Сетевое взаимодействие
Работу МО УНК осуществляем на деятельностной основе, которое является наиболее эффективным. На теоретических занятиях и семинарах учителя знакомятся с требованиями профессионального стандарта к педагогу, его профессиональной компетентности. В рамках мастер-классов в ноябре 2015 года были проведены открытые уроки и занятия внеурочной деятельности по вопросу уровня профессиональной компетентности педагогов. Данные учебные занятия получили высокую оценку слушателей. На уровне муниципалитета методистом по НОО МБУ «ИМЦ Мариинского муниципального района» были разработаны и реализуются программы двух постоянно действующих семинаров – практикумов, участниками которых являются учителя начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2»:
1. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО средствами программ «Школа 2100», «Школа России», «Школа 21 века» «Перспективная начальная школа».
2. Реализация ФГОС НОО по направлениям: использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся, формирование универсальных учебных действия на уроке и во внеурочной деятельности.
Сегодня каждый учитель начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2» использует в своей профессиональной деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. Около 80% педагогов пользуются сетью в узкопрофессиональных целях – «для знакомства с новыми научными и методическими разработками по своему предмету». Это позволяет говорить, по мнению авторов данного исследования, о том, что даже для продвинутых учителей Интернет чаще всего является аналогом «высокоскоростной» библиотеки, а не площадкой для оживленных дискуссий и/или самообразования. Тогда как современный педагог должен не просто расширять свои знания, но присваивать их в деятельностном режиме по средствам сетевого подхода.
Несомненно, вся эта деятельность положительно отражается на аттестации педагогов, на качестве обучения, а так же на освоении ими современных педагогических технологий:
-качество обучения за первое полугодие 2015-2016 учебного года составило 69 %;
–90 %учителей начальных классов МАНОУ Гимназия № 2» аттестованы на первую и высшую квалификационные категории;
-педагоги владеют технологиями обучения: информационно – коммуникационными; проектно-исследовательскими; технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения; игровыми; технологией проблемного обучения.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике формирования профессиональных компетенций педагогов через многоуровневое методическое сопровождение на деятельностной основе.
Литература
- Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
В статье говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций учащихся.
Выступление на педагогическом совете...
Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах....
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....
Требования к профессиональной компетентности педагога
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здо...
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...