Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
статья на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который  призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zarutskaya_t.p.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Т.П.Заруцкая, МАНОУ «Гимназия № 2»

Мариинский муниципальный район,

Кемеровская область

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который  призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.

Несомненно, одним из показателей качества образовательного процесса  является уровень профессиональной компетентности педагогов. Данные компетенции и отражены в новых профессиональных стандартах педагога, разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в 2017 году.        

Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых: (социально-психологическая, креативная, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, компетенция в сфере инновационной деятельности). Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как   они лежат в основе требований к учителю, реализующему новые стандарты.

Конечно, сами по себе профессиональные компетенции не появляются. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности.

Этапы  управленческого  механизма по организации деятельности педагога, в том числе со стороны работы МО УНК заключаются в:

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога.

2 этап. Пути развития профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения педагогов.

3 этап. Анализ деятельности педагога.

Осуществляя деятельность на 1 этапе, провели диагностику уровня развития наиболее значимых профессиональных компетенций, обозначенных выше, у  учителей начальных классов  МАНОУ «Гимназия № 2».

 Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия на участников образовательных отношений  при общении.
Но, при этом было выявлено, что у некоторых педагогов:

  1. Недостаточная степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.
  2. Недостаточный уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы методического объединения учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия №2». С целью развития профессиональных компетенций педагога была спланирована деятельность через различные формы  работы МО УНК:

  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
  • Организация работы в РМО, творческих группах,  мастер-классах, постоянно – действующих семинарах на деятельностной основе
  • Прохождение курсов повышения квалификации
  • Участие в профессиональных конкурсах
  • Создание собственных публикаций, методических рекомендаций
  • Распространение и диссеминация педагогического  опыта
  • Подготовка к аттестации
  • Активное участие в работе Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России» (Фонд поддержки образования)
  • Сетевое взаимодействие

          Работу МО УНК осуществляем  на деятельностной основе, которое является наиболее эффективным. На теоретических занятиях и семинарах учителя знакомятся с требованиями профессионального стандарта к педагогу, его профессиональной компетентности. В рамках мастер-классов  в  ноябре 2015 года были проведены открытые уроки  и занятия внеурочной деятельности по вопросу уровня профессиональной компетентности педагогов. Данные учебные занятия получили высокую оценку слушателей. На уровне муниципалитета методистом по НОО МБУ «ИМЦ Мариинского муниципального района» были разработаны и реализуются  программы двух постоянно действующих семинаров – практикумов, участниками которых являются учителя начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2»:

1. Проектирование современного урока  в условиях реализации  ФГОС НОО  средствами программ «Школа 2100», «Школа России», «Школа 21 века» «Перспективная начальная школа».

2. Реализация ФГОС НОО по направлениям: использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся, формирование универсальных учебных действия на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня   каждый учитель начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2» использует в своей профессиональной деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. Около  80% педагогов пользуются сетью в узкопрофессиональных целях – «для знакомства с новыми научными и методическими разработками по своему предмету». Это позволяет говорить, по мнению авторов данного исследования, о том, что даже для продвинутых учителей Интернет чаще всего является аналогом «высокоскоростной» библиотеки, а не площадкой для оживленных дискуссий и/или самообразования. Тогда как современный педагог должен не просто расширять свои знания, но присваивать их в деятельностном режиме по средствам сетевого подхода.

Несомненно, вся эта деятельность положительно отражается на аттестации педагогов,  на качестве обучения, а так же на освоении ими современных педагогических технологий:

-качество обучения за первое полугодие 2015-2016 учебного года составило  69  %;

–90 %учителей начальных классов МАНОУ Гимназия № 2» аттестованы на первую и высшую квалификационные категории;

-педагоги владеют технологиями обучения: информационно – коммуникационными; проектно-исследовательскими; технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения; игровыми; технологией проблемного обучения.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике формирования профессиональных компетенций педагогов через многоуровневое методическое сопровождение на деятельностной основе.

Литература

  1. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  2. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах....

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Требования к профессиональной компетентности педагога

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с  ограниченными возможностями здо...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...