Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
статья на тему
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Т.П.Заруцкая, МАНОУ «Гимназия № 2»
Мариинский муниципальный район,
Кемеровская область
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
Несомненно, одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Данные компетенции и отражены в новых профессиональных стандартах педагога, разработанных рабочей группой Общественного совета при министерстве образования и науки РФ под руководством известного педагога Евгения Ямбурга, которые предполагается ввести в 2017 году.
Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых: (социально-психологическая, креативная, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, компетенция в сфере инновационной деятельности). Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как они лежат в основе требований к учителю, реализующему новые стандарты.
Конечно, сами по себе профессиональные компетенции не появляются. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности.
Этапы управленческого механизма по организации деятельности педагога, в том числе со стороны работы МО УНК заключаются в:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога.
2 этап. Пути развития профессиональной компетентности педагога через различные формы методического сопровождения педагогов.
3 этап. Анализ деятельности педагога.
Осуществляя деятельность на 1 этапе, провели диагностику уровня развития наиболее значимых профессиональных компетенций, обозначенных выше, у учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2».
Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия на участников образовательных отношений при общении.
Но, при этом было выявлено, что у некоторых педагогов:
- Недостаточная степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.
- Недостаточный уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Именно эти вопросы стали объектом внимания при организации методической работы методического объединения учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия №2». С целью развития профессиональных компетенций педагога была спланирована деятельность через различные формы работы МО УНК:
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
- Организация работы в РМО, творческих группах, мастер-классах, постоянно – действующих семинарах на деятельностной основе
- Прохождение курсов повышения квалификации
- Участие в профессиональных конкурсах
- Создание собственных публикаций, методических рекомендаций
- Распространение и диссеминация педагогического опыта
- Подготовка к аттестации
- Активное участие в работе Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России» (Фонд поддержки образования)
- Сетевое взаимодействие
Работу МО УНК осуществляем на деятельностной основе, которое является наиболее эффективным. На теоретических занятиях и семинарах учителя знакомятся с требованиями профессионального стандарта к педагогу, его профессиональной компетентности. В рамках мастер-классов в ноябре 2015 года были проведены открытые уроки и занятия внеурочной деятельности по вопросу уровня профессиональной компетентности педагогов. Данные учебные занятия получили высокую оценку слушателей. На уровне муниципалитета методистом по НОО МБУ «ИМЦ Мариинского муниципального района» были разработаны и реализуются программы двух постоянно действующих семинаров – практикумов, участниками которых являются учителя начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2»:
1. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО средствами программ «Школа 2100», «Школа России», «Школа 21 века» «Перспективная начальная школа».
2. Реализация ФГОС НОО по направлениям: использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся, формирование универсальных учебных действия на уроке и во внеурочной деятельности.
Сегодня каждый учитель начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2» использует в своей профессиональной деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. Около 80% педагогов пользуются сетью в узкопрофессиональных целях – «для знакомства с новыми научными и методическими разработками по своему предмету». Это позволяет говорить, по мнению авторов данного исследования, о том, что даже для продвинутых учителей Интернет чаще всего является аналогом «высокоскоростной» библиотеки, а не площадкой для оживленных дискуссий и/или самообразования. Тогда как современный педагог должен не просто расширять свои знания, но присваивать их в деятельностном режиме по средствам сетевого подхода.
Несомненно, вся эта деятельность положительно отражается на аттестации педагогов, на качестве обучения, а так же на освоении ими современных педагогических технологий:
-качество обучения за первое полугодие 2015-2016 учебного года составило 69 %;
–90 %учителей начальных классов МАНОУ Гимназия № 2» аттестованы на первую и высшую квалификационные категории;
-педагоги владеют технологиями обучения: информационно – коммуникационными; проектно-исследовательскими; технологией личностно-ориентированного и развивающего обучения; игровыми; технологией проблемного обучения.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике формирования профессиональных компетенций педагогов через многоуровневое методическое сопровождение на деятельностной основе.
Литература
- Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
В статье говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование ключевых компетенций учащихся.
Выступление на педагогическом совете...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах....
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....
Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика
Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...