Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.
статья (1 класс)
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Так считал Антуан Сент-Экзюпери. Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Другими словами, основная цель современного образования направлена на формирование умения учиться самостоятельно. А ввиду того, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Освоение навыков творческой деятельности и системы языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой нравственных и этических ценностей. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no_3_gotova.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова В.П. , воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района
Санкт - Петербурга
Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Так считал Антуан Сент-Экзюпери. Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Другими словами, основная цель современного образования направлена на формирование умения учиться самостоятельно. А ввиду того, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Освоение навыков творческой деятельности и системы языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой нравственных и этических ценностей. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребёнок всё более начинает ощущать потребность в общении со сверстниками. Кроме того, ему необходимо обеспечить собственную эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по различным принципам: пол, возраст, социально-экономического статус семьи. В основном коммуникации у детей младшего школьного возраста формируются в игровой деятельности, реже – в учебной. Коммуникативная культура младших школьников сосверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
- наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками у младших школьников можно наблюдать множество разнообразных действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми;
- следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми.
В младшем возрасте школьники чаще одобряют ровесника и вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладающими являются:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать, вести спор;
- умение принимать точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура детей существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребностей, меняются мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, но в то же время в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
- первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстников в жизни младшего школьника;
- второй перелом внешне выражен менее чётко, он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Вопрос формирования коммуникативной культуры младших школьников изучали многие учёные и исследователи. Исследования О.Н. Мостовой и И.Н. Агафонова показывают, что в настоящее время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита коммуникативная культура. Что в свою очередь, говорит о недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Это, по мнению учёных, иметь серьезные последствия.
Поэтому школа в целом и учитель в частности, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся в учебной деятельности, решают вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной среде.
Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:
1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстаёт как вид социального творчества);
2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и чёткая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация);
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) .
Коммуникативная культура для младшего школьника имеет огромное значение. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски или проявляет при этом тревожность, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной культуры во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если младший школьник легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими сужает круг его друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная культура может рассматриваться как проявление коммуникативной компетентности в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество младших школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
В ходе обучения учащиеся приобретают следующие коммуникативные умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
В ходе учебных занятий также отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, учителю необходимо подобрать содержание и разработать конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, педагог должен сам владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик).
Таким образом, именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечивая готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками.
Изучив теоретические основы формирования коммуникативной культуры младших школьников в урочной деятельности, можно сделать следующие выводы:
- Коммуникативная культура реализуется в специфических формах общения.
- При использовании специфических форм общения для младших школьников у них отрабатываются умения и навыки коммуникативного сотрудничества при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Список используемых источников информации:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 234 с.
- Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореф. дисс... доктора пед.наук. М. 1998.- 44 с.
- Боденко Л.А Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: Дисс. .канд.пед.наук.- М. 1999. - 254 с.
- Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11. 2008.- С.32-33
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008. – 123 с.
- Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород. 2007. — 285 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание....
Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях
Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являют...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...