«Нескучная математика» групповая консультация родителей детей, обучающихся в 1 классе АООП вар.7.2.
консультация (1 класс)

Митрофанова Валерия Александровна

Часто обучение математике кажется детям (да и взрослым) сухим и скучным. Подвижные игры у них вызывают больший интерес, чем сидение за партой. Именно поэтому важно предлагать детям такие игры, которые, с одной стороны, учитывают особенности их психики, а с другой стороны – могут дать активным непоседливым ребятам пищу для ума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnaya_matematika.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Нескучная математика» групповая консультация родителей детей, обучающихся в 1 классе АООП вар.7.2.

Митрофанова Валерия Александровна

учитель-дефектолог МБОУ СОШ «ЦО №1»,

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №1»

Часто обучение математике кажется детям (да и взрослым) сухим и скучным. Подвижные игры у них вызывают больший интерес, чем сидение за партой. Именно поэтому важно предлагать детям такие игры, которые, с одной стороны, учитывают особенности их психики, а с другой стороны – могут дать активным непоседливым ребятам пищу для ума.

На протяжении всего обучения в 1 классе мы будем совмещать игры, прыжки и беготню с серьёзными занятиями.

Дефектолог в первую очередь должен работать над решением таких задач:

- развивать познавательную деятельности как основу компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

- корригировать  недостатки пространственно-временных представлений, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;

- корригировать недостатки перцептивных и мыслительных операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности; содействовать развитию сферы жизненной компетенции.

Исходя из вышеперечисленных задач, можно с уверенностью сказать, что учащимся с ЗПР математику нужно «щупать», дать каждому из детей достаточно времени на работу с самым разнообразным счётным материалом – счётными палочками, бусинками, кубиками, карточками и камушками с точками и т.п. Более того, время, которое нужно на этом этапе, разное для каждого ребёнка, и когда один из учеников свободно оперирует цифрами и числами, другому – по-прежнему намного понятнее и удобнее со зрительной и предметной опорой. При этом важна именно последовательность при обучении, и если у ребёнка ещё не вполне сформировано понятие числа, то переход к более сложным и абстрактным задачам может привести к полному непониманию, к потере интереса к математике и к учёбе в целом.

Необходимо показать детям, что математики много в реальном, окружающем нас мире.

Симметрия, красивые снежинки и игры с зеркалом – это математика. Кнопки в лифте – упорядоченная последовательность, то есть типичная математика. Градусник – тоже математика, на нём дети легко и естественно знакомятся с рядом отрицательных чисел. Обмен валют и покупки в магазине – тоже математика. Постройки из кубиков по схеме – и здесь математика! Игры «Угадай кто», «Сет», «Барабашка», «Фрукто 10», «Трафик Джем», «Спасатель» – логические, то есть очень даже математические!

Если говорить про наших первоклашек, то важно помнить, что для них-то именно игра, а не учёба является ведущей деятельностью. Если в игре нужно уметь точно оценивать расстояние в шагах или угадывать время, когда надо прятаться от совы в домик, то дети успеют многому научиться, сами того не замечая.

Математические игры помогают ребёнку установить более точные соответствия между числами и количеством. И поэтому таких игр нужно много, самых разных – подвижных, настольных, пальчиковых.

Математика состоит из самых разных разделов, и в школе, а тем более в детском саду всё обучение математике иногда сводят к знанию цифр и заучиванию наизусть таблицы сложения. Это похоже на дрессировку: «Если видишь пять точек или вот такой значок «5», то скажи слово «ПЯТЬ»!»

Понимание сути количества, умение сразу видеть и охватывать взглядом группы из трёх–четырёх предметов, разнообразные геометрические игры – всё это может быть представлено в виде увлекательных игр. Цель занятий математикой с первоклассниками не в том, чтобы разжевать им все задачи и велеть детям выучить наизусть правильные ответы! Куда важнее заинтересовать детей.

Понятие числа не возникает само, и для развития числовых представлений детям обязательно надо всё щупать. Сначала для некоторых детей совершенно не очевидно, что если при счёте 3 + 4 на конфетах получится ответ 7, то и при счёте на машинках или кубиках ответ будет таким же.

Не стоит торопить детей, куда важнее дать им убедиться, что 3 + 4 = 5 + 2 и на конфетах, и на счётных палочках, и на пальцах. А 6 + 4 всегда будет ровно 10, и на бусах, и на кубиках, и на шоколадках.

Со многими учениками мы можем наблюдать феномены Пиаже – дети не вполне уверены, что вопрос «Где больше?» относится к количеству, а не к размеру предметов, или величине ряда, или к площади, занимаемой этими предметами. Многие дети считают, что 3 больших кубика больше, чем 5 маленьких.

Если попросить пересчитать всех цыплят на картинке, то ребёнок почти наверняка сможет правильно сосчитать и сказать, что тут нарисовано 4 цыплёнка, но то, что рядом написана цифра «4», ему не поможет, не убедит – для того, чтобы ответить на этот вопрос, им требуется потыкать пальчиком в каждого цыплёнка. Считать то, что нельзя потрогать, многие из них пока не могут.

Также трудности возникают при сортировке предметов по форме, цвету и размеру. Например, они раскладывают синие фигуры на синюю тарелку, а красные – на красную. Но вот пользоваться условными обозначениями и складывать соответствующие фигуры на тарелки с буквой «С» и «К» – уже сложнее.

Они еще могут путать названия чисел после 5, плохо, зеркально писать цифры и буквы, неправильно держать карандаш. Быстро отвлекаются, легко истощаются, не могут долго заниматься одним и тем же. Важно часто менять вид деятельности, чередовать тихие и подвижные игры.

Большинство детей очень эмоциональны, часто обижаются или сердятся, с трудом могут следовать правилам, дожидаться своей очереди в игре.

На протяжении первого года обучения на занятиях мы будем формировать умения и закреплять навыки:

• сортировать предметы по цвету форме, размеру;

• выделять одинаковые предметы и замечать различия;

• строить такую же конструкцию по образцу или по схеме;

• продолжать последовательность, в которой чередуются два, три элемента, и находить ошибки;

• выражать одно и то же количество разными способами: цифрами, на пальцах, счетными палочками, кубиками, хлопками, звуками, и т.п.;

• на глаз определять, где больше предметов;

• проходить ровно столько шагов, сколько попросят;

• оценивать расстояние в шагах (хватит тебе двух шагов до кошки?);

• замечать количество однотипных предметов в повседневной жизни (сколько у тебя ушей, сколько ножек у стула, сколько колёс у грузовика);

• угадывать, сколько предметов из пяти-десяти спрятали;

• пересчитывать предметы;

• знакомиться со счётными таблицами и, конечно, учиться слушать и слышать учителя, следовать правилам взаимодействия в коллективе.

Приведу примеры некоторых вопросов, заданий, которые родители могут задавать детям во время ежедневных режимных моментов или в свободное время.

  • Сколько у тебя глаз? Два! А чего ещё у тебя есть по два? Рук, ног, ушей, щёк, локтей, коленок.
  • А есть у тебя нос? А сколько их? Один! А что ещё одно? Живот один, спина одна, рот один, шея одна, подбородок один.
  • А сколько ног у собаки? А у кошки? А у лошади? У всех по 4. А у птички сколько ног? Две, и крыла два. А сколько крыльев у бабочки? Четыре. А сколько колёс у машины? А у большого грузовика? А у велосипеда?
  • А сколько пальцев на одной руке? Пять!
  • А знаете, сколько пальцев на ноге у страуса? Три!
  • А знаешь, сколько ног у жука? Шесть. И у бабочки тоже шесть. А у божьей коровки? Тоже шесть, она ведь жук.
  • А у паука – восемь лап.
  • А сколько ног у осьминога? Тоже восемь.
  • А сколько у тебя зубов? Волос? Много-много!
  • У котёнка 4 лапы. А сколько лап у кошки?
  • Спрячь одну руку, две руки, одно ухо, два уха, одно плечо, один нос, один живот, одну коленку, две коленки.
  • Помаши одной рукой, двумя ногами, одной ногой и одной рукой, двумя руками и одной ногой.
  • Пройди ровно три шага и остановись. Если ребёнок пока не может сам считать свои шаги, можно взять его за руку и шагать, считать вместе с ним. При этом сам ребенок командует, когда пора остановиться.
  • Можно переводить любые количества в серию из нужного числа движений если видишь 2 кубика, сделай 2 шага, а если 3 мячика – три прыжка. Если я покажу 1 палец, подними 1 руку, а если 2 пальца – то подними 2 руки.
  • Потом можно усложнить задачу: пройди столько шагов, сколько я покажу на пальцах. Возьми карточку со зверями, посчитай их, и сколько там нарисовано ёжиков, столько пройди шагов. А если там нарисованы птички, то столько раз махни руками. А если на карточке 4 лягушки, сделай 4 прыжка вперёд. Две птички – нужно два раза махнуть руками.

Рис.1 Китайские иероглифы, обозначающие количество.

Давайте проведём с вами эксперимент. Вы прочитаете и попробуете нарисовать на своём листочке китайские иероглифы, обозначающие количество. Пишите только сами иероглифы, без обозначения – какой иероглиф какому числу соответствует, и без звучания.

Один пишется очень просто, одна горизонтальная палочка. Произносится «И». Два тоже просто, две палочки, верхняя черта чуть длиннее, нижняя покороче. «Эр». Три – это три горизонтальные палочки, длинная наверху, самая короткая в середине, средняя по длине – внизу. «Сань».

Вот видите, совсем легко, теперь вы тоже можете написать по-китайски числа 1, 2 и 3 и найти эти иероглифы среди незнакомых иероглифов. Ура! Двигаемся дальше! Было бы удобно, если бы и 4 обозначалось при помощи 4 палочек, однако китайское 4 больше напоминает коробочку с двумя откидными штрихами внутри. «Сы». Пять пишется так: буква «Т», которую посередине пересекает горизонтальная черта, и потом ступенька, а внизу – ещё одна горизонтальная черта. «У». Написание китайского иероглифа «шесть» напоминает человечка. «Лю». Семь похоже немного на нашу привычную арабскую цифру 7, перевёрнутую вверх ногами. «Ци».

Восемь – две отдельные чуть наклонные чёрточки, так называемые откидные. «Ба». Девять – вертикальная черта, потом горизонтальная со ступенькой ломаная. «Цзю». Десять – крестик. «Ши».

А теперь повторим все числа по порядку: и-эр-сань-сы-у-лю-ци-ба-цзю-ши. Готовы повторить на память? Наверняка вы запомнили 1, 2 и 3, и с большой вероятностью 10, поскольку оно было последним. А сможете ли вы воспроизвести по памяти 9 или 5?

А теперь проверим, запомнили ли вы эти числа по звучанию. Попробуйте, не заглядывая в свой листочек, сообразить, что больше: «лю» минус «эр» или «у» минус «сань»? Можете ли вы назвать подряд все числа от «ба» до «сы»?

Заметьте, про саму суть количества вы прекрасно всё понимаете, но непривычные значки и слова затрудняют вас настолько, что вы… начинаете произносить скороговорку и-эр-сань-сы-у-лю-ци-ба-цзю-ши, если вы её запомнили, или просто сердитесь, что вас спрашивают не пойми что.

Вот и у детей возникают те же проблемы, когда они учатся! Только им, помимо значков-иероглифов, надо выучить и осознать еще и суть, понятие числа!

Подождите несколько дней, а потом попробуйте назвать китайские иероглифы в обратном порядке от 10 к одному. Не получилось сразу? Даже десять уже не помните? Осталось в голове только 1, 2 и 3? Вот и у детей тоже не все знания удерживаются долго! Именно поэтому важно тратить много времени и сил на формирование новых навыков и понятий, на их отработку. Вот только отработка должна быть увлекательна по форме, иначе дети ничего не запомнят!

Играйте с детьми в полезные игры, разговаривайте на разные темы, задавайте им вопросы и ищите вместе ответы на них. И у вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая консультация родителей будущих первоклассников.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ребенок до...

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху" для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)

Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху"  для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)...

Рекомендации родителям детей, обучающихся по АООП

Простые рекомендации для родителей помогут организовать занятия с детьми дома и успешнее освоить учебную программу в школе....

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...

Методическая разработка для детей, обучающихся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР) «Развивающие шары»

Категория детей: обучающиеся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР).Данная разработка подойдет для работы: педагогу-психологу, педагогу-дефектологу.Актуальность:Сенсорное ...