консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».
план-конспект
Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В. для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.
«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».
Литература Л. Фесюкова «Воспитание сказкой».
Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей речевых навыков и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_roditeley.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»
Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В. для родителей
детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.
«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».
Литература Л. Фесюкова «Воспитание сказкой».
Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей
речевых навыков и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Задачи:
-уточнить и систематизировать представления родителей о значении сказки в развитии речи ребёнка; -познакомить родителей с игровыми приёмами для развития речи детей посредством сказки; -способствовать формированию деятельностного подхода во взаимодействии родителей и детей; формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.
Оборудование и материалы: ноутбук, презентация по теме консультации, заготовки из картона и бумага, карандаши, фломастеры, клей, тарелочки для раздаточного материала, листы белой бумаги, памятки для родителей, игрушка «Колобок».
Ход практикума:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о роли сказки в развитии речи вашего ребёнка.
Прошу поднять руки тех, кому из вас читали сказки в детстве? А кто из вас помнит, когда вам прочитали (рассказали) первую сказку? А какую сказку, по словам ваших родителей, вы любили слушать больше всего в детстве? (Ответы) Какую сказку вы помните с того времени, как помните себя? (Ответы) Проделав этот небольшой экскурс в ваше детство, мы можем смело утверждать, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает в течение всего детства и остается с ним на всю жизнь. При этом необходимо осознавать, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Как вы думаете, развитию каких навыков способствуют сказки? (Ответы)
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то сказочные тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Если говорить непосредственно о связной речи, то, прежде всего, необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, передавая эмоции и тембр голосов героев, так, чтобы, к примеру, страшные слова волка или лисы, звучали действительно выразительно (Предложить кому-нибудь из родителей произнести слова волка (лисы, медведя) из сказки «Колобок»).
После такого прочтения сказки ребёнок захочет и сам поиграть со своим голосом, с удовольствием проговаривая реплики какого-нибудь героя (героев), непроизвольно запоминая смысл и последовательность событий. Таким образом, мы подводим его к пересказу. Как сделать пересказ более интересным и доступным для ребёнка? Что можно использовать, как вы думаете?( Ответы родителей: иллюстрации, игрушки и пр.)
Интереснее всего для детей, на мой взгляд, поиграть в сказку. (Показ на слайдах фотографий театрализованных игр детей).
Я предлагаю вам сделать совместно с вашим ребёнком простейшие фигурки для настольного и пальчикового театра: конусные игрушки и фигурки пальчикового театра. (Показ готовых фигурок на слайдах)
Важно, чтобы ребёнок принимал посильное участие в их изготовлении. Это будет способствовать не только развитию его интереса к предстоящей игре, но и развитию ручной умелости (мелкой моторики) через пользование ножницами, карандашами, кисточками. У вас у всех лежат заготовки для изготовления фигурок. Подумайте, какого сказочного героя вы хотели бы изготовить и можете приступать к работе.(Звучит спокойная музыка. Родители изготавливают фигурки.)
У вас получились замечательные фигурки! Вы заберёте их домой, где вместе с ребёнком сделаете ещё несколько фигурок для обыгрывания и пересказывания сказок.
А сейчас я познакомлю вас с другим способом помощи ребёнку правильно и последовательно пересказать сказку. Это метод пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова (короткие фразы). Иначе говоря - это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Суть этого метода заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Этот метод не только облегчает развитие общения, речи, а также может использоваться как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ слайда с пиктограммой к сказке «Красная Шапочка»). Как вы думаете, какая сказка зашифрована с помощью пиктограмм? (Ответы родителей.)
Предлагаю вам зарисовать с помощью пиктограмм сказку «Курочка Ряба».
(Звучит музыка. Родители работают.)
Дома, прочитав, новую сказку с вашим ребёнком вы можете вместе с ним зарисовать её с помощью пиктограмм, а затем попросить рассказать эту сказку.
Я думаю, если вы будете использовать предложенные мною методы, то в скором времени вы заметите, что речь вашего ребёнка стала более связной, логичной, а слуховая память заметно развилась. Но не менее важно сделать речь эмоциональной, образной, красивой. Как же всего этого достичь?Во-первых, через формирование умения задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.(Предложить родителям попробовать самим задать такой вопрос)
Формирование основ устной речи требует специального обучения.В этом плане особое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
•придумывать несколько однокоренных слов (Предложить придумать родственные слова к слову «лес». (лесок, лесник, лесовик));•учить рифмовать два слова («Назовите слова-рифмы из сказки «Теремок»».); •составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Например, «Красная Шапочка» - «Красная Шапочка идет». (Предложить попробовать продолжить дальше самим.(«Красная Шапочка идет по дорожке» - «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.)) Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: •найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова (Предложить назвать ласковые слова из сказки «Курочка Ряба»); •сочинить длинное и в то же время смешное слово (Предложить подумать и ответить на вопрос: «Как мы можем сказать о лисе, какая она, если у неё пушистый хвост?» («пушистохвостая»)); •произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «колобок» (Предложить попробовать произнести это слово без гласных .(…) «А теперь придумайте и произнесите таким способом своё сказочное слово, а мы попробуем угадать!»); •определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (выбрать, например, только домашних животных или только диких). («Попробуйте, угадайте, что лишнее: лиса, заяц, избушка, собака, петух.»).
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать «узелки» сказочных «клубочков». Вот один из примеров такого клубочка.
Попробуйте развязать узелок. Сколько сказок свернулось в клубок?«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:
- Угадайте сказку по трем словам:
1) Коза, козлятки, волк («Волк и 7 козлят»)
2) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»)
- Или: В какой сказке есть такие слова?
Как же мне, медведюшка, не плакать? («Заюшкина избушка»)
Реченька, матушка, спрячь меня! («Гуси лебеди»)
В заключение хочется сказать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов, расширяют свой словарный запас, учатся правильно строить диалоги, развивают связную речь, которая становится более эмоциональной, образной, красивой. И в ваших руках помочь вашему ребёнку овладеть всем этим богатством.
Рефлексия.А сейчас, дорогие наши родители, мы бы хотели послушать вас, а поможет вам наш колобок. Катится колобок к Н.П, а она ему расскажет о том, какие приёмы будет использовать при воспитании своего ребёнка сказкой? (…) А теперь № расскажет о том, как она будет ребёнку помогать запоминать сказку.(…) № расскажет о том, что ей хочется попробовать со своим ребёнком из предложенного сегодня.(….) Колобок вернулся к нам. Спасибо всем за внимание! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...
«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Комплекс упражнений для формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Работа над звуковым анализом и синтезом...
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений у детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии»
Программа предназначена и ориентированана оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющихнарушения в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер....