Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Картавкина Татьяна Андреевна

 

Общая характеристика курса

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_klass.docx214.86 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: гриф НОО.jpg

Рабочая программа коррекционного курса

«Дефектологические коррекционно – развивающие занятия»

для обучающихся 4 «» класса

 (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

        

Количество часов: 85

 Составила: Логинова Т.А.

учитель-дефектолог

МБОУ гимназии г. Советский

2022-2023 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для 4 – х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • Рабочая программа по «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия»  составлена в соответствии  c адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) и задержкой психического развития (7.2) в  МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2022 г. №468 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Общая характеристика курса

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учебе.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на «85» часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 30 минут с 3-5 минутной релаксацией, гимнастикой для глаз и физминутками.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Ценностные ориентиры коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО. Ценностные ориентиры содержания начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования:

1.        Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

–        чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

–        восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.

2.        Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

–        доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

–        уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3.        Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

–        принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им;

–        ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

4.        Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

5.        Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

–        формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

–        развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

–        формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

–        формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Личностными результатами являются:
  • овладение правилами поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • овладение правилами игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
  • умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • умение налаживать контакт с людьми;
  • умение соблюдать правила игры и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
  • способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
  • этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
  • принятие установки на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.
  1. Метапредметными результатами являются:
  • навыки учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • умения учиться работать в паре и в группе;
  • навыки выполнять различные роли;
  • умения слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить еѐ до собеседника;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение задавать вопросы;
  • умение контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
  1. Предметными результатами являются:
  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6-8-элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей.

В результате реализации данной программы, обучающиеся должны научиться:

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • работать в группе (при групповых формах работы).

Содержание коррекционного курса

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, в их основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы.

Развитие памяти, внимания, мышления является важной базовой составляющей психического развития (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти) и познавательного развития детей, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет, при этом хорошо развиваются такие умения как: наблюдение, сравнение, обобщение, умение делать простейшие выводы, правильно отвечать и задавать вопросы, строить простейшие предложения и связи между ними.

В цикл практических упражнений включены задания на развитие познавательных процессов у младших школьников. Задания и упражнения подбираются с учетом рекомендаций отечественных и зарубежных авторов и перерабатываются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей 6-10 лет.

  1. Развитие аналитико-синтетической сферы.

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

  1. Развитие внимания.

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

  1. Развитие пространственного восприятия и воображения.

Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

  1. Развитие памяти.

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.

  1. Развитие личностно-мотивационной сферы.

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи.

Структурная модель дефектологического занятия во 4 классе

1.        Подготовительный этап.

Беседа «Приветствие» - снятие напряжения, подготовка к работе (1-2 минуты)

2.        Основной этап.

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения:

– «качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы;

– «ленивые восьмерки» - упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания;

– «шапка для размышлений» - упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

– коррекционная гимнастика для глаз: моргания, «вижу палец», «палец двоится».

Разминка (3 минуты)

Основной задачей этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

«Веселая переменка» (3-5 минуты)

Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Нестандартные задачи» (10 минут)

Умение ориентировать в тексте учебной задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

3.        Заключительный этап.

Релаксация (2-3 минуты)

Тематическое планирование

Дата

Название темы/урока

Содержание

По плану

По факту

29.09

Диагностика познавательных процессов.

Диагностика познавательных процессов: сформированности пространственно-временных представлений, восприятия, мышления, памяти, внимания, конструктивной деятельности, речевого развития, развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

01.10

Диагностика познавательных процессов.

04.10

Диагностика познавательных процессов.

06.10

Диагностика познавательных процессов.

08.10

«Найди отличия». ЛПЗ. РР. Осень.». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря.

11.10

«Зарисовки на листе. ЛПЗ. М. Ориентировка: правая, левая, верх, низ». Формирование навыков пространственной ориентировки.

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

13.10

«Труд людей осенью. ЛПЗ. Предложение». Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью.

Развитие речи, пополнение словарного запаса

15.10

«Зашифрованный рисунок». ЛПЗ. Впереди, сзади, между». Формирование навыков пространственной ориентировки.

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

18.10

«Школа». ЛПЗ. Чтение по слогам». Формирование знаний о школе.

Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

20.10

«Исключи лишнее». ЛПЗ. М. Цифры от 1 до 10». Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание.

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений.

22.10

«Дом» зарисовки. ЛПЗ. Геометрические фигуры». Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе.

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка.

25.10

«Найди отличия» ЛПЗ. Десяток». Формирование навыков счёта десятками.

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций.

27.10

«Угадай слово». ЛПЗ.РР. «Моя семья». Формирование знаний и представлений о членах семьи.

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.

08.11

«Сходство и различие». ЛПЗ. Нумерация». Формирование знаний порядкового счёт.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

10.11

«Сгруппируй предметы». ЛПЗ. Словарь. Одежда, обувь». Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними.

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка.

12.11

«Муха». ЛПЗ. Двузначное число». Формирование знаний двузначного числа.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

15.11

«Дорисуй девятое». ЛПЗ. Состав двузначного числа». Формирование знаний состава двузначного числа 10-15.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

17.11

«Исключи лишнее». ЛПЗ. Словарь. Овощи». Формирование знаний об овощах.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи.

19.11

«Что перепутал художник». ЛПЗ. Состав двузначного числа». Формирование знаний состава двузначного числа 15-20.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

22.11

«Зрительный диктант». ЛПЗ. РР. Фрукты». Формирование знаний о фруктах.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи.

24.11

«Запутанные дорожки». ЛПЗ. Единицы измерения». Формирование знаний о различных единицах измерения.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания.

26.11

«Найди отличия». ЛПЗ. Овощи и фрукты - разные продукты». Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты.

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса.

29.11

«Лабиринты. ЛПЗ. Единицы длины. См». Формирование знаний о единице длины см.

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти.

01.12

«Снежный ком». ЛПЗ. Ч. Зима. Зимние забавы». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх.

Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти.

03.12

«Внимательный художник». ЛПЗ.М. Единицы длины. Дм». Формирование знаний об единице длины дм.

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти.

06.12

«Продолжи логический ряд». ЛПЗ.РР.ПДД зимой». Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года.

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка.

08.12

«Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Второй десяток». Формирование знаний состава двузначного числа 20-29.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

10.12

«Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Жизнь зверей зимой». Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь.

Развитие речи, социально-бытовая ориентировка, социализация личности.

13.12

«Шнуровочки. ЛПЗ.М. Сложение чисел.». Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать.

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений.

15.12

«Составление рассказа». ЛПЗ. Ч. Деревья». Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход.

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса.

17.12

«Продолжи логический ряд». ЛПЗ.М. Числа 11, 12, 13». Формирование знаний чисел 11, 12, 13.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

20.12

«Найди отличия». ЛПЗ.РР. Комнатные растения». Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход.

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора.

22.12

«Лабиринты. ЛПЗ.М. Числа 14, 15, 16». Формирование знаний чисел 14, 15, 16.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

24.12

«Сходство и различие». ЛПЗ.РР. Зима». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря.

27.12

«Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.М. Числа 17, 18, 19». Формирование знаний чисел 17, 18, 19.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

29.12

Поиск ошибок в тексте. ЛПЗ.РЯ.ПДД весной». Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года.

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка.

10.01

«Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Число 20. Состав чисел в пределах 20». Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

12.01

«Зашифрованный рисунок», ЛПЗ.РР. Охрана здоровья». Формирование знаний о способах здоровьесбережения.

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса.

14.01

«Лабиринты», ЛПЗ. М. Углы». Формирование знаний об углах, их виды.

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса.

17.01

«Волшебный мешочек». ЛПЗ.Ч. Кукольный театр». Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений.

19.01

«Сходства и различия». ЛПЗ. РР. Домашние животные». Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов.

21.01

«Мозаика». ЛПЗ.РЯ. Пальчиковый театр». Формирование умения обращаться с пальчиковым театром.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений.

24.01

«Найди отличия». ЛПЗ.РЯ. Инструменты». Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке.

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

26.01

«Корректурная проба», ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых. Формирование знаний о перестановке слагаемых.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

28.01

«Исключи лишнее». ЛПЗ.Ч. Дикие животные». Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов.

31.01

«Графический диктант». ЛПЗ. М.Форма». Формирование навыка дифференцировать предметы по форме.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

02.02

«Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Цвет». Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

04.02

«Запутанные дорожки». ЛПЗ. М.Равенства». Формирование знаний о равенствах.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков.

07.02

«Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Знаки препинания». Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи.

09.02

«Дорисуй девятое». ЛПЗ.М. Величина». Формирование навыка дифференцировать предметы по величине.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

11.02

Поиск ошибок в тексте. ЛПЗ. Ч. Чтение изучаемых произведений. Чтения текстов из программных произведений целыми словами.

Формирование навыков беглого и правильного чтения целыми словами.

14.02

Обобщающий урок. Повторение пройденного.

Коррекция памяти, мыслительных операций.

16.02

«Поиск ошибок в тексте». ЛПЗ. РЯ. Зоопарк». Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними.

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса.

28.02

«Внимательный художник». ЛПЗ. РР. Части тела». Формирование знаний частей тела человека.

Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека.

02.03

«Продолжи логический ряд». ЛПЗ. М. Неделя». Формирование знаний названий дней недели, их последовательности.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

04.03

«Продолжи логический ряд». ЛПЗ. М. Неделя». Формирование знаний названий дней недели, их последовательности.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

07.03

«Исключи лишнее» ЛПЗ.Ч. Правила гигиены». Формирование знаний гигиены.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления.

09.03

«Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.М. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать.

11.03

«Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Птицы». Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса.

14.03

«Графический диктант». ЛПЗ.М. Многоугольники». Формирование знаний о многоугольниках.

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса.

16.03

18.03

«И мы…». ЛПЗ.РР. Насекомые». Формирование знаний о насекомых, их разнообразии.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса.

21.03

23.03

«Зрительный диктант». ЛПЗ. М. Нумерация чисел в пределах 20». Формирование знаний порядкового счёта до 20.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

25.03

«Угадай слово». ЛПЗ.Ч. Моя мечта». Формирование навыка составления рассказа самостоятельно.

Развитие монологической речи, развитие мышления, развитие памяти.

28.03

30.03

«Что перепутал художник?». ЛПЗ. РЯ. Путешествие по стране». Формирование знаний о природе и достопримечательностях нашей страны.

Расширение кругозора, развитие воображения, развитие описательной стороны речи, развитие наглядно-образного мышления.

01.04

«Исключи лишнее» ЛПЗ.Ч. Правила гигиены». Формирование знаний гигиены.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления.

04.04

«Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Знаки препинания». Закрепление правил написания знаков в конце предложений.

Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи.

06.04

«Запутанные дорожки». ЛПЗ. М.Равенства». Формирование знаний о равенствах.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков.

18.04

«Запутанные дорожки». ЛПЗ. М.Равенства». Формирование знаний о равенствах.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков.

20.04

«Графический диктант». ЛПЗ.М. Многоугольники». Формирование знаний о многоугольниках.

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса.

22.04

«Дорисуй девятое». ЛПЗ.М. Величина». Формирование навыка дифференцировать предметы по величине.

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

25.04

Право, лево, верх-низ. ЛПЗ. Зарисовки на листе.». Формирование навыков пространственной ориентировки.

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

27.04

«Описание предметов». Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Развитие общей, мелкой и речевой моторики, предметно-практических действий, психических процессов.

29.04

«Сходство и различие предметов» Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

Развитие психических процессов, графо-моторных навыков. Развитие навыков речевой коммуникации, произносительных навыков, слухового восприятия, социально-бытовой ориентировки, психических процессов.

04.05

06.05

Обобщающий урок. Повторение пройденного.

Коррекция памяти, мыслительных операций.

11.05

Обобщающий урок. Повторение пройденного.

Коррекция памяти, мыслительных операций.

13.05

Обобщающий урок. ЛПЗ. РР. Лето». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря.

16.05

Обобщающий урок. ЛПЗ. РР. Лето». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря.

18.05

Диагностика познавательных процессов.

Диагностика познавательных процессов: сформированности пространственно-временных представлений, восприятия, мышления, памяти, внимания, конструктивной деятельности, речевого развития, развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

20.05

Диагностика познавательных процессов.

23.05

Диагностика познавательных процессов.

25.05

Диагностика познавательных процессов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1.  Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007);

  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007;

  3. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004;

  4. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001;

  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001;

  6. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов и дефектологов. – Волгоград: Перемена, 1993.;

  7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.;

  8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

  9. Учебный и раздаточный материал для занятий: Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Занятия по развитию познавательных способностей. 1-4 класс. М.-2010 г.

  10. Мебель и оборудование: стол, стулья, парты, шкаф для пособий.

  11. Технические средства обучения: персональный компьютер, телевизор.

  12. Раздаточный материал: цветные карандаши, бумага, тетради, ручки, ножницы, трубочки и массажные мячи, «Су – Джок».

  13. Индивидуальный раздаточный стимульный материал для диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.).

  14. Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета)

  15. Плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика).

  16. Пособие «Дидактические игры на липучках», альбомы «Фрукты и овощи», «Лабиринты», «Мазаика».

  17. Вязанный пальчиковый театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебные краски" 1-4 класс, соответствует ФГОС

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Волшебные краски краски» составлена на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП   МКОУ ОШ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа коррекционного курса "Дефектологические коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с ЗПР (7.2)

Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различным...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 2 «» (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Рабочая программа коррекционного курса«Дефектологические коррекционно – развивающие занятия»для обучающихся 2 «» (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)...