Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху" для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)
методическая разработка
Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху" для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiho-razvivayushchie_zanyatiya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол № 2 от 19.09.2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УР _______/М.Г. Жакун/ 19.09.2022г. | ПРИНЯТО на малом педагогическом совете Протокол № 1 от 20.09.2022г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора _________/О.В. Шеховцова/ 20.09.2022г. Приказ № 11 от 20.09.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
групповых психо-развивающих занятий
по курсу «Путь к успеху»
для обучающихся 9 класса
(АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)
Срок реализации – 1 год
Педагог-психолог Тузова Е.К.
Санкт – Петербург
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Путь к успеху» для обучающихся 9 класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Общая цель: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов.
Воспитательная цель: формирование современной личности, воспитанной в новой российской школе: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
В соответствии с АООП ООО ЗПР ФГОС определяются общие задачи курса:
- познакомить выпускников с особенностями и процедурой прохождения экзамена для снижения тревоги;
- научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
- освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
- развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
- повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
Содержание программы коррекционно-развивающих занятий разработано на основе программы психолого- педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к Единому Государственному Экзамену «Путь к успеху» Авторы: Н. Стебенева, Н.Королева.
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).
Используемые технологии обучения
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- иформационно-коммуникационные технологии.
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
- занятие, с элементами практического заданий;
- занятие с элементами игры;
- занятие с самостоятельной работой учащихся;
Методы и приемы обучения
- игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры);
- метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества);
- методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);
- когнитивные методы.
Виды деятельности учащихся на уроке
- работа с наглядным материалом,
- работа с письменными заданиями,
- рисование проективных рисунков,
- проговаривание своих переживаний и эмоций,
- работа со сказками,
- работа с использованием дополнительного оборудования,
- обсуждение целей занятий,
- прослушивание и работа с текстом,
- изображение чувств с помощью невербальных средств,
- рисование,
- составление рассказа,
- ответы на вопросы,
- анализ воздействия слова на чувства,
- просмотр и обсуждение отрывков из фильмов и мультфильмов,
- анализ чувств людей в заданных ситуациях,
- разыгрывание ситуации,
- анализ заданных ситуаций с различных точек зрения,
- изображение ситуаций с помощью мимики,
- нахождение закономерностей, установление аналогий; обсуждение различий, прохождение психологических тестов.
Формы текущего контроля знаний
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как
- диагностика в начале и конце года;
- творческие работы.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- снижение уровня тревожности относительно ГИА;
- повышение самооценки учащихся, уверенности в себе;
- освоение техник саморегуляции, самоподдержки.
Метапредметные результаты:
- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
- повышение стрессоустойчивости.
Предметные результаты:
- знакомство выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ (ГИА);
- сформированность умения планировать и распределять свое время.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Темы занятий | Содержание |
1. Эмоции и поведение. 15 занятий | ||
1.Внешние проявления эмоций 2.Упражнения дыхательной гимнастики 3.Упражнения дыхательной гимнастики 4.Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние 5.Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние 6.Способы восстановления эмоционального равновесия 7.Способы восстановления эмоционального равновесия 8.Развитие навыков наблюдения и самонаблюдения 9.Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения 10.Обучение приемам релаксации и снятия мышечного напряжения 11.Развитие навыков самоконтроля поведения и регуляции собственных агрессивных проявлений 12.Развитие навыков самоконтроля поведения и регуляции собственных агрессивных проявлений 13.Освоение психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний 14.Освоение психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний 15.Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации | Упражнение «Арифмометр» Упражнение «Домики» Упражнение «Сердце класса» Упражнение «Корабль и скалы» Релаксация «Сосчитай до 20» Упражнение «Незаконченные предложения» Упражнение «Стряхни» Упражнение «Дракон моих недостатков» Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Мой внутренний мир» Упражнение «Сходства и различия» Упражнение «Ловля моли» Упражнение «Я так считаю» Упражнение «Точка опоры» Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Упражнение «Скульптура» Релаксация «Маяк» Упражнение «Молекулы и атомы» Упражнение «Лесенка» Упражнение «Я хочу, Я могу, Я буду» Релаксация «Сосчитай до 20» Упражнение «Ловля моли» Упражнение «Машина времени» Упражнение «Мои цели» Упражнение «Вспомни успех» | |
2. Способы снятия нервно-психического напряжения. 9 занятий | ||
1.Общение – важное умение 2.Отдых тоже важен 3.Самоощущения и саморегуляция 4.Я контролирую свое волнение 5.Я контролирую свое волнение 6.Я контролирую свое волнение 7.Методы расслабления 8.Методы расслабления 9.Методы расслабления | Развитие коммуникативных умений Снятие психофизического напряжения Тест «Мое самочувствие» Лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения Развитие позитивного образа «Я» «Как бороться со стрессом» Развитие группового взаимодействия «Стресс тест» Способы нейтрализации и снятия стресса Укрепление группового доверия | |
3. Как лучше подготовиться к экзаменам. 5 занятий | ||
1.Мои сильные и слабые стороны 2.Как мы воспринимаем информацию 3.Особенности памяти 4.Внимание и отвлекаемость 5.Закономерности развития мышления и внимания | Тест «Моральная устойчивость» Лекция по подготовке к экзаменам. Условия поддержки работоспособности, кинезиологические упражения. Дискуссия в малых группах, изучение способов закрепления лекционного материала. | |
4. Поведение на экзамене. 5 занятий | ||
1.Что такое стресс 2.Стресс вредный и стресс полезный 3.Секреты самоконтроля 4.Уверенность в себе 5.Постановка целей | Создание положительного настроя. Повышение групповой сплоченности. Формирование уверенного поведения в момент стресса Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Развитие самообладания в стрессовых ситуациях Дискуссия в малых группах, изучение способов закрепления лекционного материала |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Программа психолого- педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к Единому Государственному Экзамену «Путь к успеху» Авторы: Н.
- Сиротюк А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Творческий Центр, 2020.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- http://www.psycheya.ru
- http://www.psychology.ru/Library
- http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
- http: //www.psycatalog. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Психокоррекционное занятие по теме «День Победы», для обучающихся с задержкой психического развития.
Групповое коррекционно-развивающее занятие направленно на преодоление основных групп трудностей, которые испытывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию и развитие познаватель...
КОНСПЕКТ К ОТКРЫТОМУ групповому ПСИХОКОРРЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ «ЗИМНЕЕ ЧУДО» для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость, умеренная степень)
Описание занятия для детей с ОВЗ (умственная отсталость, умеренная степень)...
Конспект психокоррекционного занятия «Развитие ориентировки в пространстве» для обучающихся с умственной отсталостью (легкими интеллектуальными нарушениями)
Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление от...
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (7.2) 1 дополнительный класс
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности ...
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему: «Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина».
Конспект классного часа в 4 классе (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант) на тему "Сказки великого русского поэта А.С. Пушкина"....
Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся по АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2) по индивидуальному учебному плану для 1 класса
Рабочая программа учебного прдмета "Музыкально-ритмические занятия" для обучающихся по АООП с РАС (вариант 8.2)...